Рыбаки не должны остаться без поддержки спасателейНадо предпринимать все возможное для того, чтобы строился новый флот для аварийно-спасательных работ, считает начальник ФГБУ «Приморрыбвод» Елена Януш. |
21 апреля – день рождения экспедиционного отряда аварийно-спасательных судов. Он был основан на Дальнем Востоке 51 год назад и за это время не раз менял свою структурную принадлежность. В последний раз – в 2008 году в связи с расформированием администрации рыбного порта во Владивостоке – отряд вошел в состав «Приморрыбвода». Сейчас стало очевидным, что и этот вариант не окончательный. 10 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о реорганизации Приморрыбвода и Мурманрыбвода путем выделения из них экспедиционных отрядов аварийно-спасательных работ. Рыбохозяйственный комплекс два последних десятилетия вообще живет в состоянии перманентных реформ и переподчинений. Начальник ФГБУ «Приморрыбвод» Елена Януш работает в рыбной отрасли с середины 90-х годов, и все эти изменения происходили и происходят на ее глазах. В интервью РИА Fishnews.ru она особенно подчеркивала, насколько необходима скорейшая модернизация спасательного флота и как важно сохранить костяк уникальных специалистов, работающих на этих судах.
«Естественно, что спасательный, как и рыбопромысловый флот, стареет. Это самая большая наша проблема. Средний возраст наших судов на сегодня – 35 лет при нормативах в 26 лет», – рассказала собеседница информагентства.
По ее словам, руководство аварийно-спасательного отряда и руководство «Приморрыбвода» предпринимали все посильные действия для того, чтобы привлечь внимание к этой проблеме. Организация направила соответствующие письма в Росрыболовство, подняла вопрос на съезде рыбаков и в результате добилась того, чтобы в федеральную целевую программу включили строительство спасательных судов.
Елена Януш отметила, что большие проблемы связаны с ремонтом судов: «За последние годы цены на услуги судоремонта увеличились, а ремонтная база продолжает сокращаться – мы теряем эту отрасль для гражданских судов на Дальнем Востоке». По словам начальника Приморрыбвода, ремонтные услуги оказываются далеко не на высшем уровне. «Качество, сроки выполнения работ и квалификация специалистов оставляют желать лучшего. Стареет и оборудование, и кадры. На судоремонтных заводах Министерства обороны еще терпимо, а у гражданских дела обстоят хуже», – заверила Елена Януш.
«Флот наш, конечно, старый, но благодаря усилиям экипажей и других специалистов он еще может поработать. И пока у него еще есть остаточный ресурс, надо предпринимать все возможное для того, чтобы строился новый флот для аварийно-спасательных работ», – заявила руководитель Приморрыбвода. Она добавила, что средства нужны и для того, чтобы тот флот, который еще может поработать, был введен в строй. «Согласно законодательству, предъявление судна на класс должно происходить каждые 5 лет независимо от того, стояло судно в порту или ходило в море. А это довольно дорогостоящее мероприятие и на него средств нам не хватает, поэтому часть судов находится в отстое», – отметила собеседница информагентства.
С 1995 г. спасатели оказали помощь 835 судам рыбопромыслового флота. Последствия аварий и аварийных происшествий ликвидировались как в районах промысла, так и на акватории порта Владивосток, где в зимнее время базируется до 300 рыбопромысловых судов. «По сути, каждая из восьми сотен операций по-своему уникальна и сложна. Всякое бывало – и тушили, и пробоины заделывали, и винты меняли прямо в море, и гидроакустическую аппаратуру ремонтировали под водой», – рассказала Елена Януш.
«Государство заинтересовано в том, чтобы не гибли люди, ловилась рыба, платились налоги и зарплата, развивалось цивилизованное производство. Все это невозможно без функционирования экспедиционного отряда аварийно-спасательных судов. Время принятия решения уже наступило. И если флот не будет строиться, то старый будет списываться, а рыбаки останутся без поддержки спасателей», – резюмировала собеседница информагентства.