Журнал «Fishnews»

Мировой океан. Корпоративные структуры. Особенности управления промыслом.

«Морской доктриной России», утвержденной Президентом В. В. Путиным в июле 2001 года, предусматривалось расширение масштабов исследований и возобновление промысла водных биоресурсов за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны (ИЭЗ) России. Однако в последние годы российский промысел в конвенционных и открытых районах Мирового океана не увеличился из-за слабой поддержки развития рыболовного флота и субсидирования отдаленного экспедиционного промысла, а также неактивного участия России в деятельности международных рыболовных организаций.

Российские рыбопромышленники и экспортеры отмечают сокращение рыбных ресурсов в ИЭЗ в связи с систематическими переловами рыбы, ракообразных и моллюсков. Причем опережающими темпами сокращалась биомасса наиболее ценных промысловых видов.

Решение данной доктрины может быть выполнено на базе создания эффективного, широкомасштабного, экспедиционного промысла. Его осуществление возможно комплексным методом, на основе разработки механизма интегрированных структур (моделей объединений-корпораций) по эффективной организации и управлению экспедиционным промыслом в Мировом океане с учетом мировой глобализации.

При этом необходимым основным условием является использование последних достижений мирового рыболовства:
- применение недорогих, многоцелевых рыбопромысловых судов с экономичным расходом горюче-смазочных материалов (ГСМ);
- ресурсосберегающие технологии, включая основное требование сегодняшнего времени: глубокая переработка, комплексное, безотходное производство и мобильность организационно-технологических процессов от добычи до реализации рыбных товаров.

В настоящее время основу «экспедиционного менеджмента» как механизма управления экспедиционным промыслом в Мировом океане составляют управленческие отношения и организационные связи в экономической структуре (корпорации), осуществляющей лов в Мировом океане с учетом специфики промысла, условий глобализации и острой конкуренции со стороны иностранных компаний.

Процесс интеграции рыбной экономики в мировую рыночную диктует необходимость «корпоризации»*, вследствие чего рыбохозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в Мировом океане, понимают важность объединения и создания корпораций для стратегического (долгосрочного, стабильного) развития. Кроме того, качество корпоративного управления структур для работы в Мировом океане находится в стадии становления на основе эмпирических поисков и не приобрело свойства органического элемента целостной системы организационно-экономического управления.

Необходимо отметить, что промышленная политика, определяемая характером экспедиционного промысла, связанная с его отдаленностью от порта базирования и использованием дорогостоящего (капиталоемкого) флота, также требует разработки методов и подходов по оптимальному решению управленческих задач.

При планово-централизованной системе управления развитие рыбного хозяйства шло по пути создания крупных (на базе приморских регионов) производственных организаций, ведущих экспедиционный промысел в Мировом океане. Это отвечало требованиям того времени. В период реформирования экономики, перехода к рыночным отношениям, создания и развития мелкотоварного сегмента рынка крупные предприятия и организации в ходе приватизации распались на небольшие, частные фирмы разных видов деятельности. Сегодня средний собственник имеет 1-3 судна (а не экспедицию), рыбообработчик – цех (вместо рыбозавода или комбината), сбытовик один магазин (склад), а не сеть розницы «Океан». В связи с этим необходим иной подход к организации и эффективному управлению их совместной деятельности, к определению стратегии их развития в будущем. При этом обязательным условием является учет в комплексе всего разнообразия бизнеса в рыбном хозяйстве и смежных отраслях, учет специфики их взаимодействия, определяемого требованиями рыночной экономики.

Особенности управления экспедиционным промыслом в Мировом океане.

В настоящее время в региональных рыбохозяйственных комплексах (РХК) нет четко поставленной организации экспедиционного промысла за пределами ИЭЗ России. Большинство судов работают автономно. Раньше в составе экспедиции имелись большие плавбазы типа «Балтийская слава», которые принимали рыбу у добывающих судов, снабжали их необходимыми продуктами, тарой, водой и топливом, возраст этих судов не превышал 7-8 лет. Был и приемотранспортный флот, плюс аварийно-спасательные буксиры, научно-поисковые суда. Руководство промыслом осуществлял начальник экспедиции, который подчинялся крупному производственному объединению рыбной промышленности (КПОРП), при этом управленческая нить начиналась в министерстве (министр РХ СССР). Ежедневно проходили промысловые советы, на которых решались текущие вопросы. Шла ежесуточная информация вышестоящему руководству о состоянии каждой отдельной единицы флота на промысле. Сегодня содержать штаб экспедиции для оперативного руководства мелкому судовладельцу, имеющему 1-3 судна, нерентабельно. Он не в силах выделять средства на амортизацию и ремонт флота.

Анализ исследования отрасли показал, что до начала 90-х годов прошлого века рыбное хозяйство страны определяла государственная форма собственности в лице министерства. Основу руководства производственным процессом – от добычи до реализации конечной рыбопродукции – представляла целостная единая система планирования. Структура системы включала решение управленческих задач от определения КПОРП района лова для добывающего флота до доставки в указанный порт назначения транспортными судами сырья конкретным рыбоперерабатывающим предприятиям. А также распределения конечной продукции Главрыбсбытом по республикам, областям и городам всего Союза, при этом цены были стабильны и едины, так как отсутствовала конкуренция. Фактически применялся принцип политэкономии, а не рыночной экономики: «увеличение производительности основных фондов», цель которого достигалась любой ценой и способом. Естественно, в этих условиях основой управления была «вертикаль власти», при этом применялся критерий получения максимального конечного продукта, а не рациональной экономической эффективности. Решение управленческих задач осуществлялось социалистическими принципами – командно-административными способами и приемами, которые входили в противоречие со сложившимися производственными отношениями того времени. Этой системе были присущи недостатки, перечислять которые нет необходимости. Отметим основной – отсутствие конкуренции, что приводило к увеличению объема выпуска продукции посредственного качества и не стимулировало разработку инноваций в области судостроения и технологии глубокой переработки рыбного сырья. К началу перестройки данная методика управления стала неэффективной и даже убыточной. В настоящее время с переходом на частную форму собственности субъектов рыбохозяйственной деятельности системность указанной плановой экономики практически полностью распалась. В связи с этим:
- потеряны звенья цепи непосредственного управления: руководство региональной корпорации (Совет директоров, судовладельцев) – экспедиция (начальник штаба) – флот (капитан), как, например, в любой фирме;
- флот практически перешел на автономную форму промысла.
Таким образом, произошло нарушение разделения труда, как пример – доставка груза в порт «легла» на добывающее судно, что снизило его основной показатель – нахождение судна на лову и, соответственно, вылов.

Объясняется это тем, что в данный период не сформированы комплексные, вертикально интегрированные объединенные управленческие структуры в составе региональных рыбохозяйствующих предприятий. Это вызвано раздробленностью малых рыбопромышленных субъектов, низкой капитализацией и доходностью, неразвитостью инвестиционной деятельности для воспроизводства физически изношенного и морально устаревшего флота. На основе изложенного приходим к выводам:
принцип эффективного руководства экспедиционным промыслом заключается в установлении четкой вертикали управления экспедицией (но с учетом специфики рыночных условий – договорных отношений), которая, при сегодняшней демократии, основанной на горизонтали управления, фактически «не работает»;
сущность и рациональность управления экспедиционным промыслом в современных условиях заключается:
1. в отсутствии необходимости звена управленческой цепи от высшего органа управления (РХК России – руководитель Госкомрыболовства) до района промысла (флот – капитан), как это было в структуре Министерства рыбного хозяйства;
2. в создании оптимального регионального объединения-корпорации (типа КПОРП), выполняющего управленческую функцию и руководящую роль, включая инвестиционную политику. Необходимость создания данного объединения заключается в том, что в настоящее время произошли изменения производственных отношений в сравнении с периодом до перестройки (переход формы собственности из государственной в частную).

Управленческий подход

Сегодняшний рыбохозяйственный собственник является независимым от оперативного руководства РХК и администрации региона (он подчиняется только законам). В связи с этим в рыбохозяйственной деятельности сложилась нерегулируемая, с отсутствием необходимых связей система «свободного плавания». Если учитывать данный факт для возрождения экспедиционного промысла в Мировом океане, то необходим управленческий подход, смысл которого заключается в разделении системы управления корпорации на две формы: вертикальную и горизонтальную. Для этого вертикаль управления вводится в высшем командном составе (Совете директоров и управленческом звене). В среднем звене (управленцы предприятий и капитаны судов) производственные отношения предлагается строить в соответствии с требованиями рынка – по горизонтали. В таком случае де-юре управленцы предприятий и капитаны остаются самостоятельными. С руководством корпорации (управленческое звено), осуществляющим управление экспедицией, они связаны чисто деловыми (а не приказными) экономико-управленческими средствами: инвестиционной политикой, проводимой корпорацией, «рыночными» способами и приемами по руководству – путем определения для них экономически выгодных квадратов лова и рынков сбыта, услугами обслуживающей инфраструктуры.

Проблема капиталоемкости мирового океанического рыболовства

В соответствии со спецификой, современная добыча в Мировом океане является высококапиталоемкой и реально улучшать ее могут только экономически развитые страны. Основная задача государств в увеличении добычи продукции мирового рыболовства заключена в достижении цели свести затраты и получаемую доходную часть к равным результатам, т.е. сработать без убытков или с минимальной прибылью. Основная доля прибавочной стоимости продукции формируется при ее дальнейшей переработке и реализации. Здесь же происходят отчисления в бюджеты и специальные фонды рыболовных стран в коммерческой цепи, т.е. от оптовиков до традиционных потребителей. Отсюда вытекает важнейший тезис: «Существующий чрезвычайно капиталоемкий океанический промысел в Мировом океане выполняет важную социальную роль – обеспечение населения уникальными биологически полноценными продуктами питания – морской рыбой и морепродуктами, решает вопрос занятости, развития образования и социальной обеспеченности населения страны».
В сложившихся экономических условиях РХК России без инвестиционной поддержки океаническое рыболовство длительно и безубыточно функционировать не может, так как оно является одним из функциональных блоков всего финансово-промышленного комплекса любой страны и должно активно поддерживаться государством.

В связи с этим необходимо создание в региональных РХК инвестиционного механизма (при объединенной корпорации, специального фонда) желательно с участием государства, назначение которого – целевое инвестирование (кредитование) проектов строительства и модернизации судов для экспедиционного промысла в Мировом океане. При этом необходимо привлечение финансовых средств российских и зарубежных банков, государственных структур, страховых компаний, а также жителей страны.
Для решения капиталоемкости предлагается:

Организационный подход

Если посмотреть с точки зрения политэкономии, прямое бюджетное финансирование или кредитование флота РХК было приемлемо ранее, когда весь бюджет формировался за счет прибыли государственных предприятий. Сегодня основным источником бюджетных поступлений являются налоги, основа которых – НДС от негосударственных структур, в связи с этим использование бюджета нелогично. Поэтому сегодня рассчитывать только на участие государства нереально. А необходимость в создании механизма инвестирования экспедиций в Мировой океан сегодня стоит очень остро.
Многие ученые и крупные специалисты рыбной отрасли, учитывая капиталоемкость флота, остаются приверженцами старой системы обеспечения судами рыбохозяйствующих субъектов: 100%-е вложение государственных средств.
Учитывая сложившуюся в стране и РХК ситуацию, можно считать, что данные предложения не отвечают теории рынка. В связи с этим предлагается организационный подход на основе исторического тезиса – «одну соломку легко поломать, а вместе мы сила» – и частной формы собственности. Его смысл заключается в создании комплексной экономической блок-системы (модели, на основе вертикально интегрированных структур), которая обеспечивает эффективное развитие каждого из его участников путем добровольного объединения собственников рыбохозяйствующих предприятий в своих регионах в корпорацию на договорной основе. Это дает большие возможности единой инфраструктуре за счет масштабов деятельности, благодаря концентрации капитала и производства и возможностям маневра капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции, проводить инвестиционную политику и получать прибыль для всех членов объединений. Что решит, таким образом, и проблему капитализации.
В предлагаемом «организационном подходе» механизм распределения прибыли региональной корпорацией носит конструктивный характер: большая часть совместно созданной чистой прибыли, полученной как результат от реализации конечной продукции, распределяется на развитие «основного совместного капитала» всех участников. Меньшая часть чистой прибыли распределяется в соответствии с долей деятельности каждого. Таким образом, исторически сложившаяся практика ущемления интересов рыбаков–добытчиков на первом этапе (минимальная или нулевая прибыль) и получение основной доли прибыли на втором и третьем этапах – переработчиками, посредниками и продавцами морепродуктов – в данном механизме неприемлема. Здесь предлагается распределение в соответствии с производственной необходимостью развития корпорации и трудовым участием каждого субъекта, что является стимулом к повышению эффективности его деятельности. Исходя из изложенного, можно определить понятие «совместной долевой собственности».

Для образования такого объединения необходима помощь государства, выраженная в механизме создания в приморских регионах ситуации, при которой мелкие частные рыбохозяйственные предприятия будут стремиться к объединению. Рычагами государственного механизма могут быть: его инвестиционная политика – инвестирование в виде государственных федеральных программ, участие в которых происходит на доступной конкурсной основе, принятие соответствующих законов.

Смысл понятия «совместной долевой собственности» состоит в том, что малые субъекты, объединившись, получают широкие возможности создания выгодных условий для консолидации средств (основного капитала) с целью обеспечения высокой степени их эксплуатации (фондоотдачи), что и послужит мотивацией к строительству и приобретению высокорентабельных траулеров и рыбоперерабатывающих комплексов, так как необходимость объединения субъектов диктуется и высокой стоимостью основы рыбохозяйственного комплекса – его флота, и перерабатывающих производств, которую один частник не в силах освоить.

Отсюда вытекает основная задача корпорации – организация инвестиционного процесса для развития как объединившихся частных кампаний, так и самого объединения в существующих рыночных условиях, поскольку возврата к прежним дотациям и плановым распределением судов по предприятиям сегодня нет и быть не может. При этом система управления корпорацией должна содержать механизм саморегуляции. Суть этого механизма заключается в возможности самостоятельно устанавливать правила «игры» данного объединения как на внутреннем, так и внешнем рынке сбыта рыбопродукции.
Исходя из сказанного, можно считать, что задачами объединенных собственников являются:
- установление четкого взаимопонимания и взаимодействия на основе производственной дисциплины внутри объединения (корпорации);
- выработка и контроль над исполнением совместных решений и правил на договорной основе со штрафными санкциями;
- соблюдение правовых отношений между бизнесом и государственным регулированием.
Это создаст устойчивое функционирование региональных рыбохозяйствующих корпораций (РРК), обеспечит продовольственную безопасность страны, социально-экономическое развитие регионов, но и потребует в сложившейся рыночной ситуации при большой капиталоемкости основных средств участников:
- для разработки механизма инвестиционной политики – аккумулирования имеющихся средств, изыскания самих инвестиций и разработки инвестиционных проектов (ИП);
- для применения инноваций как в судостроении (сегодня нужны современные, мобильные по технологическим процессам и оборудованию суда), так и в области организации промысла, переработки рыбы предприятиями и ее реализации (по всей цепочке от добычи до потребителя).

Ценово-экономический подход

Организация экспедиций за пределами ИЭЗ России влечет большое потребление ГСМ, которое является дорогостоящим, а также большие расходы на транспортировки и реализацию. Учитывая ситуацию с энергоносителями, сложившуюся в сегодняшних рыночных условиях России, – она имеет тенденцию постоянного роста цен на них, что делает продукцию РХК неконкурентоспособной, – предлагается ценово-экономический подход – формирование розничной цены на рыбные товары (цены, оптимально приближенной к покупательской способности). Смысл данного подхода имеет комплексный характер и заключается в централизованном сбыте рыбы, в том числе добытой под госзаказ, через фирменную сеть магазинов, входящих в состав корпорации (по принципу сетевого маркетинга). Оптимизация цены происходит путем применения государственного инструмента управления: при осуществлении деятельности корпорации, в соответствии с госзаказом, особенно на малоценные виды рыб, ему возмещается часть стоимости топлива (например из стабилизационного фонда или за счет бюджета, государственного фонда от продажи долей, квот) соразмерно добытой/ реализованной рыбы.

Государственный подход

Сегодня для успешного развития РХК необходим государственный подход – это, прежде всего, проявление инициативы со стороны законодательной и исполнительной властей в принятии тех законодательных и нормативных актов, которые учитывали бы особенности рыбной деятельности. Второе – политико-экономическую защиту в условиях жесточайшей конкуренции на мировом рынке, особенно при вхождении в ВТО и закрепление российского приоритета в Мировом океане. В связи с этим блок Совета директоров корпорации должен решать вопросы (быть уполномочен) на уровне Правительства Российской Федерации, администрации Президента, Государственной думы, включая и вопросы по льготному налогообложению молодых (вновь созданных) рыбопромышленных корпораций, а также системы государственной поддержки предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, через субсидии. В мире, например в США, такие предприниматели освобождаются от налогов на три года.

Комплексный подход к организации экспедиционного промысла в Мировом океане

Как отмечалось ранее, в сегодняшних рыночных условиях логично и целесообразно развитие отечественного промысла за пределами ИЭЗ России осуществлять крупными рыбохозяйственными компаниями в виде объединений корпораций, которые могут представлять собой хорошую материально-техническую базу. В связи с этим нами предлагается комплексный подход к управлению и организации промыслом. Смысл его заключается в том, что в составе этих объединений, наряду с добывающим флотом, необходимо иметь морозильно-транспортный и специализированный обрабатывающий флот, в том числе и вариант «плавбазы–матки». Кроме того, в эти корпорации обязательно вхождение береговых рыбоперерабатывающих предприятий, холодильно-складских фирм, портовых причальных сооружений, сбытовых оптовых, розничных и других организаций конкретного региона и за его пределами.

Это дает следующие преимущества:
- централизацию управления (через Совет директоров и звено управления объединения) производственно-хозяйственной и коммерческой деятельностью, что исключает посредников, а значит, и снижение цены рыбопродукции до уровня платежеспособности населения;
- повышение конкурентоспособности объединения-корпорации;
- возможность обеспечения оптимального уровня рентабельности как всего объединения, так и каждого из участников;
- снижение рисков в связи с большими возможностями диверсификации производства;
- централизацию капитала с последующим его распределением по видам деятельности участников (членов корпорации) в зависимости от конъюнктуры рынка.

Создавшиеся в период перестройки малые рыбохозяйствующие субъекты, осуществляющие разные виды деятельности (добычу, обработку и реализацию), фактически сотрудничают на основе краткосрочных договоров или напрямую. Вызвано это неопределенностью партнерских отношений. Суть комплексности состоит в том, что члены объединения участвуют в едином производственном процессе от добычи морепродуктов до их реализации потребителю – населению страны. Они все заинтересованы в конечном результате и не связаны отдельными по временному фактору договорами, а находятся в одной «СТРУКТУРЕ».

Кроме того, комплексность включает создание инвестиционного фонда (типа ПИФ) при данном объединении-корпорации совместно с лизинговой и страховой компаниями.

Заключение

Интеграция рыбохозяйственного комплекса в мировое промышленное рыболовство через возрождение отечественного экспедиционного промысла за пределами ИЭЗ России позволит:
- обеспечить продовольственную безопасность страны и стабилизировать социальное положение в приморских регионах;
– закрепить статус России как великой морской державы;
- восстановить подорванную сырьевую базу ИЭЗ страны.
Методические подходы по организации и управлению экспедиционным промыслом могут применяться (служить инструментом) при формировании механизма (модели) корпоративной структуры, осуществляющей экспедиционный промысел в Мировом океане в условиях глобализации. При этом отвечая требованиям ФАО и биоэкономики.

Бобылов Ю. А. «О создании сверхкрупных интегрированных корпоративных структур в рыбном хозяйстве России» //Журнал Новости рыболовства № 5, 2007, с 76-83.

Владислав БОРОДИН ведущий экономист ОАО «ВНИЭРХ»