Гладко только на бумаге?Потребность России в промысловых судах до 2025 г. оценивается минпромторгом в 400 единиц различного тоннажа и назначения. В министерстве уверены: российские судостроители имеют возможность удовлетворить от 60 до 90% этого спроса. |
В утвержденной госпрограмме «Развитие судостроения на 2013–2030 гг.» отмечено, что система законодательной поддержки данной отрасли в России только начинает создаваться. С 2009 г. в бюджет страны включаются целевые статьи расходов, реализуется комплекс налоговых, таможенных и иных льгот (субсидий). К примеру, они предусмотрены для судовладельцев, регистрирующих суда в российском международном реестре. Льготы распространяются на налоги на добавленную стоимость при приобретении судна, прибыль, имущество, транспортный налог, страховые взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с заработной платы.
В качестве примера в программе приводится и оценка финансовых прогнозных показателей (с учетом действующих льгот) от сдачи в аренду судна – сейсмического НИС-катамаран, концептуальный проект которого был разработан в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 гг. Утверждается, что использование льгот позволило увеличить чистую прибыль судовладельца на 49%, а срок окупаемости судна – снизить с 10 до 7 лет.
Меры поддержки отечественного судостроения необходимо предусмотреть и в последующих нормативно-правовых актах, говорится в госпрограмме. В части развития отечественного рыбопромыслового флота указывается на необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О рыболовстве…» – с целью создания условий для строительства судов в отечественных организациях.
Также планируется рассмотреть возможность создания правительством фонда утилизации морских рыбопромысловых судов в возрасте 26–30 лет и более. Средства этого фонда могут использоваться исключительно для строительства рыбопромысловых судов, т. е. засчитываться как целевой взнос компании-лизингополучателя. «Принятие этих и иных мер обеспечит пополнение портфеля заказов организаций отечественного судостроения», – говорится в госпрограмме. Правда, более конкретной информации о создании утилизационных фондов в документе не содержится – «схема их формирования и функционирования подлежит специальной проработке».
В общей сложности разработчики госпрограммы подсчитали, что потребность России в промысловых судах до 2025 г. составляет примерно 180 крупных и средних судов различного назначения и более чем 220 малых общей стоимостью более 170 млрд рублей. «Российские судостроительные организации имеют возможность почти полного (до 90%) удовлетворения внутреннего спроса на средние и малые суда, а на большие океанские – до 60%», – утверждают специалисты минпромторга.
Решение задачи обновления промыслового флота сопряжено с необходимостью разработки ряда мер господдержки и регулирования. Как отмечается в программе, в их числе следует рассматривать создание лизинговых компаний, ограничение доступа на российский рынок старых зарубежных судов, а также пересмотр принципов квотирования.
Отметим, что в ноябре 2012 г. на обсуждении проекта госпрограммы развития судостроения в правительстве министр промышленности и торговли Денис Мантуров подчеркнул: формат работы по предоставлению квот «под киль» уже согласован с минсельхозом. Вместе с тем и сами рыбопромышленники, и ФАР на протяжении последних лет настаивали на недопустимости изменения подобным образом принципов квотирования. После утверждения государственной программы рыбацкая общественность подготовила ряд контрпредложений, которые помогли бы соотнести интересы судостроителей и рыбаков.
Кроме того, программой развития судостроения предусматривается разработка типовых проектов универсальных судов, «удовлетворяющих требованиям различных компаний, с целью повышения серийности заказываемых судов». Уже заказаны проекты современного большого тунцеловного сейнера и большого морозильного траулера для добычи ставриды в Тихом океане. Стоимость работ составляет 75 млн рублей. Однако, по оценке экспертов, уже сейчас очевидно: эти суда никогда не будут востребованы.