ОДУ могут оставить без общественной оценкиПроцедура общественной оценки материалов, обосновывающих общий допустимый улов, является формальным, длительным и дорогостоящим мероприятием, не влияющим на качество прогнозов, считают в Росрыболовстве. |
Сегодня обеспечение действующего порядка обсуждения материалов, обосновывающих ОДУ, обходится казне в 6-7 млн рублей, рассказал Fishnews заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов. По стране же всеми хозяйствующими субъектами на экспертизу ежегодно тратится порядка 200 млн рублей. «Мы готовы платить за экспертизу. Мы лишь выступаем за сокращение ненужных и не влияющих на сам ОДУ формальных этапов его оценки», – сказал Василий Соколов.
По мнению спикера, если «по морю» еще можно было бы смириться с некоторыми формальностями – в конце концов, там внушительные объемы и не так много корректировок, то экологическая экспертиза некоторых пресноводных объектов каждый раз становится настоящей проблемой. Дело в том, что зачастую муниципалитеты, на уровне которых должны проходить слушания, не заинтересованы в их проведении. В том числе из-за финансовой стороны вопроса. «Затраты на организацию общественных слушаний составляют 250-300 тыс. рублей с учетом объявлений в трех уровнях прессы (федеральной, субъектовой, муниципальной). «В итоге выходит, что около миллиона рублей может стоить экспертиза какого-то пресноводного объекта (леща или щуки), вылов которого не превышает нескольких тонн. То есть стоимость экспертизы сопоставима со стоимостью вылова», – отметил замглавы ФАР.
С другой стороны, на подобных слушаниях редко звучат дельные замечания и предложения. Собеседник привел в пример общественные слушания по озеру Байкал. «В прошлом году нам предложили провести слушания во всех муниципалитетах вокруг Байкала. В итоге ни одного толкового замечания не было сделано. Звучало только одно: дайте больше омуля. Это притом что смысл слушаний именно в оценке соблюдения сохранности ресурсов и среды их обитания. В результате мы на два месяца растянули эту процедуру». Такие задержки в утверждении ОДУ негативно отражаются на промысле – так как у промышленников зачастую остается мало времени для вылова дополнительных объемов.
В Росрыболовстве уверены, что общественные слушания можно было бы отменить либо перенести обсуждения на площадки научно-промысловых советов, которые являются открытыми. В конце концов, по мнению Василия Соколова, можно проводить общественные слушания на уровне субъектов Российской Федерации, но не проводить их в муниципалитетах. Для этого также требуется внесение изменений в законодательство. «Представьте, в какой удаленности находятся некоторые муниципальные образования от района промысла в Охотском или Беринговом море! Мы считаем, что такую процедуру надо упразднить либо перевести на уровень субъекта. Отменить необходимость публикации в печатных СМИ трех уровней – можно было бы задействовать Интернет. Хочу отметить, что у Минприроды уже было соответствующее поручение Правительства в этой части», – сообщил Василий Соколов.
Заместитель главы ведомства подчеркнул, что принципиально в ФАР не намерены отказываться от экспертизы ОДУ. «Внешний аудит всегда необходим. Только хотелось бы, чтобы его делали профессионалы. Ведь сейчас сложилась абсурдная ситуация. Общий допустимый улов «пишется» профессиональной отраслевой наукой, а на общественных слушаниях оценивается непрофессионалами. Но, повторюсь, мы не против экспертизы как таковой, мы лишь настаиваем на том, чтобы упорядочить ее и свести пустые потери средств и времени к минимуму», – заключил Василий Соколов. По его словам, это продолжение будет обсуждаться с Минприроды на ближайшей встрече.
Напомним, материалы ОДУ проходят экологическую экспертизу с 1998 г. в соответствии со статьей 20 федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52 «О животном мире», с 2006 г. документы до экспертизы по требованию Росприроднадзора выставляются на общественные слушания.