Рыбалка по наукеС того момента, как рыболовный флот вошел в район промысла для осуществления добычи, начинают полнообъемно работать технологии рыболовства – это целая наука, со своими приемами, методами и принципами организации. Между тем многие сегодня считают подобную «теорию» излишней. |
Мы привыкли к тому, что задача науки, именно отраслевого образования, – это подготовка востребованных кадров для рыбного хозяйства. С этой позиции сегодня оценивается деятельность учебных заведений, при этом, как правило, в тени общественного внимания остается научно-исследовательская работа вузов. Вместе с тем сами ученые отмечают, что одной из основных задач отраслевой науки является участие в решении вопросов совершенствования системы управления рыбным хозяйством.
«Одной из основных задач науки и практики современного промышленного рыболовства является оптимизация организационных рыбодобывающих систем и систем управления процессом лова для повышения показателей рыболовства. В своих последних публикациях я как раз поднимаю этот вопрос», – рассказала в интервью Fishnews заведующая кафедрой «Промышленное рыболовство» Дальрыбвтуза, к.э.н и эксперт «Открытой отрасли» Светлана Лисиенко.
По ее оценке, сегодняшние целевые установки по достижению рыбной отраслью запланированных значений представляют собой экстенсивный путь развития: чем больше выловил, тем лучше. Но этот рост происходит лишь за счет двух-трех основных массовых объектов. Так, ежегодное повышение ОДУ минтая, который осваивается на уровне 90-98%, однозначно приведет к достижению прогнозных показателей. Но таким образом не получится повысить качество работы всей системы «добыча» в Дальневосточном бассейне, где каждый промысловый район, каждая подзона имеет большой спектр объектов промысла, которым уделяется куда меньше внимания, отмечает Светлана Лисиенко.
«Инновационный путь развития отечественного рыболовства, к которому нам и следовало бы стремиться, должен быть ориентирован на его интенсификацию: чем больше вылов, тем он качественнее, – делает вывод кандидат экономических наук. – Я предметно занимаюсь вопросами организации управления рыболовством и считаю, что за основу все-таки необходимо брать комплексное освоение всех объектов каждой промысловой зоны. Для этого промысловую зону нужно рассматривать как многовидовую систему».
А чтобы освоение было более качественным, особое внимание нужно уделять грамотному выстраиванию самого промыслового процесса. «С того момента, как рыболовный флот вошел в район промысла для осуществления добычи ВБР, начинают полнообъемно работать технологии рыболовства. И это уже не биологические процессы. Это поле деятельности промрыбаков. Именно они должны владеть методами предотвращения выхода объекта промысла из зоны облова, принципами ведения рационального рыболовства, основанного на селективности применяемых технологий, организационно-управленческими приемами, направленными на оптимизацию ведения промысловых операций и соблюдение всех принципов эффективной организации производственного процесса. Все это можно и нужно оценивать – это производственная логистика применительно к процессу добычи ВБР, – обращает внимание завкафедрой «Промышленное рыболовство». – Сегодня же все настолько ударились в получение прибыли, что подобную «теорию» считают излишней.
«Мое лично мнение – нам недостает учета таких выстроенных организационных схем по всем районам промысла. Когда государство выдает рыбакам ресурс, оно должно и спрашивать об освоении. Сегодня по предприятиям просто распределяется процент от ОДУ и тонны. А почему при этом не ставится задача (план), что выделенный объем, к примеру, должен быть освоен на 85%? Почему не задается в качестве входного параметра еще и планируемое освоение? Да, рыболовство – это производственный процесс, который имеет ярко выраженный вероятностный и стохастический характер. Но нельзя говорить: «мы не будем это делать, потому что заведомо знаем, что погода будет плохая» – это не должно становиться парадигмой», – уверена Светлана Лисиенко.