Олег Братухин: Каковы приоритеты, таков и флотВопрос обновления флота зависит от приоритетов в рыбной отрасли, а никак не наоборот, убежден председатель совета директоров «Морской инженерной компании» Олег Братухин. Пока, к сожалению, в обновлении флота не заинтересованы ни рыбаки, ни судостроители, отмечает эксперт. |
Без формулирования приоритетов в рыбной отрасли годы разговоров, сотни совещаний и километры исписанных протоколов на тему обновления флота не дадут результата, считает председатель совета директоров ЗАО «Русская пелагическая исследовательская компания» и ЗАО «Морская инженерная компания» Олег Братухин.
– Берусь утверждать, что ключевые вопросы развития отрасли, включая и обновление флота, полностью зависят от приоритетов развития отрасли, которые у нас в настоящее время, к сожалению, отсутствуют, – заявил эксперт в интервью Fishnews.
По мнению Олега Братухина, все зависит от того, какая отрасль нужна государству. Современная, прозрачная, с наибольшей эффективностью использующая богатства в собственной экономической зоне на основе современных стандартов промысла и, соответственно, самой современной техники, занимающая лидирующие позиции в Мировом океане? «Или как сегодня – серая, неконкурентоспособная, фактически скукожившаяся до размеров экономической зоны, где старые, отслужившие свой нормативный срок 30-летние суда, спроектированные 50 лет назад, работают по старым, послевоенным стандартам промысла и теряют из-за этого миллионы тонн пищевой продукции? Отрасль, продолжающая терять миллионы тонн ресурсов в Мировом океане и со стороны наблюдающая борьбу за биоресурсы в глобальном масштабе, когда все успехи отрасли связаны с тем, сколько уродилось минтая, то есть каков ОДУ?» – задается вопросом эксперт в области промышленного рыболовства и судостроения.
Если необходимо современное и конкурентоспособное в глобальном масштабе рыбное хозяйство, государство одновременно с передачей рыболовным компаниям своих ресурсов должно установить и современные условия их использования, то есть современные стандарты промысла, принятые в мире, считает Олег Братухин: «Рациональное, бережное и в то же время эффективное использование ВБР подразумевает наибольший выпуск продукции с каждого килограмма национальных ресурсов, бережное и полное использование сырья, поднятого на борт. Такие условия, конечно, потребуют введения современной системы учета вылова вместо нашей устаревшей, еще послевоенной системы. Тогда и появятся современные суда, удовлетворяющие этим требованиям», – добавил председатель совета директоров «Морской инженерной компании».
По словам Олега Братухина, в обновлении флота сегодня не заинтересована ни одна из двух сторон, участвующих в процессе, – ни наши рыбаки, ни судостроители.
– Это не теоретические рассуждения. Будучи заинтересованными в этом процессе, как профессиональные проектанты и судостроители, мы на протяжении ряда лет пытались убеждать рыбаков в необходимости строительства нового флота прежде всего по экономическим причинам. Мы показывали, что сегодня благодаря современным техническим достижениям созданы быстроокупаемые, высокоэффективные рыболовные суда, у которых годовой объем производства продукции находится около построечной стоимости судна. Это уже доказано мировой промышленностью. Но аргумент не работает, – рассказал эксперт.
Была и попытка зайти с другой стороны – показывая, сколько можно заработать на единице квот. Однако и эти доводы, по словам Олега Братухина, не работают. Получается, что рыбаки по большому счету не заинтересованы в качественном обновлении флота, сделал вывод собеседник Fishnews.
Такое положение дел он связывает исключительно с тем, что государство предоставило рыбакам квоты на 10 лет, а требований по их использованию нет. «Рыбаков все устраивает. Устраивает сложившая система, когда эффективность промысла, которую невозможно достичь за счет прозрачной работы старых судов, достигается за счет того, что специфические вопросы, особенно учета вылова, решаются известными способами. Прибыль, причем очень немалая, тоже есть: это можно видеть по тем дивидендам, которые публично выплачивают компании и которых хватило бы на обновление всего флота этих компаний. В целом высокорентабельный бизнес. Ну чего еще надо? Конечно, хотелось бы… квоты на еще более длительный срок. Именно такая позиция рыбацкого сообщества и выражена во многих документах конгрессов и недавнего съезда рыбаков. И ее вполне можно понять – рыбацкий бизнес сегодня все устраивает. Но это и есть симптом болезни. Значит, в отрасли что-то не так», – заявил Олег Братухин.
Но есть, по его мнению, и косвенные причины, которые влияют на процесс обновления флота. «Например, приложили руки к тому, чтобы убить любой, хотя бы даже праздный интерес рыбаков к новым судам и наши государственные проектные институты, когда, во-первых, предлагали совершенно ущербные по современным меркам проекты и, во вторых, называли заоблачные цены – больше 100 млн. долларов за крупнотоннажный траулер, приговаривая при этом, что, конечно, новые суда не могут быстро окупиться. А зачем и кому тогда нужны такие новые суда? В нагрузку?», – отметил председатель совета директоров «Морской инженерной компании».
Государственным судостроителям в лице ОСК, по его мнению, не очень хочется строить рыболовные суда. «Специфики и возни много, опыта нет, разные, относительно небольшие размерения, малый тоннаж, в лучшем случае мелкосерийное строительство при относительно небольших деньгах (если сравнивать с военно-морскими, атомными либо ледокольными заказами), требовательные заказчики (если только не подставить удобную государственную лизинговую компанию в качестве заказчика. Но тогда уже рыбакам придется расхлебывать будущие проблемы этих судов)», – комментирует эксперт. При этом он отметил, что вести строительство также негде, ведь «живые верфи уже загружены госзаказами, а разговоры о выделении пары стапелей на новых верфях для строительства рыболовных судов – не более чем хорошая мина при плохой игре, поскольку такое решение не способно обеспечить обновление флота».
По мнению Олега Братухина, единственной возможностью создания технически сложного сегмента российского гражданского судостроения (к которым, помимо рыболовных, относятся оффшорные суда, малые грузопассажирские суда, грузопассажирские паромы и другие относительно небольшие, но технически насыщенные и удельно дорогие суда) является привлечение в Россию ведущих игроков на рынке строительства технически сложных судов, обладающих главным - новыми судостроительными технологиями и современной организаций производства. «То, что сегодня для этого сложилась крайне благоприятная ситуация в мировом судостроении – факт. И есть чем привлечь в Россию – серьезным портфелем заказов со стороны рыбаков, который появится в результате введения современных стандартов промысла, заказами со стороны нефтегазовых компаний по строительству оффшорных судов для работы на российском шельфе, судов обеспечения и других подобных судов. Тогда мы будем иметь и современную рыбную отрасль, и развитое, технически сложное судостроение», – подчеркнул председатель совета директоров «Морской инженерной компании».