Кроме того, все большее значение приобретает легальность происхождения продукции и так называемая устойчивость промысла. Именно эти критерии лежат в основе различных систем лицензирования и сертификации, принятых во многих развитых странах с целью защиты своего потребителя. Таким образом, компании – добытчики и переработчики должны позаботиться о том, чтобы их продукция соответствовала стандартам тех рынков, на которых она продается.
Безупречно высокие стандарты
У каждой страны есть свои уполномоченные органы и разработана собственная система лицензирования, которая призвана отследить безопасность продукции на всех этапах: от вылова до поставок в торговые сети. В России функции лицензирования и контроля возложены на несколько государственных органов. Госстандарт занимается сертификацией, Госветслужба соответственно ветеринарными вопросами, а Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) санитарно-эпидемиологическим аспектом и контролем торговых организаций.
ЗАО рыболовецкий колхоз «Восток-1» поставляет свою продукцию на Российский рынок, а также в США, Европу, Японию, Корею, Тайвань и другие страны уже более 17 лет, в том числе более 5 лет на Европейский рынок. Специалисты «Восток-1» разработали и используют свою систему контроля качества и поддержания высокого уровня безопасности производимой продукции.
«Российская система стандартизации рыбной продукции, – говорит заместитель председателя правления «Восток-1» по производству и маркетингу Павел КУЛИКОВ, – по многим параметрам намного жестче, чем европейская, японская или американская. В России более высокие требования предъявляются к содержанию в продукции солей тяжелых металлов, срокам хранения и т.д.
Известно, что в океане растворена вся таблица Менделеева. Разные обитатели морей аккумулируют в организме разные вещества, некоторые из которых вредны или даже опасны для человека. Поэтому существуют предельно допустимые концентрации содержания вредных веществ. Однако следует заметить, что в России иной подход к определению ПДК, чем в других странах. Есть известная поговорка – страшно не лекарство, а доза. И западные страны руководствуются именно таким принципом. Взять ту же Японию. Население этой страны занимает одно из первых мест в мире по потреблению рыбы и морепродуктов. Благодаря этому срок жизни японцев несравненно выше, чем во многих странах. К тому же японцы практически не болеют раком, несмотря на мировое лидерство по количеству курильщиков и последствия ядерных бомбардировок. Креветка, краб, морская капуста, тунец пользуются огромной популярностью. Но мало кто знает, что в тунце повышено содержание ртути, а в морской капусте или креветке содержание мышьяка зачастую в разы(!) превышает допустимые в России ПДК. Однако мышьяк мышьяку рознь. В гидробионтах присутствует трехвалентный мышьяк, да к тому же в связанном состоянии, и он практически полностью выводится из организма. Другое дело двухвалентный мышьяк, который накапливается в организме и является опасным ядом. Японцы это знают. Также они знают, что малые дозы «морского» мышьяка оказывают благотворное влияние на человеческий организм. Да и объем потребления имеет значение. Человек просто не в состоянии съесть количество тунца, креветки или краба, достаточное для накопления вредной концентрации. Он скорее получит белковое отравление.
Примерно так же обстоят дела и со сроками хранения. Часто бывает так, что завезти в Россию какую-то продукцию просто невозможно. Ведь с момента выпуска до момента прихода продукции в порт может пройти довольно длительный срок. Плюс время на реализацию. Например, срок хранения конечностей краба всего 1,5 месяца, а печени трески – 2.
Также обстоят дела и с рыбой. Безусловно, имеет значение технология производства, тара, температурный режим хранения. В любом случае, продавая продукцию за границу, мы не имеем таких проблем, как в России».
Несмотря на то что в России существуют очень жесткие стандарты, предъявляемые к пищевым производствам, компаниям, работающим на внешних рынках, необходимо принимать чужие правила игры. В западных странах функции сертификации и контроля, как правило, возложены на одну организацию. В Америке это – Food & Drug Administration (FDA), в Европе – European Commission for Health and Consumer protection (Комиссия Европейского Союза по здоровью и защите потребителей, далее КЕС). Эти организации принимают решение, соответствует ли предприятие или судно предъявляемым требованиям (на основании чего присваивают номер и вносят его в реестр предприятий, имеющих право поставлять продукцию на тот или иной рынок), а также осуществляют дальнейший контроль за продукцией и самим предприятием (с целью выдачи сертификатов здоровья и подтверждения присвоенных номеров).
По состоянию на 10 сентября 2007 года в России на Северо-Западном бассейне по евростандарту сертифицировано 253 предприятия, из которых 35 береговых производств и 218 судов. На Дальневосточном бассейне таких судов всего 122, заводов – 11. Что касается других регионов (Южный бассейн, Москва, Новосибирск и др.), то на данный момент из них сертифицировано всего 34 завода и 2 судна. Для России, где в целом зарегистрировано более 10 тыс. предприятий, это немного. Лицензироваться оставшемуся большинству мешает высокая стоимость не только оснащения предприятия в соответствии с предъявляемыми требованиями, но особенно – поддержание должного уровня последующей работы. Например, чтобы переоборудовать среднетоннажное промысловое судно в соответствии с требованиями ЕС, необходимо затратить порядка 120-150 тыс. долларов.
Наличие номера предприятия-производителя, а главное – репутации производителя высококачественной продукции, с одной стороны, значительно облегчает жизнь на рынке, но с другой – это очень высокая степень ответственности. Ведь завоевать доверие покупателей очень сложно, но постоянно поддерживать достигнутый уровень качества – еще сложнее. Потерять же доверие можно всего одной поставкой некачественной продукции. Рыболовецкий колхоз «Восток-1» одна из немногих компаний, которая имеет номера FDA на всех судах, а на ярусоловах еще и номера КЕС.
«У наших судов есть номера ЕС и сертификаты для поставок на американский рынок, – говорит Павел Куликов. – Также все суда – и краболовы, и ярусоловы – лицензированы по системе ХАСП. Это необходимое условие работы. Конечно, можно везти свою продукцию в страны, где таких высоких требований нет, однако и цена на нее там будет ниже. В Европе более жесткие условия, что отражается и на цене товара. В то же время, если, например, китайское предприятие поставляет продукцию в Европу, то не только это предприятие-переработчик, но и добытчик, поставляющий ему сырец, должен иметь номер ЕС. Этот номер говорит о том, что продукция изготовлена по всем стандартам, предъявляемым к пищевым производствам. Получить лицензию не просто, но еще сложнее ее удержать и подтверждать на очередных проверках».
- Мы плотно сотрудничаем с ФГУП «Нацрыбкачество», – продолжает старший специалист по производству ЗАО р/к «Восток-1» Андрей РЯЗАНОВ. – Ведь чтобы отправить партию в Европу, мы должны иметь сертификат здоровья, который здесь нам может выдать только уполномоченный орган, «Нацрыбкачество», на основании ряда документов (различные исследования самой продукции, доказательства легальности промысла и т.д.). Без этого сертификата продукцию не пустят на европейские рынки. Поэтому мы предоставляем информацию, где и когда будут находиться наши суда, и специалисты национального центра качества также выезжают, осматривают производства и выносят свое заключение. Специалисты ФГУ «Нацрыбкачество» постоянно ведут мониторинг состояния судов и продукции. Выезжают на суда, осматривают производства, берут образцы проб партий готовой продукции, контролируют устранение замечаний (если таковые имеются) и т.д. Основные требования предъявляются к санитарии, оснащению цехов, где должны использоваться только сертифицированные материалы. Существует также перечень моющих средств, реактивов. Т.е. все, что мы используем в производстве, должно отвечать принятым стандартам и иметь соответствующие сертификаты. Помещение цеха должно быть просторным, иметь оборудованные санпропускники, должна иметься соответствующая рабочая одежда, установлена система вентиляции, водоотводы, оборудованные рабочие места и т.д. Одно из последних нововведений – наличие регистраторов температуры, которые позволяют отследить температуру в трюмах в любой момент.
Высокие требования предъявляются также к упаковке, транспортировке – температура в трюмах, холодильники. Причем это не разовая «экскурсия» комиссии на судно, это наша ежедневная работа.
Чтобы получить подобные номера предприятия-производителя и выйти со своей продукцией на рынки развитых стран, необходимо подать заявку в соответствующие органы. Затем независимая группа инспекторов посетит суда или заводы, претендующие на получение номера завода-производителя, проведет осмотр и на основании полученных данных скажет, что необходимо сделать для прохождения сертификации.
- Мы не можем себе позволить выпускать некачественную продукцию и работать с теми рынками, которые не хотят платить за качество, – говорит Павел Куликов. – Ведь компания работает в строгом соответствии с законодательством, отчисляет налоги и прочие платежи в бюджет, и, чтобы жить и развиваться, необходимо извлекать из каждого килограмма добытого сырца максимум прибыли. Браконьеры не платят налоги, пошлины, сборы за пользование ВБР, именно поэтому они могут продавать продукцию дешево, не следить за качеством. Когда мы видим на рынке очень дешевую продукцию, то с высокой степенью вероятности можно говорить, что она нелегальная.
- У нас же достаточно жесткий контроль качества организован как на судах, так и на берегу. Продукция постоянно проверяется специализированными лабораториями, имеем мы и свои переносные лаборатории, с помощью которых осуществляем бактериологический контроль производства. Мы проверяем нашу продукцию на соответствие всем технологическим требованиям после поступления в порт, при этом используем методы, принятые в ведущих независимых компаниях-экспертах. Сегодня у нас 17 наименований рыбопродукции. И каждый продукт соответствует и российским стандартам качества, и европейским, и американским.
Однако после того, как продукция будет доставлена в страны ЕС, в США и проч., карантинные власти еще раз протестируют ее, проверят легальность сертификатов, – поясняет Андрей Рязанов.
Сегодня ЗАО рыболовецкий колхоз «Восток-1» зарекомендовал себя и на российском, и на международном рыбных рынках добросовестным и надежным партнером. Добывая тысячи тонн крабов и рыбы в Охотском, Беринговом и Японском морях, компания гарантирует качество каждого килограмма. Все производимые колхозом море- и рыбопродукты неукоснительно соответствуют международным требованиям качества и стандартам экологии. Компания специализируется на щадящем промысле – ярусном. Так как рыба, пойманная ярусом, значительно отличается по качеству от той, что была добыта тралом или другими орудиями лова. Она не подвергается механическим воздействиям, что позволяет сохранить структуру мяса, его бактериологическую чистоту.
- Ряд японских компаний покупает нашу продукцию без инспекции качества. Это говорит об очень высокой степени доверия, – делится Павел Куликов. – Мы долго к этому шли, отстраивали систему контроля за качеством продукции, и сегодня мы гордимся ею. При этом мы требуем выполнение всех правил не просто на бумаге, но ведем систематический контроль как собственными силами, так и с привлечением компаний-экспертов. Это позволяет нам оперативно реагировать на любые отклонения от установленных стандартов.
Ежегодно мы сертифицируем тысячи тонн продукции. И если возникнет необходимость в получении новых сертификатов, если встанет вопрос, что без того или иного сертификата мы не сможем поставлять свою продукцию на какой-либо рынок, то мы обязательно приложим максимум усилий для получения этого сертификата.
Рыболовецкий колхоз «Восток-1» является не только пионером в области качества производимой продукции, но и передовиком в части безотходных технологий производства. С самых первых дней колхоз плотно сотрудничает с Тихоокеанским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии. Совместно с учеными специалистам предприятия удалось разработать и реализовать самые смелые идеи и проекты.
Отметим, сотрудничество с ТИНРО-Центром было глубоко продуманным решением. Руководство колхоза уверено: чтобы удержать завоеванные позиции на рынке, не потерять деловых партнеров и, что самое главное, развиваться в непростых экономических условиях, необходимы не только практические, но и научные знания.
Объединив опыт ведущих мировых производителей, собственные наработки и научную информацию, специалисты «Востока-1» внедрили в производство ряд технологий, которые до сих пор недоступны большинству конкурентов. Как известно, наибольшую ценность имеет продукция, изготовленная непосредственно в море из живого сырца. Обычно высокотехнологичная продукция изготавливается на крупнотоннажных судах, где достаточно пространства для установки оборудования. Так вот, именно «Восток-1» сумел организовать на своих небольших судах выпуск таких сложных видов продукции, как стейки синекорого палтуса, филе трески и палтуса. Но «высший пилотаж» – крабовая продукция класса сашими, конечности и клешни краба специальной разделки. До сих пор наладить выпуск крабовой продукции такого уровня в море не удавалось никому. И пусть сегодня выпуск этой продукции приостановлен, но секреты технологий остались, и возобновить производство можно в любой момент.
Все действия руководства по освоению новых технологий промысла и производства носят стратегический характер. Огромные средства, вложенные в разработку и реализацию проектов по освоению глубоководного промысла и внедрению современных технологий производства, позволили вплотную подойти к решению задачи, поставленной много лет назад. Можно с уверенностью сказать, что сегодня «Восток-1» приступил к реализации проекта по выходу в Мировой океан.
Ложка дегтя
В этом году «Восток-1» увеличил объем продаж рыбопродукции на российский рынок, в том числе и на запад – в Москву, Санкт-Петербург. По мнению специалистов, внутренний спрос на качественную рыбо- и морепродукцию растет. Однако, как считает Павел Куликов, сегодня необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы «оградить потребителя от недобросовестных производителей и торговцев». Ведь несмотря на то, что в нашей стране существуют достаточно жесткие стандарты качества и безопасности, система контроля, особенно на этапе реализации, оставляет желать лучшего. «Если легальные компании стараются работать по правилам, выстраивая на предприятиях систему обеспечения безопасности и качества продукции, то браконьерам до этого нет никакого дела. Это не в их интересах. Тем более что российский потребитель, к сожалению, малограмотен в вопросах качества. Наши магазины завалены фосфатным филе китайского производства или искусственно выращенной рыбой. Всякие искусственно выращенные семги, форели, пангасиусы и прочие тиляпии, которых непонятно чем кормят, расхватываются нашим населением, как горячие пирожки. А входящая в моду масляная… Она же диарею вызывает! Да что говорить об обычном потребителе, если даже «профессионалы» рынка зачастую не понимают, чем отличается ярусная рыба от траловой, а мурманский краб от дальневосточного. Мы нередко сталкиваемся с фальсификатом – берут дешевую рыбу, готовят из нее филе, крепят этикетку с названием дорогой и – на прилавок. Так, под видом филе дорогостоящего палтуса продают филе дешевого пангасиуса, происхождение и качество которого часто вызывает большие сомнения.
Повторю: система контроля за качеством на производстве у нас есть. И она достаточно сильная. Проблема заключается в том, что у нас нет контроля на самом последнем этапе – на этапе реализации товара непосредственному потребителю, т.е. в розничных точках продаж. Мы считаем, что контролировать надо те места, где продукция реализуется. Если удастся ликвидировать места продажи нелегальной и фальсифицированной продукции, то браконьерам просто негде будет сбывать свои уловы. Ведь ни один здравомыслящий бизнесмен не пойдет на риск, если будет знать, что наказание может быть значительно серьезнее, чем потеря возможной прибыли от торговли фальсификатом или браконьерским уловом. Пока же будет спрос, будет и предложение. Нельзя сказать, что ничего не делается, и недавние проверки торговых предприятий Москвы на предмет реализации осетровой икры это показали. Но этого недостаточно. Должна быть система, которая защитит и потребителя, и добропорядочного производителя от рыбных аферистов. Это особенно актуально в связи с решениями, принятыми на Госсовете в Астрахани.
Сегодня просто необходимо развивать культуру потребления, налаживать контроль за точками продаж с тем, чтобы исключить вероятность обмана. Контролирующие органы должны обращать внимание не только на производителей, поставщиков, но и на сами торговые сети, места хранения и прочее. Контроль должен быть повсеместный, это – здоровье нации, наше общее будущее. Для р/к «Восток-1» качество имеет первостепенное значение. И мы считаем, что такой девиз должен быть у каждой компании, которая честно и ответственно ведет свой бизнес».