Только за последнюю пятилетку на его долю приходилось до 55%. Однако нарастающий антропогенный пресс вкупе с неблагоприятными климатическими и океанологическими изменениями привели к тому, что запасы этого высокоценного объекта в дальневосточных морях начали снижаться. Решить проблему восстановления и пополнения запасов минтая взялись сами рыбаки. Дальневосточная Ассоциация добытчиков минтая запустила процесс предварительной оценки промысла минтая в Охотском и Беринговом морях с целью его дальнейшей сертификации.
По оценкам ученых, сегодня величина родительского стада минтая опустилась до столь низкого уровня, что уже не в состоянии воспроизвести многочисленное потомство даже при благоприятных условиях нереста и высокой выживаемости. Жесткие меры регулирования промысла: установление общедопустимого улова, исходя из концепции предосторожного подхода (концепция предусматривает значительно меньшую долю изъятия от промыслового запаса, чем в обычных условиях, т.к. учитывает возможное превышение ОДУ за счет предполагаемых выбросов молоди, сокрытия уловов, использования недостоверных коэффициентов выхода продукции и т.д.), запрет на проведение промысловых операций на акватории нерестилищ в период массового нереста и др. – желаемого эффекта не дали. Так, к началу 2000 г. запас минтая уменьшился в сравнении с его пиком в 80-е гг. более чем в два раза. Определенную положительную роль эти меры, конечно, сыграли – в последние пять лет наблюдается некоторая стабилизация и даже постепенное увеличение биомассы и численности минтая. Однако происходит это с гораздо меньшей скоростью, чем следовало ожидать. Ученые объясняют это тем, что стартовая для этого процесса численность производителей и, соответственно, нерестовый потенциал, оказались на рекордно низком уровне. Таким образом, расточительное рыболовство вызывает синдром экологической деградации, разрушает саму основу существования экосистемы. И в этом случае без радикальных изменений в политике управления рыбными ресурсами не обойтись.
Сегодня за решение непростой задачи сохранения и восстановления запасов минтая взялось мировое сообщество и сами рыбаки. Существующие системы сертификации, в том числе и экологические, призваны отрегулировать процесс промысла, сделав его устойчивым, неистощительным. Однако помимо совершенствования управления биологическими ресурсами и внедрения принципов устойчивого рыболовства целью сертификации также является пропаганда экологически ответственного бизнеса среди потребителей и косвенное обеспечение механизмов его поддержки. Императив устойчивого рыболовства и экологическую сертификацию промыслов уже разделяют международные финансисты, включая Мировой банк, наднациональные организации права в рыболовстве, правительственные институты и системы оценки, распределения и контроля ресурсов, национальные и международные рынки рыбопродукции, заинтересованные в своем стабильном функционировании. Причем концепция основных потребностей международного рынка рыбопродукции охватила экологически ответственную часть мирового сообщества. С одной стороны, под давлением, но в то же время осознавая степень серьезности проблемы, общественные организации, ассоциации, бизнес, правительство пришли к пониманию того, что обеспечение устойчивого промысла необходимо сделать составной частью стратегии развития рыболовства.
На сегодняшний день существует два альтернативных подхода к выполнению принципов устойчивого рыболовства. Первый подход реализуется сопоставлением уловов при различной промысловой вооруженности единиц, т.е. промысловой интенсивностью на уровне существующих технологий лова. Это позволит разработать стратегию развития и управления на сравнительных показателях эксплуатации ресурсов в стандартных условиях. Второй подход основан на тщательном исследовании уловов при различных условиях внешней среды, в том числе искусственно регулируемых. Он дает возможность использовать опытные модели для объективного прогноза уловов (включая приловы) в реальных условиях промысла при известном состоянии среды.
Имея преимущества и недостатки по отношению к различным видам промысла в зависимости от их специфики, оба подхода имеют право на реализацию при экологической сертификации промыслов.
Экологическая сертификация промысла по стандартам MSC базируется на принципах развития устойчивого рыболовства.
Руководитель сертификационного проекта «ТАВЕЛ Сертификейшн» Стив ДЕВИТ:
- «Морской Попечительский Совет (MSC) является независимой, некоммерческой организацией, которая была учреждена для решения проблемы перелова морских ресурсов. В состав совета входят различные специалисты в области рыболовства из 7 стран, политики, ученые-отраслевики, представители общественных организаций, экологи.
Первоначально, в 1997 году, MSC был учрежден компанией «Юнилевер», крупнейшим потребителем и поставщиком морепродукции в мире, и Всемирным Фондом дикой природы, международной природоохранной организацией. В 1999 году он стал полностью независимым, и сегодня его финансирует широкий круг организаций, включая благотворительные фонды и коммерческие компании по всему миру.
Два года совет затратил на то, чтобы разработать свои экологические стандарты сбалансированного и хорошо управляемого рыболовства. Эти стандарты создавались на основании полученных консультаций ведущих ученых и специалистов в области рыболовства, представителей природоохранных организаций и других людей в мире, имеющих живую заинтересованность в сохранении рыбных запасов для будущих поколений.
После выдачи сертификата Морским попечительским советом между ассоциацией и советом будет заключено лицензионное соглашение на право использования и соблюдения правил использования и руководящих указаний по применению логотипа MSC.
Если вас волнует проблема перелова и его экологические и социальные последствия – вы будете выбирать ту продукцию, которая была проверена независимым методом на предмет ее соответствия экологическим стандартам и, таким образом, сможете внести свой вклад в решение природоохранной проблемы перелова рыбных ресурсов.
В настоящее время в мире имеется три представительства Морского попечительского совета, готовых к сотрудничеству со всеми, кто заинтересован в обеспечении устойчивого и сбалансированного будущего».
Предварительная оценка промысла минтая позволит компаниям – добытчикам минтая – определить, что еще необходимо сделать для прохождения полной сертификации. Отчет о предварительной оценке будет четко указывать те области, которые вызывают определенное беспокойство с точки зрения их соответствия принципам и критериям Морского попечительского совета. Отчет сам по себе и последующее его обсуждение позволят компаниям, желающим пройти сертификацию, выработать логический подход к пониманию прозрачности процесса полной оценки и проведению необходимых консультаций.
Ключевым элементом для понимания критериев оценки MSC является понимание разницы между определенными принципами совета. Во-первых, попечительский совет сосредотачивает внимание на состоянии целевой популяции, определяемой как целевой вид или целевое промысловое скопление. В соответствии с этим принципом, основными областями, требующими внимания и определяющими должное управление рыболовной деятельностью, являются: определение целевых промысловых скоплений; качество мониторинга и программы оценки промыслового скопления; конкретные управленческие цели в отношении целевых промысловых скоплений; мероприятия по обеспечению восстановления целевых промысловых скоплений, в том случае если они подорваны, и рачительное освоение ресурса таким образом, чтобы не ослаблять репродуктивной возможности (то есть чтобы не происходило значительного изменения в возрастных, размерных и генетических параметрах целевого промыслового скопления).
Во-вторых, Морской попечительский совет оценивает воздействие, которое оказывает рыбный промысел членов Ассоциации добытчиков минтая на состояние экосистемы и на нецелевые популяции. Таким образом, MSC определяет, как члены Ассоциации решают вопросы по поддержанию экосистемы в продуктивном, функциональном и разнообразном состоянии; минимизируют ли воздействия промысла (промыслового вооружения) на среду обитания, как оценивают мероприятия, которые обеспечивают восстановление любых угнетенных или подорванных нецелевых промысловых скоплений или экосистем, пришедших в упадок.
В-третьих, Морской попечительский совет сосредотачивает внимание на управлении рыболовным промыслом в оперативных условиях, т.е. определяет, способны ли минтайщики обеспечить достижение поставленных (вышеуказанных) целей.
Здесь оценивается управленческо-консультационный процесс; мероприятия, проводимые по обеспечению контроля за рыбным промыслом; объемы внутренней и внешней оценки системы управления; степень соответствия законодательным и административным требованиям; претворение в жизнь практики ответственного рыбного промысла.
Самое важное – оценка степени соответствия рыболовной отрасли принципам и критериям Морского попечительского совета, изучение состояния готовности рыболовной отрасли к проведению оценки, исследование наличия необходимых данных по различным категориям MSC.
Российская действительность, безусловно, накладывает отпечаток на процесс сертификации. Ведь в России достаточно сложно получить информацию из-за множества бюрократических барьеров. Это может осложнить процесс прохождения как предварительной оценки, так и самой сертификации.
Если говорить о принципах MSC, то один из основных – это независимая научная оценка запасов промыслового объекта, его характеристик, методов лова и т.д. Ученые должны предоставить предварительную информацию о состоянии промыслового скопления, поведать о его биологии, истории, показать карты, отражающие основные районы промысла, рассказать о своих методах сбора информации, о том, как часто проводятся научно-исследовательские работы и т.д.
Другой, немаловажный принцип MSC – воздействие промысловой деятельности на экосистему. Здесь сертифицирующему органу предоставляются конкретные данные департамента рыболовства по уровню приловов, включая информацию о весе, видах, частоте их вылова и т.д. Исследуются проблемы воздействия промыслового вооружения на окружающую среду и экосистему, нецелевые виды рыбы, млекопитающих и птиц. Предоставляется информация о любых исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения или охраняемых видах, встречающихся в прилове. Информация о выбрасываемой за борт рыбе.
Исследования, дающие описание экосистемы, в которой происходит процесс промысла, а также оценка последствий того воздействия, которое будет иметь изъятие промыслового вида (проходящего сертификацию) из окружающей среды. Информация об уровне благополучия нецелевых видов рыбы (прилова), на которое будет оказывать воздействие промысел.
Затем сертифицирующий орган оценит уровень управления рыболовством: изучит законы и иные нормативно-правовые акты, план управления рыболовной деятельностью и план сезонного вылова (правила контроля за выловом), информацию об исследовательских работах, проводимых в интересах субъекта рыболовства, данные, касающиеся законов и постановлений об исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения видах, охраняемых видах, в том числе млекопитающих и птиц, на которых может воздействовать процесс промысла.
Лишь после прохождения предварительной оценки будет запущен процесс самой сертификации – полной оценки. При полной оценке экспертная группа должна продемонстрировать знания в таких областях, как: оценка популяций морских особей, воздействие на экосистему, управление рыболовецким предприятием, использование местного рыбацкого опыта. Затем вся эта информация анализируется и оценивается на соответствие принципам и критериям экологически ответственного рыболовства MSC.
После того, как рыболовецкое предприятие успешно проходит сертификацию, оно подлежит ежегодной проверке аудитором на предмет соблюдения сертификационных требований. Срок действия сертификации – пять лет; по окончании этого срока должна быть выполнена повторная сертификационная проверка предприятия. При этом сертифицирующее агентство оценит все составляющие пути продукта к потребителю, начиная с порта выгрузки и заканчивая пунктом конечной упаковки.
Успешно прошедшее сертификацию рыболовецкое предприятие получает право приводить на упаковке своей продукции следующее заявление: «Данный продукт поставлен рыболовецким предприятием, соответствует установленным Морским попечительским советом Стандартам по воспроизводству рыбных запасов и использованию надлежащих методов ведения хозяйства».
Исполнительный директор Дальневосточной Ассоциации добытчиков минтая Александр ТАШКИН:
- В долгосрочной перспективе для нас очень важно сертифицировать минтаевый промысел в Охотском и Беринговом морях по системе MSC. Это позволит нам уверенно выйти на западные рынки, не пострадать при вступлении России в ВТО. Более того, я уверен, что процессы, протекающие на рынках экономически развитых стран, со временем распространятся и на развивающиеся рынки Азии и России. А с ростом благосостояния и экологического сознания покупатели неминуемо становятся разборчивее. Пройдет еще совсем немного лет, и рынки стран с платежеспособным населением окажутся труднодоступными для российских фирм, не имеющих должных сертификатов.
MSC – это знак высокой степени защиты, который поможет нам, добытчикам минтая, не только сохранить свое имя на рынке уже освоенном, но и завоевать прочные позиции на новом, в основном высокоразвитых стран. При этом сертифицированная продукция стоит дороже, что позволяет получать больший доход на единицу товара. Покупатель же получает возможность поддерживать воспроизводство рыбных запасов путем выбора сертифицированной продукции. Ведь в основе сертификации по системе MSC лежат принципы и критерии экологически ответственного рыболовства.
Конечно, это длительная и дорогостоящая процедура, необходимо проводить много предварительной работы с другими (иногда незаинтересованными в этом процессе) организациями: учеными, госорганами, различными властными структурами и т.д. При этом в России пока нет агентств, имеющих право сертифицировать по системе MSC, все вопросы решаются через представителей иностранных организаций. Сегодня мы сотрудничаем с «ТАВЕЛ Сертификейшн», который проводит предварительную оценку промысла минтая».
На сегодняшний день в мире сертифицировано семь различных видов промысла: промысел хоки (макруронуса) у Новой Зеландии, скального лангуста у западной Австралии, нескольких видов лососей в районе Аляски и др. Семь других промыслов находятся в процессе сертификации. Уже более 120 продуктов в более чем 20 розничных сетях в десяти странах имеют маркировку MSC.
Представитель компании Royal Greenland (Дания) г-н ЁРГЕНСЕН:
- Основные поставщики минтая на рынки развитых стран – это Америка, Китай и Россия. Если все страны сертифицируют промысел минтая по стандартам MSC, то соперничать на рынках будут только Россия и Китай – самые мощные ловцы, переработчики и поставщики. Наши аналитики полагают, что это будет настоящая торговая война.
Представитель партнерства устойчивых рыбохозяйственных промыслов (США) Джим КЕННОН:
- Сегодня Ассоциации добытчиков минтая, да и другим организациям, заинтересованным в прохождении экологической сертификации, необходимо разработать план действий и основные индикаторы. Они должны объяснять, почему они это делают, своим покупателям и демонстрировать прогресс на пути к неистощительному рыболовству. Конечно, в краткой перспективе невозможно соответствовать всем запросам рынка. Нельзя сказать, что деятельность Морского попечительского совета совершенна, но это – руководство к действию.
Влияние рыночных факторов на эксплуатацию рыбных ресурсов не подчиняется воздействиям государственных границ. Для прохождения сертификации необходимы согласованные меры воздействия в государственных масштабах. Поэтому предложения крупных импортеров морепродукции в ЕС и Северной Америке строить отношения с Россией на принципах устойчивого рыболовства и содействия поставкам готовой продукции с экологическим сертификатом Международных организаций, по меньшей мере, конструктивны. Да и самой России предпочтителен вектор движения продукции в страны, которые установили строгую ответственность своих государственных структур и бизнеса за реализацию на их территории продукции из незаконно добытых водных биоресурсов.
По мнению специалистов, учитывая исключительную значимость международного сотрудничества в поддержании и развитии принципов устойчивого рыболовства и стабилизации рынка рыбной продукции, сегодня необходимо обратиться к представительствам рыбодобывающих держав и стран, на территории которых продукция реализуется, с просьбой принять меры к недопущению чрезмерного антропогенного воздействия на морскую экосистему и усилить ответственность за расточительное рыболовство и ответственность соответствующих государственных служб за реализацию незаконно добытых биоресурсов.
Отсутствие полной и достоверной информации о сертификационных процессах и их влиянии на рынки не позволяет компаниям разрабатывать стратегию в этой области. Возможно, выходом могло бы стать создание международного фонда устойчивого рыболовства, который бы выступал как методический и организационно-технический базис экологической сертификации промыслов и рыбопродукции на международном уровне (MSC, ISO, HAASP).
С другой стороны, без поддержки государства в этом вопросе рыбакам не обойтись. Многие решения необходимо принимать именно на государственном уровне. Ведь при сертификации оценивают, в частности, систему управления и регулирования промыслами, в том числе и на законодательном уровне, что входит в компетенцию государства. Поэтому совершенствование системы госуправления, т.е. выстраивание четкой интегрированной вертикали управления, подготовка соответствующих специалистов, паспортизация флота, наблюдение и инспектирование, разработка и внедрение методов регулирования интенсивности и селективности промыслов – все это задачи, стоящие перед государством. А рыбаки свой первый шаг уже сделали.