Что защитит дальневосточного краба?Заключение и реализация межправительственных соглашений в сфере противодействия ННН-промыслу – важная и нужная работа, но проблему необходимо решать комплексно, убежден президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. |
Соглашения по борьбе с ННН-промыслом, которые Россия заключила с азиатскими государствами, формально подразумевают, что специальным сертификатом должна сопровождаться только рыбопродукция из стран-участниц. «Так как соглашение двухстороннее, оно налагает определенные обязательства на тех, кто его подписал, но не предусматривает каких-либо действий в отношении третьих лиц», – рассказал Александр Дупляков в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства».
По мнению эксперта, добиться ситуации, когда наши партнеры будут проверять легальность происхождения всего импортируемого краба, будет достаточно сложно, хотя подвижки в этом плане есть.
– В 2010 году Россия присоединилась к Соглашению о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла – международному документу ФАО ООН. Это соглашение обязывает портовые власти стран-участниц запрашивать государства, под чьими флагами приходят суда с уловами, подтверждение легальности товара – только после этого можно получить разрешение на разгрузку. Однако документ еще не вступил в силу, – комментирует президент профильной ассоциации. – Когда документ ФАО заработает, ситуация изменится в лучшую сторону, хотя, предполагаю, произойдет это нескоро.
Также эксперт отметил значимость подписания в сентябре 2012 г. соглашения по борьбе с ННН-промыслом между Россией и Японией. По мнению Александра Дуплякова, это большой прорыв в сфере борьбы с незаконной добычей крабов на Дальнем Востоке.
Отвечая на вопрос: получится ли выбить из-под браконьеров прилавок с помощью соглашений? – президент ассоциации подчеркнул: «Несмотря на все трудности, заключение и реализация межправительственных соглашений в сфере противодействия ННН-промыслу – это важная и нужная работа. Но проблему необходимо решать комплексно. Сейчас браконьерский вылов превышает легальный, а ведь в 2011 году на Дальнем Востоке официально добыто 37 тыс. тонн крабов. Существует теневой рынок, по масштабам сопоставимый с легальным. Это трудно себе представить, но фактически мы не охраняем свои водные биоресурсы. При должном контроле промысла таких потоков браконьерской продукции просто не может быть. И наши соседи прекрасно это видят, в том числе и на своих прилавках, что также отражается на реализации подписанных соглашений. Прежде всего, требуется тщательно охранять биоресурсы в отечественных водах – без этого браконьерские потоки не остановить».
Александр Дупляков отметил, что ситуация с промыслом крабов на российском Дальнем Востоке постепенно меняется в лучшую сторону:
– С 2010 года официальный вылов и освоение общего допустимого улова постепенно увеличиваются. При этом объем нелегального вылова падает. За 2011 года страны-импортеры ввезли 82,4 тыс. тонн российских крабов (в пересчете на вес улова), в предыдущий год – 85 тыс. тонн. Это существенно ниже, чем наблюдалось в период с 1995 по 2009 годы. Так что усилия по борьбе с незаконным выловом краба не оказываются напрасными, – рассказал он.