Контрактная система госзакупокПрезидентом подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он призван заменить закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». |
Цель контрактной системы – внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов. Отдельное внимание уделяется планированию закупок, оценке их обоснованности. Заказчики обязаны составлять планы закупок (на срок действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы-графики закупок. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Вводится нормирование – установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе их предельной цены. Это должно исключить необоснованное приобретение предметов роскоши и товаров (услуг) категории «люкс». Предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок на сумму более 1 млрд руб. Закон устанавливает новые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Помимо открытых конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок цен могут применяться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, а также запрос предложений. Сохранена возможность заключения контракта с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры не состоялись, но с определенными ограничениями. Уменьшен срок проведения открытого конкурса с 30 до 20 дней со дня размещения извещения.
Установлены особенности закупок, осуществляемых бюджетными учреждениями. Прописаны методы определения начальной (максимальной) цены контракта.
Для борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25%. Возможно заключение контрактов жизненного цикла (на закупку товара и его последующее обслуживание, эксплуатацию, ремонт и утилизацию). Вводится банковское сопровождение контрактов. При осуществлении закупок предоставляются преимущества не только учреждениям УИС, организациям инвалидов, малому бизнесу, но и социально ориентированным некоммерческим организациям. Предусмотрено ведение реестра банковских гарантий, выданных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта. Урегулирован порядок изменения и расторжения контракта. Предусмотрены мониторинг закупок и аудит результатов исполнения контрактов. Для обеспечения прозрачности закупок создается единая общедоступная информационная система. В ней размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов, каталоги товаров (работ, услуг), результаты мониторинга и аудита закупок и многое другое.
Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., должны сформировать специальные контрактные службы. Иные заказчики обязаны назначить контрактного управляющего. Кроме того, вводится общественный контроль за закупками.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие.
Пресс-служба правительства Камчатского края.