Кластер раздораБухта Суходол стала краеугольным камнем в споре за инвестпроект. На прошедших в Приморье публичных слушаниях по созданию рыбного кластера главный проектировщик – московский филиал Исследовательского института Номура, – исследовав различные площадки, пришел к выводу, что эта бухта – наиболее подходящий вариант для реализации идеи. |
Слушания по проекту рыбного кластера, которые состоялись 20 мая во Владивостоке, должны были ответить на два главных вопроса: «где?» и «что?». Однако получить четких ответов бизнесменам не удалось.
Глава московского филиала АО «Исследовательский институт Номура» Ивата Акира сообщил, что специалисты обследовали 17 различных площадок. Главными критериями для выбора места были, с одной стороны, возможность разместить портовую, транспортную и иную инфраструктуру, близость коммуникаций и возможность подключения к ним, стоимость реализации проекта, а с другой - свободный и быстрый выход для переброски продукции, открытые ворота в АТР. Бухта Суходол, по мнению проектировщиков, отвечает всем параметрам.
То, что в этом же месте планируется реализовать другой, не менее амбициозный и прибыльный проект - построить угольный терминал, в институте Номура не учли. Точнее, «не знали», как заметил глава московского филиала. Однако присутствовавший на обсуждении гендиректор ООО «Морской порт «Суходол» Павел Колбасюк сообщил, что больше недели назад предприятие направило в адрес Исследовательского института Номура письмо, в котором предприятие предъявили претензии институту. «Разработчики кластера фактически закрыли глаза на планы строительства угольного терминала в той же бухте Суходол и на тех же земельных участках, которые в свою очередь обременены правами третьих лиц, а именно ОАО Холдинговая компания «СДС-Уголь» и ООО «Морской порт «Суходол», – заявил Павел Колбасюк. Вопрос остался открытым.
Не получил ответа и президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, который акцентировал внимание на отсутствии в представленной концепции анализа текущей ситуации в рыбохозяйственной отрасли. То есть какие именно административные барьеры мешают везти рыбу на российский берег (речь идет о пограничном и ветеринарном контроле). Проектировщики заявили, что «не поняли технического задания», однако «обязательно доработают свой проект».
Что касается использования и включения в кластер уже существующей инфраструктуры (что интересовало большинство участников обсуждения), то ее использовать не предполагается. Как отметил вице-губернатор Приморья Сергей Сидоренко, создать крупный инфраструктурный проект с нуля проще и правильней. «И уже вокруг него будет нарастать все необходимое, будет возникать новый город», - сказал он. Руководитель владивостокского морского порта Денис Сарана обратил внимание, что «это негативно повлияет на уже работающий бизнес», создав неравные условия для конкуренции.
Как сообщает корреспондент Fishnews, участников рынка обеспокоил тот факт, что проектировщики не слышат и не учитывают существующий бизнес, его проекты и предложения в своих исследованиях. «Ранее высказанные предложения, судя по материалам отчета, никак в работе не использовались и не учитывались. Как можно объяснить такое невнимание как заказчика, так и исполнителя работ к мнению профессионалов, причем именно тех, для кого, якобы, все и делается?» - задается вопросом генеральный директор Engineering & Development Company Антон Сухоруких.
Как признались сами проектировщики, им еще только предстоит изучить сам рынок, найти узкие места в логистике, понять структуру импорта и экспорта. Пока же все эти вопросы, которые так волновали участников обсуждения, отражения в исследованиях японского института не нашли.
Впрочем, публике была представлена лишь предварительная концепция. Ее планируется уточнить и дополнять, в том числе с учетом озвученных вопросов.
Однако широкая профессиональная общественность вряд ли сможет ознакомиться с результатами исследования. Чтобы прочитать их, необходимо лично прийти в Инвестиционное агентство Приморского края, которое курирует проект. «Это, конечно, не отвечает принципам открытости власти. А сам проект от такой скрытности вряд ли выиграет», - уверен председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. – Я благодарен руководителю Инвестагентства Андрею Аксенову за предложение прийти к нему в кабинет и лично ознакомиться с концепцией. Но, чтобы не отвлекать директора от более важных дел на благо Приморского края, Fishnews выставит этот проект в открытом доступе, чтобы у всех желающих была возможность изучить материалы».
Напомним, в перспективе рыбный кластер сможет обслуживать практически весь оборот рыбопродукции Дальнего Востока: переработка составит от 80 до 200 тыс. тонн, перевалка, логистика, хранение — от 320 до 800 тыс. тонн, торговля без перевалки на комплексе добавит еще 1 млн. тонн.
Отметим также, что прокуратура Приморского края выявила признаки нарушения требований федерального закона «О защите конкуренции» в ходе проведения конкурса по проекту кластера.Материалы проверки 7 апреля были получены Приморским УФАС. Как сообщил руководитель управления Сергей Вялых, решение – возбуждать дело о нарушении антимонопольного законодательства или нет – должно быть принято не позднее трех месяцев со дня получения материалов.