Дальневосточная таможня завершила разбирательства по «Южморрыбфлоту»Находкинская таможня расценила поставку сайры с плавзавода «Всеволод Сибирцев» на территорию России как нарушение УК РФ. В группе компаний «Доброфлот» рассказали, какими принципами руководствовались при оформлении мороженой сайры с плавзавода. |
Ситуация, с которой столкнулась компания «Южморрыбфлот» (входит в ГК «Доброфлот»), вызвала большой резонанс: СМИ по всей стране – от федеральных до региональных – писали об оперативно-разыскных мероприятиях, которые провели в марте сотрудники таможен и Управления ФСБ России по Приморскому краю в офисе группы компаний и на борту плавбазы «Всеволод Сибирцев». Как рассказал ранее управляющий «Доброфлота» Александр Ефремов, в операции было задействовано два военных вертолета, около 12 человек из спецподразделений высадились на плавбазу, одновременно около 20 силовиков блокировали офис во Владивостоке. В «Доброфлоте» сразу поставили вопрос о том, насколько требовалась столь «мощная военная операция», если всю информацию можно было получить из официальных источников. О том, что действия таможенных органов в отношении ГК «Доброфлот» вызывают вопросы, заявили ранее в Росрыболовстве.
Стратегический проект «Доброфлота» обернулся обвинениями
27 апреля пресс-служба Дальневосточного таможенного управления объявила о завершении оперативно-разыскных мероприятий и проверки информации «о возможной причастности ЗАО «Южморрыбфлот» к незаконному ввозу на территорию России продукции морского промысла». Сообщается, что Находкинская таможня возбудила уголовное дело по фактам контрабанды стратегически важных ресурсов в крупном размере (ч. 1 ст. 2261 УК РФ) и уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершенного в особо крупном размере («г» ч. 2 ст. 194 УК РФ).
Предметом внимания контролеров стало 1,5 тыс. тонн мороженой сайры, ввезенной, как сказано в пресс-релизе, в порт Находка в адрес «Южморрыбфлота» в 2015 г.
«Согласно результатам оперативно-разыскной деятельности, сайра-сырец была добыта в водах Мирового океана иностранными морскими судами (Япония и Тайвань) и впоследствии перегружена на плавзавод «Всеволод Сибирцев», на котором подвергнута частичному потрошению и заморозке», – заявили в пресс-службе ДВТУ.
Компания «Южморрыбфлот» заявила ввезенную продукцию как товар Евразийского экономического союза, изготовленный на плавзаводе и, следовательно, не облагаемый таможенными платежами.
В таможне же считают, что действия, которые производились с рыбой на плавбазе, «выполнены исключительно в целях обеспечения сохранности продукции и удобства ее транспортировки, что не относится к операциям по переработке либо изготовлению товара». А значит, речь идет об иностранном товаре и за его ввоз на территорию РФ должны уплачиваться таможенные платежи.
«Таким образом, рыбопродукция, отнесенная к стратегически важным ресурсам, ввезена на территорию России незаконно, с уклонением от уплаты таможенных платежей», – заявили в ДВТУ. Подлежащие уплате суммы, по данным таможни, составляют 11,3 млн. рублей.
«Проведенные оперативно-разыскные и проверочные мероприятия подтвердили законность действий правоохранительных органов. В настоящее время по уголовному делу проводятся необходимые следственно-оперативные мероприятия по установлению всех обстоятельств совершения преступления и иных эпизодов противоправной деятельности компании», – говорится в пресс-релизе.
Ситуация, случившаяся с «Доброфлотом», буквально бьет по рукам компаниям, у которых есть желание работать в Мировом океане – стратегически важных для российского рыболовства районах, считает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. На уровне Правительства, Минсельхоза, Росрыболовства всегда говорилось о необходимости выхода в Мировой океан, и вот что получилось в результате, комментирует собеседник Fishnews. Он также подчеркнул, что продукция «Доброфлота» шла на российский рынок – такая политика также заявлена как государственно важная.
Георгий Мартынов обратил внимание, что в пресс-релизе говорится о «противоправной деятельности компании». Завершены ли уже разбирательства, насколько тщательно они проведены, чтобы наносить такими словами урон предприятию, реализующему проекты в тех областях, о важности которых говорится на государственном уровне? – озвучил возникающие вопросы руководитель АРПП.
Сайра преткновения
ГК «Доброфлот» ответила на сообщение Дальневосточного таможенного управления о возбуждении уголовного дела. Как отметил управляющий группой компаний Александр Ефремов, работа в Мировом океане с иностранными сдатчиками сырья потребовала длительной и обстоятельной подготовки, в том числе прорабатывался вопрос таможенного оформления. С этой целью 15 августа 2014 г. было направлено обращение в Находкинскую таможню; в письме от 15 сентября того же года было указано, какими нормами российского законодательства регулируется ситуация, но ответ, как правильно декларировать продукцию, не давался, рассказал рыбопромышленник.
«Мы самостоятельно изучали российское законодательство и привлекали независимых юристов. В результате мы все сделали вывод, что мороженая тушка (голова и хвост отрезаются, внутренности удаляются, рыба промывается, замораживается и упаковывается), изготовленная из сырца, поставляемого иностранными судами, является товаром российского происхождения», – рассказал Александр Ефремов.
В заявлении группы компаний приводятся основания для такого решения:
– «Доброфлот» ссылается на Правила определения страны происхождения товаров (предусмотрены межправительственным соглашением от 25 января 2008 г.): товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС) на уровне любого из первых четырех знаков. При переработке свежей сайры в мороженую тушку как раз и происходит такое изменение, заявили в ГК.
– По действующему законодательству мороженая рыба – отдельный вид готовой продукции, а не промежуточное состояние конечного продукта. Так, согласно приложению 7.7. СанПиН 2.3.4.050-96, любая рыбная продукция, которая подвергалась операции, изменившей ее анатомическую целостность, такой как потрошение, обезглавливание, нарезание, филетирование, измельчение на кусочки и т.д., является готовой продукцией.
– Общероссийский классификатор продукции относит рыбу мороженую к отдельному виду пищевой товарной рыбной продукции (код 92 6130 6).
– В соответствии с положениями части III разделов B и D «ОК 004-93. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» продукции «рыба мороженая» присваивается код 1512150, который относится к разделу D «Продукция и услуги обрабатывающей промышленности: рыба и рыбные продукты переработанные и консервированные», а не к разделу B «Продукция и услуги рыболовства», который включает рыбу живую, свежую и охлажденную.
– Согласно разделу 4.1 Санитарных требований при переработке морепродуктов на судах, «мороженая рыба» является пищевым продуктом переработки рыбного сырья.
– В соответствии с письмом Государственного таможенного комитета РФ от 8 августа 1995 г. N 07-10/11237 «О происхождении товара» свежая рыба, добытая иностранными судами и подвергаемая операции глубокой заморозки (замораживание до -18°C и ниже) на борту российских судов, является товаром российского происхождения.
– Судебная практика, заявили в «Доброфлоте», свидетельствует в пользу того, что совершение на борту российского судна операции по глубокой заморозке рыбы (до -18°C и ниже), выловленной иностранными промысловыми судами, является достаточным при признании этой продукции товаром российского происхождения. При этом в группе компаний ссылаются на Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 8 апреля 2013 г. по делу № А56-9068/2013.
«Как видите, мы провели серьезную юридическую работу, после того как не получили разъяснений от Находкинской таможни, как нам правильно декларировать завозимую продукцию. Когда мы эту продукцию привезли на российский берег и задекларировали как российский товар, Находкинская таможня согласилась с этим, поставив штампик «ввоз разрешен». Теперь, спустя полгода, Находкинская таможня решила передумать и считает продукцию, выпущенную на российском плавзаводе, иностранной, а тех, кто привез ее на российский берег, – контрабандистами», – высказал свою позицию Александр Ефремов.