Газета «Рыбак Камчатки»

Юрий МЕРКУЛОВ: «Я привык побеждать!»

- Я чрезвычайный оптимист, добрый и веселый человек, – так говорит о себе лучший судомеханик этого года Юрий Анатольевич МЕРКУЛОВ. С этим не поспоришь – рыбак, почти 35 лет отдавший морям, по-прежнему бодр, энергичен, любит шутить и заверяет, что уходить на тихий берег в принципе не собирается.

- Как начинался ваш морской путь?

- В юности приехал с Алтая во Владивосток и поступил в мореходную школу на моториста. Для этого после окончания средней школы я направил кучу вызовов во все известные мне рыбные учебные заведения. Первым вызов пришел из Владивостока. Был молод, глуп, поэтому как-то сразу не додумался, что лучше было сразу идти в высшее учебное заведение.

- Но ваша учеба прошла благополучно?

- Представьте себе, спустя 2 месяца учебу бросил. Потому что одноклассники только что пришли из Сан-Франциско и вдохновили меня своими красочными рассказами. Я понял, что у меня просто нет времени на учебу – я должен идти в море, путешествовать, узнавать другие страны.

Тогда снова устроился в дальневосточное пароходство мотористом – за это время несколько раз побывал на Камчатке по линии Владивосток – Петропавловск. Однако спустя год меня призвали в армию, где я 3 года отслужил на флоте, – на камчатском военном корабле в бухте Крашенинникова.

- Почему не остались на военном флоте?

- У моего покойного отца родной брат погиб на флоте. Он всю жизнь мечтал, чтобы я продолжил его дело – связал свою жизнь с морем. На военном флоте я, конечно, не остался, так как ходить строем – не для меня. Но рассказы отца о море вдохновили меня все же связать жизнь с этой стихией, о чем ни разу не пожалел.

- Что же было после армии?

- Я отправился на берег и взял направления со всех крупных камчатских рыбодобывающих предприятий. Однако полетел домой и поступил в Новосибирский институт на инженера водного транспорта. Но тут же его бросил, потому что нестерпимо потянуло на Камчатку. Так, в 1979 году я вернулся на полуостров и устроился в «Океанрыбфлот» (тогдашний БОР). На протяжении следующих 11 лет ходил в моря в должности моториста, котельного машиниста, слесаря, машиниста РМУ. То есть, какая вакансия была, на ту и шел. В те годы флот был большой, состоял из 60-ти судов, поэтому с правом выбора все было отлично. Теперь выбирать сложнее.

- В последнее время многое изменилось…

- Раньше на судах нередко процветало разгильдяйство – то судно по году стоит на ремонте, то кто-то запил. Теперь все иначе. Понятно, что, когда предприятие находится в частных руках, сразу же возрастает трудоемкость и повышается контроль за качеством работы, так как каждый день простоя приносит материальные потери. Сегодня нагрузка на рыбака возросла колоссально и параллельно сами собой «отпали» лодыри, алкоголики и не слишком квалифицированные работники. Действует, так сказать, естественный отбор. И хотя сейчас вербуется очень много иногородних, у нас на предприятии основная ставка всегда делается на местных.

- Вы говорите, что рабочие специальности вам не слишком нравились…

- Да, я не был в восторге, потому что случалось, что мной руководили безграмотные люди. Возможно, у меня повышенные требования к себе и окружающим. Я недолюбливаю малообразованных и недальновидных людей. Поэтому, поработав так некоторое время, я решил поступить в среднее мореходное училище на судомеханика.

- В новой должности вы почувствовали себя комфортнее?

- Так я доработал до второго механика, но история повторилась. Часто мне попадались очень высокомерные стармехи, которые не компенсировали свое высокомерие грамотностью. Мне это снова было не по душе, поэтому я поступил учиться в КамчатГТУ.

- В учебе не разочаровались?

- Учиться мне нравилось. Я даже пожалел, что по нашей специальности не было аспирантуры. Профессор Ткаченко мне, как одному из самых подающих надежды студентов, дал для написания диплома тему, которой в вузе никто раньше не занимался. То есть, я был первопроходцем. Моей задачей было переоборудовать катер типа ВРД в парусно-моторную шхуну. Представьте себе, чуть ли не на старости лет пришлось изучать парусное дело. Я не вылезал из библиотек, делал расчеты, чертежи, при том, что моей основной специальности это практически не касалось. В итоге профессор оставил нашу работу для диссертации. А все началось с того, что когда на 2-м курсе писал курсовую, был в море – спросить было некого. Поэтому пришлось все делать самостоятельно. В итоге расчеты получились в 3 раза короче предполагаемых. Профессор был очень удивлен. При этом мне было уже 50 лет.

В 2007 году закончил и пошел работать уже стармехом. Очень важно с кем работаешь. С капитаном Андреем Романчуком мы сотрудничаем уже 12 лет. Я считаю, что он лучший капитан в «Океанрыбфлоте».

- Вы серьезно относитесь к сотрудникам своей службы?

- Более чем. Я набираю людей преданных мне лично. Кроме того, считаю, что практически никогда не бывает плохих людей. Своим оптимизмом даже из лентяев я делаю работяг. Потому что к каждому человеку всегда можно найти подход. Для меня человеческий фактор стоит на первом месте, профессиональный – на втором. Если что-то не получается, я научу.

Ко всему прочему, я сам человек не кабинетный, поэтому неусыпный контроль для меня – дело обычное. Считаю, что стармех должен быть в курсе всего, что происходит на судне.

- Победа в конкурсе для вас естественна?

- Дело в том, что я всегда настраиваю свою судомеханическую службу на то, что мы должны быть победителями, что у нас будет лучше, чем у всех. В подавляющем большинстве рейсов все именно так и получается.

- Но вы же больше руководитель…

- Это как сказать! Любой человек, работающий со мной на судне, знает, что при необходимости я залезу в любую грязь. И другим механикам, если там что-то не так, будет просто стыдно.

- Что самое сложное в вашей работе?

- Для меня тяжелее всего физически – кратковременные стоянки в порту. Так как для стармеха здесь отдыха нет – работаешь до 8–9 часов вечера, в выходной могут вызвать, совершенно невозможно расслабиться. А в море я просто «отключаюсь» от берега, «зомбирую» себя.

- Интересно, как после такой напряженной работы вы проводите отпуск?

- Очень разнообразно и насыщенно. Могу съездить на природу с друзьями, сходить в театр, ресторан, ночной клуб, на концерт какой-нибудь группы. Ну и, конечно, не упускаю возможности слетать к себе на родину – на Алтай.

- Скучаете по родине?

- Нет! Через месяц там я уже скучаю по Камчатке – я в нее влюблен и уезжать отсюда никуда не собираюсь.

- Из сына рыбака не получилось?

- Нет, как и из большинства современных молодых людей. Как правило, в море продолжают ходить лишь заочники, а из очников лишь единицы. Потому что интенсивность работы высокая, зарплата маленькая, и чтобы стать старшим механиком, нужно постареть. А молодежь сегодня хочет все и сразу. Вот и вербуют их со всей страны…

- Тем не менее вы не собираетесь менять род деятельности?

- Мне нравятся большая ответственность, необходимость искать выход из сложных ситуаций, а еще – нравится побеждать. Думаю, не зря этой 

Дарья ЧЕРНЕНКО.