ОЛИМПийский подходЗа последние полтора столетия жизнь изменилась сильнее, чем за предыдущую тысячу лет. Однако оборотной стороной этого процесса стало резкое увеличение нагрузки на природную среду. |
К сожалению, эта тенденция в полной мере касается и рыболовства. Истощенность мировых рыбных запасов давно стала общей проблемой. Естественно, наиболее подорваны популяции основных промысловых объектов, имеющих большое значение в хозяйственной деятельности человека. Уже не ведется широкомасштабный промысел дикого атлантического лосося – семги.
На очереди его тихоокеанские «родственники» – горбуша и кета, чавыча и кижуч. И вместе с тем спрос на рыбу и другие морепродукты с каждым годом только возрастает. Где же искать выход их этой ситуации?
Многие страны видят его в развитии аквакультуры. Но и здесь есть два пути. Можно разводить гидробионты исключительно на продажу, как, например, поступают в Норвегии, Чили, Канаде, где разведение лосося в садках поставлено на поток. В то же время ученые призывают крайне осторожно подходить к «искусственной» рыбе, ее пищевая ценность и возможная польза для здоровья весьма сомнительны. А садковое рыбоводство наносит окружающей среде значительный ущерб.
С другой стороны, можно выращивать мальков и выпускать их в естественную среду, восстанавливая и пополняя природные запасы лососевых и, таким образом, компенсируя изъятое человеком, то есть заниматься так называемой пастбищной аквакультурой. Подобный подход в последние годы с успехом применяется на территории Сахалинской области, обеспечивающей около 85% воспроизводства тихоокеанских лососей в России. Рыбоводные заводы не новость для нашей страны, изначально они по преимуществу были государственными. Что ж, это логично – сохранение и приумножение водных биоресурсов всегда было и остается государственной проблемой, при решении которой в первую очередь учитываются экологические интересы, а экономика отходит на второй план.
Однако в последнее время мы являемся свидетелями постепенного проникновения частного бизнеса в эту отрасль. В этом случае коммерческие компании действуют, выступая в роли партнера государства. Рыбоводство – непростое дело, сопряженное с риском и весьма затратное. Искусственное воспроизводство лосося можно рассматривать как долговременный вклад. Только вот будут ли проценты? «Сколько отдашь природе, столько сможешь и получить», – не теряет оптимизма директор ООО «Олимп» Андрей АВЕНЯН.
Возглавляемая им компания на сегодняшний день единственное в Анивском районе Сахалинской области частное предприятие с полным циклом рыбохозяйственной деятельности. А это значит, что здесь отрабатываются сразу несколько направлений: искусственное воспроизводство, добыча и переработка лососевых. Рыбоперерабатывающий цех предприятия способен принять и заморозить 75 тонн сырца в сутки. Наиболее известная продукция ООО «Олимп» – это свежемороженая горбуша, с головой и без головы, потрошеная и непотрошеная, а также зернистая лососевая соленая икра бочковая или баночная. Понимают на заводе и перспективность глубокой переработки. Мощности цехов и участков позволяют в зависимости от пожеланий заказчика коптить, солить рыбу, выпускать закатанные под вакуумом нарезки, филе, востребованные далеко за пределами области.
«Емкость сахалинского рынка достаточно ограничена. Здесь высокая конкуренция и небольшой спрос. Поэтому большая часть рыбопереработки ориентирована под конкретные заказы, как правило, с материковой части страны. У нас созданы условия для выпуска самой разнообразной продукции, качество которой традиционно удерживает высокую планку и полностью устраивает наших покупателей. Со многими компаниями мы к обоюдному удовлетворению сотрудничаем уже не первый год».
Закон не писан
В 2004 г. ООО «Олимп» начало строительство завода для разведения рыб лососевых пород. И уже через 2 года – в 2006 году – произвело первую закладку 17,5 млн. икринок горбуши. В этом году заклад повторили на том же уровне. Выпуск мальков планируется на будущий год. Лососевый завод работает по договору с Федеральным агентством по рыболовству, по государственному контракту, и предприятию выделяется квота на вылов горбуши в целях воспроизводства.
На бумаге все красиво, а в реальности проблем не избежать.
Самые коварные подводные камни подстерегают в нашем законодательстве. Правовая неурегулированность в области воспроизводства – головная боль каждого рыбовода. До сих пор нет нормативно-правовой базы, которая бы конкретизировала основной закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», принятый еще в 2004 году. В частности, в нем не прописан механизм изъятия выпущенной рыбы в объеме промыслового возврата, определенного наукой. Законом не закреплены и права на изъятие, на участки, отведенные под цели воспроизводства и рыбоводства.
«Мы стоим перед фактом абсолютного правового вакуума.
Поэтому контролирующим органам сложно принимать какие-либо решения. Это приводит к весьма противоречивой политике на местах. Складывается абсурдная ситуация: тот, кто воспроизводит рыбу, выпускает ее в реки, не имеет никаких гарантий, что ему позволят выловить ее по возвращении на нерест. Например, я вырастил 1000 тонн горбуши, ученые подтвердили, что эта рыба вернется в наш район, а ловить ее по закону я не имею права, – комментирует ситуацию директор «Олимпа». – В свете решений Президиума Госсовета в Астрахани, последовавших по его итогам поручений Президента РФ, смены отраслевого руководства хочется надеяться, что власть обратит внимание и на воспроизводство водных биоресурсов и наконец-то наведет порядок. Причем меры надо принимать не когда-либо, а прямо сейчас».
Массу нареканий вызывает и вопрос с квотированием промысла и ОДУ. «Раньше было гораздо проще, решения принимались на местах, и проблем такого рода, какие имели место в этом году в заливе Терпения, не возникало. Механизм изменения лимитов через Москву настолько громоздкий, что решение об увеличении квот конкретному предприятию, которое занимается промыслом, в лучшем случае требует 2 недель. И это в разгар путины, когда идет массовый ход рыбы! Упустил время – остался ни с чем. В Поронайском районе многие предприятия вынуждены были простаивать большую часть путины, а ведь подошло очень много рыбы. Но если квоты выбраны, сиди и жди приказа из столицы. Напротив, в том же Анивском районе вопреки прогнозам рыба так и не подошла, и значительный объем выделенных лимитов так и остался неосвоенным.
Точно предсказать, сколько рыбы придет в тот или иной залив, ту или иную реку, наука не в состоянии. Реальность сильно разнится с прогнозами. Ловить нельзя… а ведь рыба, которая приходит на нерест, уже не вернется в океан, ее жизненный цикл закончен, и, отметав икру, она умирает. В природе рыбы нужно ровно столько, чтобы заполнились естественные нерестилища. Сколько – эта информация есть у ученых, в том числе и у СахНИРО. Все остальное можно и нужно изымать», – уверен Андрей Авенян. Поэтому для дальневосточных рыбаков замена лососевых квот оперативным регулированием промысла будет только способствовать повышению эффективности рыболовства и рыбоводства. Она позволит быстрее и гибче реагировать на складывающуюся ситуацию, особенно в случае ЧП, каким, например, стало землетрясение в Невельске.
Отечественный производитель и покупатель
Рыбоводство в России находится в стадии становления. Лакуны в законодательстве, конечно, мешают, но рано или поздно здравый смысл все же возобладает, и урегулирование правоотношений в этой сфере произойдет. «Рыборазводный завод останется одним из приоритетных направлений нашего развития, – подчеркивает Андрей Авенян. – Мы по-прежнему будем заниматься воспроизводством лосося. Более того, мы не намерены замыкаться только на горбуше, со следующего года планируем делать закладки кеты и наращивать объемы производства». Потенциал такой формы хозяйствования заключается именно в полном цикле – рыба выращивается, вылавливается и продается. «Это наш коммерческий интерес, а также прямая выгода и обществу, и государству. Не будем двигать рыбоводство сегодня – завтра всю рыбу придется покупать за рубежом, в той же Норвегии, Чили или Китае».
Для развития рыбоперерабатывающей линии ООО «Олимп» намеревается усилить свое присутствие на рынках ближайших соседей – Приморья и Хабаровского края. В этих регионах планируется открыть представительства компании или наладить долговременные отношения с партнерами, в первую очередь для поставок продукции глубокой переработки. Основным рынком для сбыта мороженой продукции и соленой икры, скорее всего, останется Москва и Центральный регион, высоким спросом пользуется продукция и в Санкт-Петербурге. Ранее компании случалось работать и на экспорт, в частности с Японией, но конъюнктура рынка заметно изменилась. И сейчас намного более привлекательной стала ориентация на потребности российского покупателя.
694030 Сахалинская область, г. Анива, ул. Ленина 49.
Тел. факс (42441) 5-26-90
Тел. (4242) 26-11-25