Несмотря на пристальное внимание государства к сохранности ресурсной базы, браконьерство продолжает наносить колоссальный урон экономическим интересам страны, разрушать отрасль изнутри. Статистика ежедневно пополняется все новыми фактами о нарушении правил рыболовства. Отвечая на вопросы журнала «Fishnews – Новости рыболовства», генеральный директор ОАО «Дальрыба» Вячеслав МОСКАЛЬЦОВ считает, что сегодня лишь системное выполнение поручений Президента, активная совместная работа общественных организаций и государственных структур, эффективное взаимодействие на всех уровнях власти помогут переломить ситуацию.
Уже в текущем году в России появятся рыбные биржи. Основные подразделения развернут свою работу во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Мурманске, Калининграде и Санкт-Петербурге либо Москве. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2007 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что реализация водных биоресурсов и продуктов их переработки будет осуществляться на товарных биржах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен быть разработан до 1 июля 2008 года и отражен в нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации.
Российские прилавки изобилуют импортной рыбопродукцией. В конце января на заседании Правительства РФ руководитель Госкомрыболовства Андрей Крайний озвучил конкретные цифры – порядка 33% внутреннего потребления рыбных товаров обеспечивается за счет импорта. Но что именно скрывается под радующей глаз яркой упаковкой? В прессе то и дело проскальзывает информация об очередном запрете на экспорт в Россию рыбы и морепродуктов, произведенных в той или иной стране, а ведь это только то, что попадает в поле зрения ветеринарно-санитарных властей. Так что же везут к нам из-за заграницы? На вопросы журнала «Fishnews – Новости рыболовства» о различных аспектах контроля качества импортной рыбопродукции отвечает начальник Организационно-инспекторского управления Россельхознадзора Игорь ЧЕРНЫШЕНКО.
Любое развивающееся предприятие рыбной промышленности на определенном этапе развития сталкивается с необходимостью расширения производства и вывода своего продукта на более высокий уровень продаж. Собственников и акционеров перестают устраивать объем производимой продукции, высокая себестоимость и недостаточно привлекательный внешний вид продукции. Наилучшим способом для ликвидации перечисленных проблем является переход на высокопроизводительные технологии выпуска продукции, конечным этапом которых станет качественная и привлекательная упаковка. Сегодня надо быть быстрее и креативнее своих конкурентов, чутко реагировать на малейшие изменения в сфере своей деятельности. Чтобы достичь желаемого результата, производствам, конечно, понадобится современное и высокопроизводительное оборудование. New Diamond Vac (конвейерный упаковщик вакуумных пакетов) по своей производительности может заменить несколько настольных/напольных вакуумных упаковщиков, так называемых хлопушек. Высокоскоростное термоусадочное оборудование Benison может выполнить 25-30 упаковок в минуту и значительно экономит время на этом процессе. Вакуумные запайщики YANG и термоформовочные линии Veripack позволяют упаковывать пресервы практически любых габаритов при любой производительности.
Воссозданное в прошлом году Госкомрыболовство РФ своей стратегической целью провозгласило вернуть среднедушевое потребление рыбы в стране на рекомендованный Академией медицинских наук России уровень в 23 кг, для чего потребуется как минимум удвоить нынешний объем добычи водных биоресурсов. Однако в последние годы совокупный российский вылов стабильно держится на уровне порядка 3 млн. тонн, и его дальнейшее повышение во многом зависит от обновления добывающего флота и улучшения его базовых характеристик.
На сегодняшний день и рыбаки, и само государство уже четко осознают задачи, поставленные перед ними Президентом России Владимиром Путиным, по возвращению рыбной отрасли в прежнее русло и дальнейшему наращиванию существующих мощностей. Большую роль в реализации этих планов должны сыграть различные проекты и программы, нацеленные на поддержку рыбного хозяйства на федеральном уровне как в виде создания эффективных структур регулирования этой деятельности, так и прямой финансовой поддержки.
«Морской доктриной России», утвержденной Президентом В. В. Путиным в июле 2001 года, предусматривалось расширение масштабов исследований и возобновление промысла водных биоресурсов за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны (ИЭЗ) России. Однако в последние годы российский промысел в конвенционных и открытых районах Мирового океана не увеличился из-за слабой поддержки развития рыболовного флота и субсидирования отдаленного экспедиционного промысла, а также неактивного участия России в деятельности международных рыболовных организаций.
С 1 января 2008 г. года в России начал действовать обновленный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», направленный на совершенствование системы управления водными биоресурсами. Фундаментом для поправок в основной рыбацкий документ послужили поручения Президента РФ, которые представляют собой целую систему вывода рыбного хозяйства из кризиса и затрагивают практически все его аспекты. В то же время специалисты отмечают: новые изменения настолько масштабны, что скорее уместно говорить о новой редакции закона, нежели о каких-либо поправках.
Без малого тысяча лет прошло с тех пор, как у берегов Мурмана поморы начали промышлять треску. Поднимались сюда сразу, как только на Белом море таяли льды, и рыбачили до глубокой осени. А рыбы тогда было – полные губы полуострова. Некоторые из рыбаков оставались на тонях круглый год, ловили и зимой, благо Гольфстрим не давал замерзнуть Студеному морю (так раньше называли Баренцево море). Самые рисковые ходили на Грумант (Шпицберген) и Новую Землю. Вся эта обширная акватория была районом промысла. На старинных картах на всем северном побережье Кольского полуострова обозначены рыбацкие поселения. И так продолжалось вплоть до середины XX века, когда эти малые поселения исчезли как «неперспективные». На побережье пришли военные, и соответственно рыба ушла от берегов. А индустриальные промысловые флоты тем временем тралами и кошельковыми неводами вычерпывали из моря крупную и мелкую треску, пикшу, палтус, мойву, сельдь. Затем флоты пошли в Норвежское море, к Шпицбергену, Исландии, Фарерам. Колхозные флотилии, которым раньше была поручена прибрежка, потянулись за большими флотами. Таким образом, прибрежный промысел на Мурмане был вынужден влачить жалкое существование. Рыбаки-прибрежники добывали лишь сотни тонн трески и пикши за год.
По оценкам экспертов ФАО, в общем объеме мировой торговли рыбой и рыбной продукцией до 72% импортных закупок приходится на три крупнейших рынка – Японию, США и страны Евросоюза. При этом подчеркивается, что все возрастающие внутренние потребности в рыбе, как в этих странах, так и в других развитых государствах предполагается покрывать не за счет увеличения ее производства внутри страны, а в первую очередь за счет дополнительных закупок за границей. Данное обстоятельство во многом объясняет тот факт, почему импортные тарифы в развитых странах достаточно скромные и в действительности, за некоторым исключением, не являются каким-то серьезным барьером на пути увеличения объемов торговли в будущем. Все возрастающие на протяжении последних нескольких десятилетий объемы поставок рыбной продукции из развивающихся государств оказались в состоянии попасть на рынки развитых стран, по сути не встретив на своем пути каких-либо серьезных по своей значимости запретительных таможенных пошлин. На сегодняшний день основным и наиболее важным барьером на пути увеличения объемов экспортных поставок, кроме физической способности, является неспособность поставщиков соответствовать высоким требованиям к поставляемой продукции как по ее качеству, так и безопасности, а не импортные тарифы.
Рыбохозяйственный комплекс страны в настоящее время переживает глубокий кризис, проводимые экономические реформы отрицательно сказались на развитии этой важнейшей отрасли народного хозяйства, что выразилось в спаде производства внутри страны, утрате Россией ряда позиций в мировом рыбном хозяйстве и затяжном тяжелом кризисе российского Севера.
Год от года рост объемов рыбопродукции в соседней с нами Республике Корея достигается за счет увеличения производства ее на рыбных фермах. По данным министерства морских дел и рыбного хозяйства, общее производство отрасли выросло по сравнению с предыдущим 2006 годом на 7,9% и составило 3,27 млн. тонн, в том числе морская добыча достигла 1,152 млн. тонн, а производство на рыбных фермах и аквакультурных плантациях – 1,386 тонн. За счет чего достигается такой рост производства рыбы на марифермах? Ответ очевиден – корейцы работают над самим процессом производства, конструируя все новые виды рыбных ферм и реформируя сам процесс производства.