На Дальнем Востоке будут созданы рыбные логистические центры и рынкиМинистерством по развитию Дальнего Востока РФ подготовлена подпрограмма «Развитие рыбоперерабатывающего комплекса», которая должна стать частью государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». |
Как сообщил начальник отдела водно-биологических ресурсов минвостокразвития Сергей Лысенко, прибрежные территории ДВФО в 2012 году добыли 70% всего общероссийского улова. Ежегодный прирост объемов вылова рыбы и морепродуктов по Дальневосточному бассейну на протяжении последних 5 лет составляет 4,8% в год. Однако практически весь прирост уходит на экспорт. В его структуре преобладает рыба свежая и мороженая, на долю которой приходится до 90% зарубежных поставок. А вот доля экспорта рыбного филе – продукта высокой степени переработки – напротив, снизилась с 4,1% в 2009 году до 2,7% за январь-ноябрь 2012 года.
Рыбачить по-прежнему любят в тени
Экономический рост последних лет обеспечивается в основном за счет увеличения физических объемов вылова, благоприятной конъюнктуры мировых цен на ВБР и введения государством льготного режима налогообложения для рыбаков, повлекшего снижение затрат более чем в два раза. Ситуация, по оценке Сергея Лысенко, усугубляется уходом отрасли в теневой сектор. Разница в физических и стоимостных объемах поставляемой рыбопродукции с Дальнего Востока в страны АТР составляет от 1,5 до 7 раз, что в стоимостном выражении оценивается в сумму порядка 1,5 млрд долларов.
Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов высказал несогласие с оценкой объемов браконьерства со стороны официальных дальневосточных промысловиков. По его мнению, контроль за перегрузкой рыбы в море является полным и не позволяет уходить за границу значительному количеству неучтенной продукции. Браконьерством же занимаются суда под «удобными флагами», ведущие нелегальный промысел в экономзоне РФ. А основное расхождение в данных российских и иностранных таможенных служб связано с особенностями декларирования рыбопродукции. Так, в Корее, например, принимая рыбу от россиян, проводят ее как пришедшую из России. Но корейцы затем часть этого объема везут на продажу в Японию, где местные таможенные службы снова учитывают ее как поставки из России.
Основными объектами промысла – более 80% общего объема вылова по Дальневосточному бассейну – являются минтай (59%), лососевые (19%) и сельдь (до 5%). Минтай – валютоемкий объект, более 90% которого экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в основном в мороженом виде с низкой добавленной стоимостью. В 2011 году экспорт сельди составил 165 тыс. тонн – в 3 раза выше уровня 2009 года, из них в Китай экспортировано почти 129 тыс. тонн – около 80%. Экспорт лососевых тоже растет: если в 2010 году их было экспортировано 100 тыс. тонн, то в 2011-м уже 164 тыс. тонн.
Отечественный холод в дефиците
В дальневосточные порты доставляются уловы ВБР для прохождения таможенного контроля, отгрузки рыбопродукции на экспорт и перевалки на внутренний рынок страны. При этом объем перевалки имеет тенденцию к снижению. Одна из причин такого положения – отсутствие свободных морозильных емкостей на берегу, в связи с чем уловы доставляются в порты, проходят таможенный контроль, но на берег не выгружаются.
Всего в ДВФО объем действующих припортовых холодильных мощностей составляет 97 тыс. тонн, что явно недостаточно для дальневосточных уловов. При этом общий объем холодильников рыбоперерабатывающих предприятий округа составляет около 380 тысяч тонн, мощности которых на 50% используются в период путины для перевалки рыбы, а в остальное время для хранения иной пищевой продукции либо стоят отключенными.
Недостаток холодильников выгоден торговым посредникам. На фоне растущих уловов и переполненности портовых холодильников рыбаки вынуждены продавать за бесценок то, что не сумели переправить за рубеж.
- Посредники полностью управляют рыбным рынком Дальнего Востока, выжидая максимального снижения цен на рыбу, – констатирует Сергей Лысенко. – Ярким примером является оператор стивидорных услуг и холодильных мощностей ООО «Дальрыбпорт», который искусственно ограничивает объем отгрузки рыбопродукции в центр страны, увеличивая посреднические наценки на этапе движения рыбы между бортом судна и вагоном.
Добавляют проблем тарифная политика частных железнодорожных перевозчиков, недостаток рефрижераторных вагонов и отсутствие их производства в России. Необоснованно высокими остаются и тарифы провоза рыбы по Северному морскому пути.
Ни хранить, ни торговать…
Альтернативой отечественной портовой инфраструктуре являются иностранные логистические центры, оснащенные высокотехнологичным складским и холодильным оборудованием емкостью на миллионы тонн единовременного хранения. Практически вся дальневосточная рыба, в том числе выловленная браконьерским способом, принимается ими на хранение, реализуется через электронные торги, приобретая легальный статус. Анализ показывает, что с одного доллара дохода, полученного от продажи рыбопродукции на мировом рынке, рыбакам достается 22 цента, обслуживающим техническим отраслям – 17, торгово-логистическим компаниям – 40, государству – 21 цент. Потому в качестве основных инструментов эффективного регулирования отрасли минвостокразвития предлагает создание на российском Дальнем Востоке логистических центров международного уровня и организацию на их базе электронной торговли рыбопродукцией. Предлагается увеличить мощности припортовых холодильных камер на 455 тыс. тонн. В частности, два холодильника по 20 тыс. тонн планируется построить в Ванино и Советской Гавани, одну морозильную камеру на 15 тыс. тонн – в Хабаровске.