Аквакультура – занятие не для слабонервныхХозяйства отбиваются от браконьеров и ждут действенной поддержки государственной власти |
В мировом рыбном хозяйстве аквакультура давно признана одним из основных факторов, улучшающих состояние экономики. Важным фактором обеспечения продовольственной независимости страны, насыщения ее внутреннего рынка. Повышения занятости населения и увеличения экспортных поступлений. Во многих странах происходит замещение выловленной рыбы и морепродуктов продукцией аквакультуры. Сегодня почти половина потребляемого человечеством объема рыбопродуктов приходится на выращенные в специальных хозяйствах водные биоресурсы.
Если в 1980 году за счет развития аквакультуры удовлетворялось только 9% всей потребляемой в мире рыбы, то сейчас — 43%. Ежегодные темпы роста в среднем составляют 8%. Между тем спрос на рыбу на мировом рынке продолжает расти. Это утверждение особенно справедливо для развитых стран. ФАО отслеживает данные по 600 видам ВБР, которые являются традиционными объектами добычи. Последний анализ показал, что 52% видов «эксплуатируются» полностью, 25% — либо чрезмерно (17%), либо значительно истощены (7%), либо восстанавливаются после истощения (1%). 20% используются умеренно и только 3% — недостаточно. Сегодня стало ясно, что возрастающие потребности в рыбопродуктах возможно удовлетворить только за счет развития аквакультуры.
В России природные условия позволяют развивать этот вид деятельности. Страна располагает огромным водным фондом – свыше 25 млн. гектаров озер и водохранилищ, около 0,4 млн. гектаров прибрежных морских акваторий, более 1 млн. гектаров сельскохозяйственных водоемов и почти 150 тыс. гектаров прудов рыбохозяйственного назначения, при этом современное состояние аквакультуры в Российской Федерации не соответствует потенциальным природным возможностям.
Основные водные ресурсы внутренних водоемов на сегодня сосредоточены в Сибирском, Уральском, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах, на долю которых приходится около 90% от общего рыбохозяйственного фонда России. На сегодняшний день для целей аквакультуры используется всего 5-6% общего фонда.
Дела приморские
В настоящее время в Приморском крае действует 36 хозяйств марикультуры, которым было выделено в соответствии с постановлением губернатора Приморского края от 24 января 2001 года № 23 «Об утверждении Временного положения о порядке выделения пользователям квот добычи водных биологических ресурсов и отведения в пользование рыбохозяйственных водных объектов во внутренних морских водах, территориальном море и в континентальных водоемах Приморского края» 78 участков водной акватории общей площадью более 10 тыс. га.
Основными объектами культивирования являются гребешок приморский, ламинария японская, мидия съедобная.
В 2006 году хозяйствами марикультуры было изъято выращенной товарной продукции 1339,9 тонн, из которой ламинарии – 818,1 тонны, гребешка – 479,4 тонны, мидии – 41,4 тонны. Средняя продуктивность составила 165,4 кг/га.
С 2004 года по 2006 количество хозяйств не увеличивалось.
Помимо 36 хозяйств марикультуры в Приморье действует 2 хозяйства, занимающихся пресноводной аквакультурой: ФГУП «ТИНРО-Центр» на базе Приморской ГРЭС и ООО «Центр комплексной безопасности актуальной информации» на Куликовском водохранилище. Также в стадии становления находится рыбозавод «Ханкайский». Помимо этих предприятий в Приморском крае существует два рыборазводных завода, специализирующихся на разведении лососевых видов рыб (см. журнал «Fishnews – Новости рыболовства» № 1 2007 г.).
В минувшем году хозяйствами пресноводной аквакультуры было изъято выращенной товарной продукции 21,8 тонн, в том числе осетровых – 19,4 тонны, карпа и толстолоба – 2,4 тонны.
Несмотря на то что Дальний Восток России считается «родиной» отечественной марикультуры, в совокупном объеме получаемой рыбопродукции доля марихозяйств ничтожна мала.
Проблемное поле
Развитие аквакультуры в Приморье сдерживают, в первую очередь, проблемы правового характера. На сегодняшний день отведение акваторий под создание и расширение хозяйств аквакультуры не производится из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы. Существует также момент недостаточного нормативно-правового и организационного управления исследовательскими программами, что, в свою очередь, влечет за собой проблемы финансовой сферы.
Правовая незащищенность хозяйств, повышенные риски, высокая затратность и долгий период окупаемости негативно сказываются на финансировании данной отрасли. Финансовые поступления для развития аквакультуры в Приморском крае осуществляются за счет выделения средств из федерального и краевого бюджетов – и пока только в части субсидирования процентной ставки по кредитам.
Проблемы технологического характера – еще одни камень преткновения. На сегодняшний день в аквакультуре существует 2 группы культивируемых объектов: традиционные и перспективные. По целому ряду перспективных объектов аквакультуры требуется доработка биотехники выращивания, а также интенсификация исследований по внедрению новых (мало изученных) объектов аквакультуры. Однако, вследствие слабого финансового обеспечения исследовательских работ по выявлению дополнительных сырьевых ресурсов и изучению аквакультуры, есть опасность, что разработка этих серьезных направлений так и не будет осуществлена.
Одним из факторов, также сдерживающих развитие марикультуры, является отсутствие биологических скоплений основных объектов культивирования: гребешков (приморского и японского), трепанга, устриц и др. Во многих районах это обстоятельство не позволяет обеспечить сбор спата моллюсков в естественных условиях в количестве, достаточном для рентабельного ведения создаваемых хозяйств.
Помимо этого, отрицательное влияние на развитие хозяйств оказывает и отсутствие должной охраны акваторий, а также низкий социально-экономический уровень развития прилегающих к хозяйствам местностей.
Потенциал и перспективы
Приморский край обладает значительным потенциалом как для занятия марикультурой, так и для занятия рыбоводством. Все морские акватории у Российского побережья Японского моря и юга Охотского моря находятся в благоприятных климатических условиях для культивирования наиболее дорогостоящих на внутреннем и внешнем рынке промысловых гидробионтов. В целом, прибрежные акватории дальневосточных морей России имеют исключительно выгодный набор видов для воспроизводства: двустворчатые моллюски (гребешки, мидии, устрица, анадара, спизула), иглокожие (морские ежи и голотурии), ракообразные (промысловые крабы, крабоиды, шримсы, чилимы, рак-богомол) и макрофиты. В последнее время появился интерес к выращиванию оболочников – это пурпурная и бугорчатые асцидии, употребляемые в пищу в Корее и Японии.
Оценивая перспективы развития марикультуры в Приморье и на всем побережье Дальнего Востока России, руководитель центра прибрежных биоресурсов и аквакультуры, старший научный сотрудник ИБМ ДВО РАН Сергей МАСЛЕННИКОВ выделяет следующие приоритеты: освоение прибрежных акваторий вдоль побережья всего Приморского края; устойчивое воспроизводство наиболее ценных биоресурсов акватории (ракообразных и иглокожих); создание рабочих мест и закрепление населения на побережье Приморья; обеспечение сырьевой базы для рыбообработки.
По его словам, общая площадь потенциальных плантаций в Приморье составляет 3758 кв. км, на которых может производиться 618 тыс. тонн гидробионтов в год. Наиболее продуктивным районом он считает Северное Приморье, где общая урожайность может составить почти 350 тыс. тонн в год.
- На данный момент культивирование ведется на площадях менее 8000 га (80 кв. км), а продукция всех хозяйств Приморья не превышает 1000 т. При оценке перспективных объемов культивирования ясно, что продукция марихозяйств может более чем в два раза превысить объемы текущего промысла.
Средняя удельная стоимость 1 кг экспортированной морепродукции составляет на текущий момент порядка 0,7 долларов США. На сегодняшний день стоимость культивируемых морепродуктов в несколько раз превышает этот показатель. Если принять во внимание обязательное снижение цены товара при расширении производства и прогнозировать среднюю стоимость культивируемых гидробионтов порядка 1 доллара США, то валовая выручка превысит 600 млн. долларов США за год. Более того, при такой низкой цене для высококачественной морепродукции из Приморья откроется обширный внутренний рынок РФ и громадный рынок Китая – ближайшего торгового партнера Приморья, – считает Сергей Масленников.
По его мнению, опираясь на свой научный потенциал и удачное географическое положение, используя возобновляемые ресурсы моря, Приморский край может создать уникальную базу для устойчивого развития всего Дальневосточного региона в целом.
Не менее перспективным направлением является и развитие пресноводного рыбоводства. В настоящее время в ТИНРО-Центре завершается разработка технологий и нормативов формирования маточных стад дальневосточных видов осетровых, ресурсосберегающих технологий их товарного выращивания, проводится селекционно-племенная работа. По словам заместителя генерального директора ТИНРО-Центра Сергея ПОЗДНЯКОВА, имеющаяся коллекция видов позволяет приступить к решению проблемы восстановления численности осетровых в Дальневосточном регионе и к выполнению научно-производственной программы «Развитие товарного и пастбищного рыбоводства во внутренних водоемах Приморского края».
Программные решения
Современное состояние аквакультуры Приморского края не отвечает имеющемуся потенциалу. Шагом в его реализации должна стать Программа развития аквакультуры в Приморском крае.
Рассказывает руководитель Департамента по рыболовству администрации Приморского края Игорь УЛЕЙСКИЙ:
- Первая и главная стратегическая цель Программы – создать благоприятные условия для быстрого наращивания темпов производства аквакультуры. Обеспечить выполнение этой цели должно решение таких задач, как: создание четкого правового и нормативного поля для хозяйственной деятельности в области аквакультуры; формирование системы хозяйств аквакультуры по товарному выращиванию рыб, моллюсков, водорослей и др.; восстановление и повышение запасов ценных видов рыб во внутренних водоемах путем зарыбления их жизнестойкой молодью; разработка и внедрение в производство новых перспективных технологий и объектов выращивания, расширение научных исследований. А также обеспечение предприятиям аквакультуры доступа к использованию современных технологий и подходов; промышленное освоение соответствующих технологий в Японском море и внутренних водоемах. Немаловажным шагом является согласование и утверждение финансового механизма государственной поддержки марихозяйств, определение источников их финансирования, развитие кредитной поддержки предприятий; создание привлекательных условий для инвестирования; обеспечение использования предприятиями современных стандартов качества для укрепления конкурентоспособности производимой продукции, расширение рынков сбыта.
Второй стратегической целью будет расширение числа производств, занятых промышленным рыбоводством, и создание дополнительного числа рабочих мест в районах, где традиционным видом хоздеятельности было рыболовство.
Третьей целью является обеспечение высокой конкурентной способности продукции аквакультуры на внутреннем и внешнем рынке.
Создание достаточного объема для заполнения потребностей продовольственного рынка страны приведет к значительному снижению импорта в структуре товаров.
Развивать аквакультуру в Приморье в Программе предлагается по двум условным направлениям: морское культивирование (марикультура) и аквакультура во внутренних водоемах (рыбоводство). В каждом районе рекомендуются объекты и способы культивирования.
Реализация Программы предполагает государственное регулирование и контроль в сфере управления водными биологическими ресурсами; разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач; координацию на региональном и муниципальном уровнях действий, направленных на обеспечение устойчивого развития аквакультуры в Приморском крае; систематизацию анализа и оценки информации о текущем состоянии аквакультуры.
Общее управление реализацией Программы будет осуществлять администрация Приморского края. Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком – координатором в лице департамента рыбного хозяйства Приморского края, формирующего для этого свои органы оперативного управления.
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет собственных средств участников Программы, кредитов отечественных коммерческих банков, в том числе в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК», средств иностранных кредитов, средств других внебюджетных источников.
Объем финансирования за счет средств регионального бюджета будет корректироваться в рамках реализации Программы при формировании проекта регионального бюджета на соответствующий год. Финансирование мероприятий будет осуществляться с учетом формирования соответствующей нормативной правовой базы на федеральном уровне и в субъекте Российской Федерации.
Намеченные пути развития аквакультуры Приморского края в долгосрочной перспективе создадут условия для роста промышленного производства, формирования цивилизованной конкурентной рыночной среды и повышения роли Приморского края и России в целом как ведущей рыбопромышленной державы.
Практические сложности
Однако реализовать имеющийся потенциал и привлечь инвесторов, собственно как и выполнить саму программу, не так легко. Генеральный директор ООО НПКА «Нереида» Виктор ПОКОТИЛОВ считает, что развитие аквакультуры необходимо рассматривать как сложный инновационный процесс, состоящий из продуктовых и процессных инноваций. Об этом свидетельствует желание власти и хозяйствующих субъектов как можно скорее внедрить новые технологии и продукты выращивания, новые формы управления процессами с целью бурного подъема целой системы предприятий, научных коллективов, административных структур и финансовых институтов.
- Создание Программы развития аквакультуры является очередной попыткой систематизировать существующий технологический опыт и запросы рынка, а также готовность науки реализовать наработанный потенциал. Но эта же программа выявляет ряд системных ошибок, которые не позволят ей позитивно влиять на исполнение программных мероприятий. К ним относятся: отсутствие административной поддержки (упрощенных режимов получения разрешений на землю и водопользование); отсутствие технологических стандартов для проектирования хозяйств; отсутствие современных форм управления программами и проектами; отсутствие финансового фонда поддержки инновационных и венчурных программ, – пояснил Виктор Анатольевич. – На протяжении последних десяти лет среда реализации проектов аквакультуры не претерпела существенных изменений и продолжает оставаться негативной по отношению к хозяйствующим субъектам. Поэтому привлечение инвестиций в существующих условиях невозможно, а развитие предприятий происходит за счет собственных средств.
Именно недостаток вложений, по мнению Виктора Покотилова, является одной из главных причин стагнации производства.
- Так, например, для выращивания гребешка на гидробиотехническом сооружении (ГБТС) открытого моря на единицу выращенной продукции (1 кг живого гребешка) приходится примерно 200 рублей основных капиталовложений и 47 рублей текущих расходов. При этом порог окупаемости вложений наступает при условии устойчивого выращивания не менее 350 тонн готовой продукции.
При использовании технологий полноцикличного выращивания трепанга уровень начальных капиталовложений увеличивается в пять-шесть раз, так как требует создания сложной береговой инфраструктуры. Выход готовой продукции вообще не прогнозируется, потому что законодательно не подтвержден пастбищный способ доращивания молоди.
При использовании садкового способа выращивания рыбных объектов в естественной среде разовые затраты предприятия на создание производства исчисляются суммой, равной приблизительно 800 тысячам евро – с учетом закупки оборудования, вырастного материала и кормов.
При существующих сейчас объемах вложений в отрасль совершенно некорректно требовать от хозяйств марикультуры увеличения продуктивности и фондоотдачи.
А рассматривать помощь государства в субсидировании части процентной ставки коммерческих банков как высокоэффективный инструмент в деле развития аквакультуры нельзя. Это всего лишь поддержка собственного производителя и защита продовольственного рынка страны, но не более того – считает Виктор Покотилов.
Хозяйственники уверены, что государственные инвестиции в большей степени должны быть направлены на создание научными организациями готовых пакетов документов по каждому перспективному участку. В них должна содержаться вся необходимая информация о рекомендуемых к выращиванию объектах, способах их воспроизводства, гидрологических и прочих условиях хозяйственной деятельности. При этом подход к уже существующим марихозяйствам и начинающим «с нуля» должен быть дифференцированным. Только тогда разрабатываемая программа будет работать. По мнению генерального директора ОАО «Южморрыбфлот» Александра ТЕМНЫХ, государство не должно само устраняться с рынка: «Напротив, необходимо, чтобы оно участвовало в создании производств, а затем выставляло их на рынок с целью продажи». Отметим, подобный подход отражает существующую мировую практику.
В свою очередь, Виктор Покотилов поясняет, что любой из способов развития предполагает обязательные условия, такие, как наличие источника проектного финансирования; благоприятные инвестиционные условия; наличие системы мер по защите интересов производства и инвесторов в течение всего жизненного цикла предприятия.
По его мнению, логическим решением этих задач может явиться создание на первом этапе экспериментального некоммерческого партнерства, учредителями которого могли бы стать два-три развитых хозяйства, финансовые структуры, при желании орган управления в области рыбоводства, другие заинтересованные лица.
- Первый организационный этап позволил бы отработать наиболее эффективные формы взаимодействия в рамках инвестиционных проектов, способы решения конфликтных вопросов с органами власти, наметить стратегический план реализации выбранных проектов с учетом всех рисков, проблем и механизмов. Участие государственных структур позволило бы выполнить самое главное условие для финансовых вложений – создание благоприятной инвестиционной среды, которая и способствовала бы решению программных мероприятий. Прорывом в системе финансирования проектов может стать создание фонда венчурных проектов (аквакультуры), наполнение которого необходимо построить только с участием всех заинтересованных структур.
Если это тоже кажется преждевременным, то даже самая продвинутая программа развития обречена в очередной раз на то, чтобы закончить свое существование в архивах властных структур, – заключает Виктор Анатольевич.
Сергей Масленников предлагает развивать марикультуру не только при помощи принятия Программы и Федеральный Закон «Об аквакультуре», но и через создание сети морских биотехнопарков на побережье Приморья и всего Дальнего Востока РФ (проект Дальневосточного отделения Российской Академии наук).
Справка
Технологический парк – форма территориальной интеграции науки, образования и производства в виде объединения научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, производственных предприятий или их подразделений.
По мнению Сергея Масленникова, морские биотехнопарки могут служить базой для создания аквакультуры как отрасли народного хозяйства на основе частно-государственного партнерства. Тем более что проект уже разработан, утвержден и предполагает внеконкурсное закрепление земли и воды за хозяйствами.
Первые шаги
В то же время Игорь Улейский считает, что первый шаг со стороны государства уже сделан: принято решение о включении мероприятий государственной поддержки развития аквакультуры в приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Это решение было закреплено в постановлениях Правительства РФ, предусматривающих предоставление субсидий из средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов.
Однако, по словам генерального директора ООО «Акватория» Бориса АФОНИНА, получить в банке льготный кредит на занятие марикультурой практически невозможно. Для этого необходимо собрать и подготовить несметное количество документов и даже отчитаться перед банковскими работниками о квалификации персонала, задействованного на марифермах.
Одной строкой
За обсуждением «программных» решений незаметно отошли на второй план вопросы защиты марихозяйств от браконьеров. А между тем это одна из наиболее животрепещущих для мариводов тем. Известны прецеденты, когда браконьеры и предприниматели вступали в настоящую перестрелку. Участником именно такого противостояния стала компания «Зороз», занимающаяся разведением гидробионтов в Хасанском районе Приморского края. По словам ее директора Дмитрия ЗОЛОТОВА, работникам фирмы приходится постоянно патрулировать свои хозяйства для того, чтобы их не разорили. И занятие это становится опаснее день ото дня. Браконьеры начали открыто применять огнестрельное оружие.
Комментирует ситуацию Александр ПОЛОВЧЕНЯ, заместитель прокурора Хасанского района:
- К сожалению, подобные случаи не единичны. Но, зачастую, факты нарушений так и остаются невыявленными. На сегодняшний день у нас на рассмотрении находится лишь 2 таких дела, хотя посягательства на хозяйства марикульутры осуществляются практически ежедневно.
Выявление и пресечение преступлений и правонарушений в сфере незаконной добычи биоресурсов находится в компетенции пограничных служб и правоохранительных органов, в функции прокуратуры входит лишь координация действий правоохранительных органов и надзор за законностью в их деятельности при осуществлении полномочий в указанной сфере.
Однако сложившаяся ситуация подтолкнула заинтересованных лиц к созданию межведомственной группы, задача которой – пресечь противоправные действия браконьеров путем привлечения их к административной и уголовной ответственности и «подрыва их материально-технической базы» с помощью изъятия у них транспортных средств и водолазного снаряжения, зачастую не оформленных по закону.
При этом, защищая свои хозяйства от посягательств воров, предприниматели не должны превышать пределы допустимой самообороны и руководствоваться ст. 37, 38, 39 гл. 8 Уголовного Кодекса РФ, где устанавливаются обстоятельства, исключающие преступность деяния. Поэтому в целях более эффективной охраны хозяйств, мариводы могут заключать договоры на оказание соответствующих услуг со специализированными охранными фирмами и агентствами, чья деятельность также зарегламентирована.
Несмотря на все обозначившиеся сложности, вопросы охраны биоресурсов в Программе развития аквакультуры в крае отражения не нашли. По словам чиновников, эти проблемы бизнесмены должны решать сами. А программа предполагает лишь создание условий для развития хозяйств.
Шагом в решении этого острого вопроса как раз может стать создание ассоциации, которая объединит предпринимателей, занимающихся аквакультурой. Идея создания подобной саморегулируемой организации высказывалась ими уже не раз. Ассоциация поможет более эффективно решать и другие многочисленные проблемы на пути развития отечественной аквакультуры.