Журнал «Fishnews»
Андрей ФЕДОРОВ, директор «Фишеринг сервис»

«FISHERING SERVICE» Калининград

Сегодня «Фишеринг сервис» - это крупнейший российский производитель и экспортер рыбопромыслового оборудования, прежде всего, пелагических тралов.

Ежемесячный объем производства составляет до 20 комплектов канатных тралов и около 70 изделий тралового оборудования, на что в год расходуется более тысячи тонн материалов: цифра, сопоставимая с аналогичными показателями предприятий-производителей орудий лова Северного и Дальневосточного промысловых бассейнов вместе взятых. Собеседник журнала «Fishnews – Новости рыболовства» – директор «Фишеринг сервис» Андрей ФЕДОРОВ.

- Андрей Николаевич, назовите самые известные образцы вашей продукции и почему многие отдают предпочтение именно ей?

- Самые известные брэнды компании – тралы «Шквал», «Супер Шквал», «Тайфун», а также серия тралов «РАПТОР», «ТОРНАДО», «АТЛАНТИКА» с очень высокой уловистостью, особенно на разреженных скоплениях, и крайне низким гидродинамическим сопротивлением.

В настоящее время ими оснащены более 120 рыбопромысловых судов, которые ежегодно ловят около двух миллионов тонн рыбы у берегов России, Мавритании, Марокко, Намибии, Анголы, ЮАР, Чили, Перу, а также в открытых районах Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Так, в Атлантике нашими тралами работает подавляющее большинство судов, многие из которых способны замораживать до 300 тонн рыбы в сутки. В Мавританской промысловой зоне, за исключением голландских наливников, около 90% судов отдают предпочтение нашей продукции. В районе Намибии и ЮАР тралами «Фишеринг сервис» оснащены практически все рыбопромысловики. Такой выбор объясняется просто – наши орудия лова позволяют облавливать разреженные скопления рыбы, а значит, обеспечивают устойчивый промысел.

Основными покупателями продукции «Фишеринг сервис» являются крупнейшие российские и иностранные компании. Среди них Мурманский траловый флот (Мурманск), «Вестрыбфлот» (Калининград), «Антарктика» (Одесса), «Эронго» (ЮАР), «ИНОК» (Бельгия), «Калиста» (Украина), «Намсов» (Намибия), «Съеласкип» (Исландия), «Весткостфрозен» (США) и другие. Около 20% выпускаемой предприятием продукции идет на внутренний рынок, остальное – на экспорт.

Мы работаем только на высококачественном сырье, которое нам поставляют из Португалии, Голландии, Испании. Постоянно совершенствуем свое производство. Так, в 2005 году на предприятии были установлены новейшие линии по производству крученых канатов мощностью до 150 тонн в месяц. В 2006 году введено в эксплуатацию оборудование для производства плетеных канатов трубчатой конструкции и отработан технологический процесс их изготовления, не существовавший до этого в России. В 2007 году он был запатентован.

- Не секрет, что в последнее время промысловая обстановка ухудшилась, объемы уловов постоянно падают. Что бы Вы посоветовали судовладельцам, желающим поднять рентабельность своего флота в таких условиях?

- Провести глубокую модернизацию судов. Приведу пример. В районе Мавритании судно типа БАТМ, имеющее заморозку менее 150 тонн в сутки не считается модернизированным. Типовая модернизация судна БАТМ типа «Пулковский меридиан» Западного бассейна в современных условиях включает в себя, в том числе, увеличение мощности по заморозке путем установки дополнительных вертикальных шкафов; увеличение емкости бункеров предохлаждения; замену валогенераторов отдельными генераторами; установку системы контроля натяжения ваеров; установку траловых локаторов кругового обзора; установку гидролокатора и эхолота повышенной мощности; замену стандартных ваеров типа ЛК на нераскручивающиеся ваера типа ДИФОРМ или ЕВРОВАЕР; а также оснащение судна тралами для облова разреженных скоплений с длиной подборы от 200 метров и выше.

В этом отношении показателен пример Мурманского тралового флота. Политику, которую проводит руководство этого предприятия по обновлению своего промыслового флота, я считаю примером дальновидности. Многие рыбопромысловые компании сегодня ищут возможности повышения эффективности промысла путем снижения издержек – экономят на промвооружении, топливе, зарплате экипажам. В результате они имеют то, что имеют: малоэффективный промысел и постоянную нехватку средств на его поддержание. Мурманчане же осуществили широкую модернизацию судов, в три раза увеличив их возможности по заморозке рыбы (до 300 и более тонн в сутки). При этом особое внимание они уделили промысловому вооружению, вложив значительные средства в приобретение современных траловых комплексов, позволяющих вылавливать рыбу в объемах, соответствующих возросшим возможностям судов по заморозке. Таким образом, сегодня флот МТФ оснащен самой современной рыбопоисковой техникой и лучшим траловым оборудованием. Успешный промысел при таком подходе обеспечен!

- В чем же секрет столь уловистых тралов?

- Прежде всего, мы используем только комплексный подход в конструировании орудий лова. Помимо таких серьезных вопросов, как обеспечение прочности, живучести орудий лова и удобства работы с ними на промысле, при конструировании мы считаем главным критерием такой показатель качества трала, как экономия топлива на единицу вылова и увеличение вылова на единицу времени. И хотя эти вопросы взаимосвязаны и в конечном итоге определяют эффективность промысла, все же есть смысл рассмотреть их в отдельности.

Так, сэкономить топливо можно путем резкого снижения сопротивления движению трала в воде. Для этого очень важно правильно подобрать материалы, которые используются для постройки тралов. Мы обращаем внимание на их прочность, эластичность, показатели гидродинамического сопротивления. Отмечу, по результатам ряда измерений в гидролотке Калининградского МАРИНПО был определен коэффициент сопротивления в воде Сх для различных материалов. Для крученого трехпрядного каната Сх = 0,60, для крученого трехпрядного каната, пропитанного воском Сх = 0,26. Для каната двенадцатипрядного трубчатого FS12 Сх составляет 0,07.

Естественно, в своих тралах мы используем набор из крученого трехпрядного вощеного каната или каната FS12 – это дает реальную экономию топлива из-за резкого снижения нагрузки на главный двигатель судна.
Снижению гидродинамического сопротивления трала способствуют и «правильные» углы атаки канатной части. Здесь мы также опираемся на данные исследований, проведенных в МАРИНПО, и обеспечиваем углы атаки 8-15 градусов.

Не менее важный вопрос – это увеличение вылова за единицу времени или «уловистость трала», которая определяется его дизайном. Эта задача частично решается увеличением скорости траления, а главное – созданием равномерных шумовых полей различной интенсивности путем комбинирования в канатной части трала ячей различной формы: ромбической и гексагональной.

Гексагональная ячея наиболее «тихая» и не вызывает у рыбы защитной реакции – броска вниз. Идет постепенное привыкание косяка к шумам, создаваемым канатной частью. Подходя к ромбическому поясу канатных ячей, косяк уже не реагирует на увеличение «шумового» пресса и не ищет выхода.
Также очень важно иметь хорошо обтянутую сетную часть. Подводные съемки показали, что рыба начинает искать выход, если она находится на расстоянии менее 60 см от сетной стенки, то есть необходимо максимально увеличить периметр сетной части для свободного прохода рыбы к мешку, где мелкая ячея не даст ей выходить.

-Есть ли у Вас новые разработки?

- В этом году компания выпустила трал «ПАСИФИК». Это трал новой конструкции, предназначенный для лова минтая на Дальнем Востоке. Он прошел промысловые испытания в июне 2006 года в Охотском море и показал прекрасные результаты: за сутки им добывалось до 100 тонн этой рыбы крупного размера. Причем добыча велась в толще воды по разреженным скоплениям. Раньше минтай ловили, прижимая трал к грунту, в режиме донного траления, что наносило существенный вред экологии. Мы считаем, что тактика лова минтая в пелагиале, ставшая возможной благодаря нашему тралу «ПАСИФИК», откроет новую страницу в промышленном рыболовстве Дальнего Востока.
В 2007 году мы начали поставки наших новейших высокоскоростных тралов «АТЛАНТИКА» в Чили. Исландские капитаны, работающие на Чилийские компании, были приятно удивлены результатами работы. В итоге, тралы «Глория», которыми они работали до этого, были сняты с промысла, так как ловили в 2-3 раза хуже «АТЛАНТИКИ». Именно с нашими тралами стали возможны траления, по словам капитана «OCEAN DAWN» Тора Йозафатсона, «при 50 узловом ветре на скорости более 4 узлов на любых галсах».

Тралы «АТЛАНТИКА» работают без щитков и дают вертикальное раскрытие от 60 до 120 метров, при горизонтальном от 100 до 200 метров в зависимости от модификации.

- Отслеживаете ли Вы работу тралов после их установки?

- Конечно. Это важная составляющая нашей работы. Нам поступает текущая информация с большинства районов промысла, так как настройку новых тралов выполняют наши специалисты. За год они работают на 10 – 20 судах разных компаний и в разных промысловых бассейнах. Кроме того, у нас есть постоянный обмен информацией со всеми судами, на которых установлено траловое оборудование нашей фирмы, в каком бы районе Мирового океана они ни находились. Это позволяет оперативно реагировать на изменение промысловой обстановки, консультировать в случае необходимости судовых специалистов в режиме горячей линии по перенастройке тралов или ремонту, что в конечном итоге повышает эффективность промысла. Достаточно сказать, что с начала 2007 года к нам обратилось за помощью по настройке траловых досок « Тюборон» 14 судов

- Андрей Николаевич, традиционный вопрос о планах на будущее.

- Сегодня производственные мощности компании загружены полностью. Люди работают в две смены. Поэтому в ближайших планах руководства предприятия – строительство нового цеха орудий лова с целью увеличения производственных мощностей.

Россия, 236239, Калининград, ул. Багратиона 119-1.

Тел.: + 7 (4012) 63-10-40,
Факс: + 7 (4012) 63-10-55

E-mail: fsfan@baltnet.ru,
www.trawl.ru

Евгений ВОВЧЕНКО

  • Андрей ФЕДОРОВ, директор «Фишеринг сервис»