Где брать достойные кадрыУ преподавателей и работодателей разное понимание того, каким должен быть специалист, что он должен уметь и как и чему его надо учить, заключили участники координационного учебно-методического совета ДВ РУМЦ по образованию в области рыбохозяйственной и пищевой деятельности. |
В ходе заседания координационного совета по образованию в области рыбохозяйственной и пищевой деятельности, которое прошло в Дальрыбвтузе, ученые обозначили проблемы в области подготовки кадров и высказали предложения по их решению. Базовая проблема, по мнению участников встречи, состоит в том, что высшая школа, сам процесс обучения, оторван от реального производства, не соприкасается с рынком, а значит, не отвечает его потребностям, сообщил корреспондент Fishnews.
Анализируя компетенции студентов - будущих работников рыбного хозяйства, заместитель председателя президиума Дальневосточного регионального учебно-методического центра (ДВ РУМЦ) Анвир Фаткулин обратил внимание, что работодатели и преподаватели видят их совершено по-разному.
- В то время как работодатели на первое место ставят умение будущих работников проводить моделирование процессов и систем, преподаватели считают важным развить способность проводить предпроектное обследование объектов. На втором месте у работодателей - способность организации работы малых коллективов исполнителей, а у преподавателей - системный анализ предметной области, - рассказал Анвир Фаткулин.
При этом большинство работодателей, по словам ученого, считают, что качество литературы, по которым обучают будущих отраслевиков, «посредственное», а самой литературы недостаточно.
- Мы учим по устаревшим учебникам, которые часто не имеют ничего общего с реальным производством, - признал Анвир Фаткулин.
Говоря о проблемах взаимодействия высшей школы и рыбопромышленных предприятий, зампредседателя координационного совета в области рыбохозяйственной и пищевой деятельности, профессор Дальрыбвтуза Игорь Ким обозначил основную проблему при подготовке кадров:
- Действующие образовательные стандарты действительно не гармонируют с реальным рынком труда. Программы образования излишне консервативны: не позволяют подготовить выпускников к постоянно изменяющимся потребностям рынка труда, - отметил Игорь Ким.
Во-первых, во время теоретического курса студент не решает реальных задач и, соответственно, не формирует свою компетентность. В то же время производственная практика, где он мог бы получить необходимые практические навыки, слишком краткосрочна. Студент даже не получает представления о сути работы по специальности, считает зампредседателя координационного совета.
Во-вторых, в вузах отсутствует современная техническая база для полноценной практики студентов во время обучения. И одновременно с этим наблюдается дефицит преподавателей-практиков, владеющих навыками реального практического сектора. Привлечь же к учебному процессу производственников сложно: с одной стороны, из-за их высокой занятости, с другой – потому что труд приглашенных лекторов оплачивается невысоко.
- Отсюда и проблемы у молодежи с дальнейшим трудоустройством и в целом на местах работы, - полагает Игорь Ким. - Выпускник не имеет практического опыта, а работодателю требуется опытный работник. Если же устроиться на работу удалось, то только там молодой специалист начинает понимать, что проект - это не эффектная картинка, а реальный объект, и ошибки, безобидные в учебном процессе, могут существенно повлиять на качество и стоимость изготавливаемого продукта. Помимо этого молодой специалист зачастую совершенно не имеет навыков совместной деятельности со смежными специалистами, - заключил ученый.
Так, по его словам, технологи не знают возможностей оборудования, областей его наиболее эффективного функционирования. Механики в свою очередь не ориентируются в химических, микробиологических, ферментативных аспектах производства продукции. Производственный персонал часто вообще не имеет углубленного, системного и даже профильного образования.
Между тем, по мнению участников учебно-методического совета, только интеграция и системный подход в образовании позволят прогрессировать отрасли в дальнейшем. При этом профессиональное образование и практика не должны существовать параллельно. Напротив, лишь в тесном взаимодействии, постоянном контакте и диалоге педагогов и практиков возможно воспитать по-настоящему ценные и нужные кадры. Эти тезисы нашли свое отражение в решении, которое было принято по итогам заседания.
Приоритетной задачей на ближайшую перспективу ученые считают повышение эффективности взаимодействия с работодателями. В рамках ее реализации планируется развивать систему целевого набора и сопровождения «целевиков» по востребованным предприятиями направлениям и уровням. Организовать совместную с работодателями работу по мониторингу и прогнозированию потребностей промышленности в квалифицированных кадрах, а также привлечь производственников к разработке и реализации государственной политики в области среднего и высшего профобразования. Вместе планируется развивать образовательные программы, которые обеспечат прикладные квалификации выпускников (например, прикладной бакалавриат).
Другим направлением станет работа над совершенствованием самих компетенций выпускников. Работодатели будут участвовать в формировании модели «идеального выпускника», оценивать значимость компетенций, способствовать межотраслевому обмену опытом.
Планируется уделить внимание и качеству учебной литературы. При этом ученые надеются, что представители предприятий или профессиональные отраслевые объединения смогут активней участвовать в разработке учебных планов, методик и т.д.