Журнал «Fishnews»

О регламентации мировой торговли рыбой и рыбной продукцией в рамках ВТО

По оценкам экспертов ФАО, в общем объеме мировой торговли рыбой и рыбной продукцией до 72% импортных закупок приходится на три крупнейших рынка – Японию, США и страны Евросоюза. При этом подчеркивается, что все возрастающие внутренние потребности в рыбе, как в этих странах, так и в других развитых государствах предполагается покрывать не за счет увеличения ее производства внутри страны, а в первую очередь за счет дополнительных закупок за границей. Данное обстоятельство во многом объясняет тот факт, почему импортные тарифы в развитых странах достаточно скромные и в действительности, за некоторым исключением, не являются каким-то серьезным барьером на пути увеличения объемов торговли в будущем. Все возрастающие на протяжении последних нескольких десятилетий объемы поставок рыбной продукции из развивающихся государств оказались в состоянии попасть на рынки развитых стран, по сути не встретив на своем пути каких-либо серьезных по своей значимости запретительных таможенных пошлин. На сегодняшний день основным и наиболее важным барьером на пути увеличения объемов экспортных поставок, кроме физической способности, является неспособность поставщиков соответствовать высоким требованиям к поставляемой продукции как по ее качеству, так и безопасности, а не импортные тарифы.

На развивающиеся страны, на долю которых приходится порядка 50% из 78 млрд. долл. торговли рыбой и рыбной продукцией, крайне отрицательно сказываются все возрастающие требования по социальным вопросам и защите окружающей среды. Об этом в частности свидетельствуют все возрастающие требования со стороны крупных оптовиков и владельцев ресторанов в отношении рыночных стандартов и основных требований к качеству экспортируемой продукции из развивающихся стран, которая поступает на рынок и распространяется там по традиционным каналам.

Постепенная либерализация мировой торговли рыбной продукцией и сокращение импортных тарифов во многом является результатом успешной деятельности ВТО в данном вопросе. На данный момент все ведущие мировые производители рыбы, экспортеры и импортеры – члены ВТО (151 страна) вынуждены следовать общепринятым правилам торговли. (Исключение составляет Россия, которая ведет интенсивные переговоры о вступлении в ВТО, которое, вероятно, может произойти в 2008-2009 годах). Наиболее важные соглашения для торговли рыбой касаются тарифных ограничений, субсидий, антидемпинга, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, решения спорных вопросов.

Считается, что членство в ВТО предоставляет уникальную возможность получать преимущества от торговли. В первую очередь это касается доступа на рынки экспортных товаров. Как результат, предлагаемые ВТО правила делают торговлю более открытой и предсказуемой, стимулируют деловую активность, создают новые рабочие места и улучшают условия жизни людей.
К сожалению, ситуация с низкими импортными тарифами на рыбу и рыбную продукцию в большинстве случаев ограничивает развитие внутренних рынков. Большинство развивающихся государств устанавливает, как правило, намного более высокие импортные тарифы на все импортные продукты. Это делается в первую очередь исходя из фискальных интересов страны получить как можно больше доходов в бюджет и не имеет ничего конкретного против торговли рыбой. Во многом именно поэтому торговля внутри региона остается ниже имеющихся возможностей.

Несмотря на то, что правила ВТО предусматривают предоставление одинаковых прав и рекомендаций для всех продуктов и услуг вне зависимости от страны происхождения, существуют некоторые исключения из общих принципов, которые касаются:
- специальных условий для развивающихся и наименее развитых стран;
- предоставления условий наибольшего благоприятствия в торговле на условиях специального соглашения между сторонами, предусматривающего установление низких ввозных пошлин при проведении торговых операций между ними.

Льготные торговые соглашения (Preferential trade agreements – PTAs)

Многие государства дополняют ведущийся в рамках ВТО процесс либерализации мировой торговли заключением Льготных торговых соглашений (Preferential trade agreements – PTAs) как на региональном, так и двустороннем уровне. Интересно заметить, что одновременно с увеличением числа членов ВТО до 151 возрастает количество стран, заключающих специальные PTAs. На сегодняшний день заключено более чем 200 подобных соглашений, и каждое государство-член ВТО, за исключением Монголии, является участником одного или нескольких из них.
Специалисты особо отмечают то факт, что число заключенных в течение последних нескольких лет соглашений РТА возросло в несколько раз. Сами по себе подобные соглашения не противоречат правилам ВТО до тех пор, пока они соответствуют определенным критериям, принятым в данной организации. Тем не менее все больше государств стремится заключить РТА соглашения, предпочитая решать свои собственные задачи пусть частично, но сейчас, чем двигаться в направлении достижения многосторонних соглашений, обязательных для всех стран ВТО, которые могут вестись в рамках торговых переговоров, в частности Доха-раунда, на протяжении многих лет (Доха-раунд или Раунд тысячелетия – первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Решение об открытии Раунда было принято на Четвертой конференции министров стран-членов ВТО в ноябре 2001 года в городе Доха (Катар). Программа переговоров Раунда – дальнейшее развитие правовых норм и принципов ВТО и либерализация барьеров в торговле товарами и услугами).

Нет ничего удивительного, что отношение к процессу заключения РТА соглашений зачастую неоднозначно. Их сторонники подчеркивают, что подобного рода соглашения между странами благоприятно сказываются на развитии внутренней торговли, помогают региональной интеграции и являются необходимым инструментом либерализации торговли. В первую очередь эти соглашения будут полезны развивающимся государствам, поскольку смогут облегчить доступ производимой ими продукции на рынки развитых стран, а это будет стимулировать рост внутреннего производства и способствовать экономическому росту развивающихся государств.

Противники подобных соглашений отмечают, что они заключаются главным образом по политическим мотивам или являются результатом лоббирования их заинтересованными промышленными кругами. По их мнению, соглашения негативно отражаются на успешном принятии многосторонних решений, которые будут более выгодны главным образом для развивающихся стран и мировой экономики в целом. По их оценкам, большинство соглашений РТА узконаправленны и касаются только тех секторов национальной экономики, которые ориентированы на экспорт. К числу стран, наиболее активно заключающих в последнее время соглашения РТА, относятся государства Евросоюза и США.

Для экспорта рыбы и рыбной продукции число РТА соглашений имеет первостепенное значение. Наиболее известным является соглашение между Евросоюзом и странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, известное среди специалистов как ACP-EU agreements (заключено в соответствии с ВТО требованием, действие которого закончилось 31 декабря 2007 года, а с 1 января 2008 года вступило в силу т.н. Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕС и шестью регионами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана), которое позволяет им беспошлинно ввозить на территорию стран Евросоюза рыбу и рыбную продукцию, произведенную или выловленную в водах государств данного региона. Это положительно отразилось на поставках на европейские рынки продукции из тунца, в том числе в банках.
Другим по важности соглашением является Соглашение о поставках в ЕС из наименее развитых стран всего, кроме вооружений (EU s Everything but Arms). Ряд законодательных актов США (US s African Growth and Opportunity Act) предусматривает создание благоприятных условий для экспортеров из Африки. Имеется также и ряд других действующих соглашений, в частности региональных в Азии, Южной и Центральной Америке. Некоторые страны, например Индия и Чили, активно проводят двусторонние переговоры в плане присоединения к уже действующим соглашениям, которые также затрагивают вопросы торговли рыбой и рыбной продукцией.

Необходимо также отметить, что распространение региональных и т.н. льготных соглашений будет выгодным только в том случае, если выгода от их использования (сокращение расходов на оформление документов, упрощение расчетов и т.п.) будет больше, чем, если бы следовать многосторонним правилам ВТО. Общеизвестно, что в целом тарифы на рыбу и рыбную продукцию достаточно низкие, так что возникает вопрос, имеет ли РТАs большую значимость для рыбного сектора. Ответ будет однозначным «да» для тех видов продукции и тех стран, в отношении которых импортные пошлины на рыбу и рыбную продукцию продолжают оставаться высокими. В действительности, это имеет важное значение для произведенных продуктов из тунца, некоторых видов продукции из креветок и лососевых, а также рынков ряда стран (Республика Корея, Индия, ЕС), где «обычные» тарифы все еще достаточно высоки.

Торговля и продовольственная безопасность

Проведенные специалистами ФАО исследования убедительно свидетельствуют о том, что мировая торговля рыбной продукцией позитивно отражается на продовольственной безопасности. За последние 20 лет торговля рыбой резко возросла, с 6,1 млрд. долл. в 1980 году до 78 млрд. долл. в 2005 году. При этом наибольшую выгоду из этого получили развивающиеся страны, чистый доход которых вырос с 3,4 до 20 млрд. долл. за тот же период.

Однако за этот промежуток времени практически ничего не было сделано в плане внесения каких-либо существенных изменений в структуру экспорта. Основную долю поставок составляла замороженная рыба. Импортные пошлины в развитых государствах сразу возрастали, если речь заходила о рыбной продукции с более глубокой переработкой.
Анализируя влияния мировой торговли на продовольственную безопасность, эксперты отмечают ее положительную роль в этом процессе. Вместе с тем дальнейший ее рост может иметь и негативные последствия, т.к. бесконтрольный вылов приведет к истощению рыбных запасов.

Торговля и управление рыбными запасами

Международные эксперты считают, что либерализация торговли за счет сокращения пошлин, а также посредством нетарифных мер, несомненно положительно сказывается на экономическом росте государств и повышении благосостояния населения. Однако когда речь идет о продукции, в основе которой лежат природные ресурсы (рыба, лесные продукты, минерал и т.д.), нельзя забывать о том, что неконтролируемое увеличение добычи или вылова приведет к их полному исчезновению.
Конечно, истощение запасов может произойти и без роста мировой торговли, но наличие низких барьеров в торговле в целом и постоянно растущий рыночный спрос будет иметь реальные негативные последствия для рыбаков, производителей и экспортеров.

Правительства могут ограничить экспорт путем введения экспортного налога, но это нанесет ущерб местным рыбакам и переработчикам рыбы.

Торговые правила и защита окружающей среды

Хотя в рамках ВТО не существует специального соглашения по вопросам защиты окружающей среды, тем не менее, правила Организации подтверждают права каждого государства защищать свои интересы в данной области, что обговаривается определенными условиями с использованием специальных дополнений, касающихся окружающей среды.
На проходящих в рамках Доха-раунда переговорах одной из тем как раз и являются отношения между существующими правилами ВТО и специальными обязательствами в области торговли, предусмотренными Многосторонними соглашениями по защите окружающей среды (Multilateral environmental agreements – MEAs). Основная цель проходящих переговоров состоит в том, чтобы найти взаимоприемлемое решение в вопросе соответствия торговых мер указанным соглашениям MEAs и правилам ВТО. Эти переговоры имеют важное значение как для рыбной торговли, так и для управления рыболовством, поскольку целый ряд видов рыб в данный момент подпадает под исчезающие виды и одновременно является предметом торговых переговоров, проходящих в рамках региональных организаций по управлению рыболовством.

Страны, члены ВТО, всегда могут принять меры, направленные на защиту жизни человека, животного и растений или их здоровья, а также по консервации природных ресурсов. Однако их принятие не всегда будет соответствовать либо противоречить правилам ВТО. Этот принцип уже нашел свое подтверждение во время дискуссий по вопросам торговли рыбой и рыбной продукцией.

Однако подобные меры по защите окружающей среды должны применяться без оспаривания в арбитражном порядке, не подвергаться юридической дискриминации и не вызывать в ответ введение ограничений в международной торговле. Другими словами, если государство намеревается улучшить окружающую среду, подобные меры должны распространяться в одинаковой степени как на внутреннюю, так и внешнюю торговлю продукцией.

Николай РУБЦОВ представитель Госкомрыболовства России в ФАО (г. Рим)