Журнал «Fishnews»

Геннадий ГОРБУНОВ: Задача и объект номер 1 – это человек

При создании необходимых и эффективных законодательных и экономических условий Россия, обладающая колоссальным потенциалом запасов водных биоресурсов, вполне может вернуть себе историческую славу великой рыбной державы, считает председатель Комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий ГОРБУНОВ.

Законодательная база – основа стабильной работы любой отрасли. Эффективная и реально действующая законодательная база – это результат долгой и напряженной работы. В том числе работы в Совете Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания
РФ вносит законодательные инициативы,
одобряет или отклоняет законопроекты.
О тонкостях законотворчества «Fishnews – Новости рыболовства» беседовал с председателем Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной
политике и рыбохозяйственному
комплексу Геннадием ГОРБУНОВЫМ.

- Геннадий Александрович, как Вы считаете, достаточно ли сегодня внимания уделяется развитию отечественного
рыболовства?

- В последнее время развитию российского
рыбохозяйственного комплекса
уделяется значительное внимание. Причем на самом высоком уровне. За последние два года проблемы отрасли были озвучены не раз – в Послании Президента Федеральному Собранию на 2007 год, на заседании Президиума Госсовета в Астрахани (31 августа 2007 года), на встречах различного уровня в регионах. Были найдены и пути решения
проблем. Так, по итогам поездок в прибрежные регионы избранного Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева был разработан и утвержден обширный и исчерпывающий перечень поручений, направленных на оптимизацию работы отрасли.

Правительство РФ на своем заседании
24 января 2008 года рассмотрело вопрос о развитии рыбной отрасли, определило стратегические приоритеты
и наметило ряд мер, направленных на ее развитие.
В 2007 году был принят Федеральный
закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и в отдельные законодательные
акты Российской Федерации. Нам удалось законодательно урегулировать
вопросы, которые не двигались «с мертвой точки» многие годы. Среди них – запрет на осуществление добычи ресурсов иностранными лицами, необходимость
обязательной доставки добытых биоресурсов на таможенную территорию России, снижение ставок сбора за ВБР при реализации или переработке их на территории России, закрепление долей за пользователями на десятилетний период, сокращение перечня видов, для которых устанавливается
ОДУ, введение оперативного регулирования промысла анадромных видов рыб.

Более того, в целях совершенствования
структуры федеральных органов исполнительной власти, Президентом РФ Дмитрием Медведевым подписан Указ «О Федеральном агентстве по рыболовству
». В соответствии с документом,
ФАР внесено в список федеральных
служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской
Федерации. Агентству передан ряд функций, включая выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства, охрану, рациональное
использование водных биоресурсов,
контроль и надзор за ВБР и средой их обитания и т.д.
Кроме того, утвержден новый состав
Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного
комплекса. В нее вошли представители
всех заинтересованных структур и ведомств, а возглавил ее, что очень важно, первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Виктор Зубков.

- Однако дает ли столь бурная «кабинетная
» работа положительный эффект? По-моему, бесконечные реорганизации и кадровые перестановки
лишь тормозят развитие…

- К сожалению, от этого не уйдешь. Процесс законотворчества очень долгий
и сложный. Мы вносим инициативы, готовим поправки, обсуждаем, консультируемся,
согласовываем решения со всеми структурами. Таким образом, мы пытаемся избежать «непроизводственных
» потерь, однако порою и этого недостаточно. Отрицательное заключение
может выдать всего один комитет – и дальнейший путь законопроекту будет если не закрыт, то порядком осложнен. И это несмотря на то, что мы всем предлагаем принимать активное участие в разработке того или иного нормативно-правового акта.
Обилие органов надзора создали вязкую среду согласования официальных
документов и решений. Недопустимо
долго оформляются документы по таким уже предрешенным вопросам, как обеспечение сырьем береговых перерабатывающих предприятий, сокращение
видов водных биоресурсов, по которым устанавливается ОДУ, и др. К сожалению, систематические задержки
с изданием нормативных актов и разрешительных документов стали уже обычным явлением.
Я уже говорил, что в новый состав Правительственной комиссии по вопросам
развития рыбохозяйственного комплекса
вошли представители всех заинтересованных
структур и ведомств: ФАР, МПР, Минэкономразвития, ФАС, ФТС, МВД, Госграницы, Минюста, МИД, Роспрома, Росстата, Министерства информационных технологий, Министерства
транспорта, Минсельхоза, Пограничной
службы, представители Комитета
СФ по аграрно-продовольственной
политике и рыбохозяйственному комплексу и Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию. Такой
состав позволит обеспечить более эффективную работу по подготовке и согласованию нормативно-правовой базы. Более того, я считаю, что такая комиссия должна иметь право выносить
окончательный вердикт по законопроектам,
предложенным на рассмотрение
Правительства РФ. Именно законопроекты, в первую очередь, должны стать предметом обсуждения этой комиссии. И если комиссия выносит
положительное заключение, то, на мой взгляд, дальнейшие согласования должны протекать очень быстро – почти
на автомате, ведь, повторю, в комиссию
входят все заинтересованные министерства и ведомства.
Сегодня уже в новом составе мы вернемся к рассмотрению поправок в закон о рыболовстве. Главным предметом
обсуждения должно стать выстраивание
всей нормативно-правовой базы для эффективного функционирования рыбохозяйственного комплекса России. Ведь проблем скопилось действительно
много. Думаю, после всех последних
преобразований отрасли процесс должен пойти быстрее. Ведь отрасль не может долго работать без необходимого
пакета нормативных правовых документов.

- Геннадий Александрович, перечислите
первоочередные вопросы, которые необходимо разрешить.

- Самое главное – рыбаки не должны испытывать сложности перед началом путины. И мы должны обеспечить именно
такой подход.
Мы сторонники того, чтобы значительную
часть оперативного регулирования
путины отдать на места. Субъекты
Федерации также необходимо наделить широкими полномочиями в сфере охраны внутренних водоемов, определения долей изъятия водных биоресурсов во внутренних водоемах и т.д.
Мы должны создать рыбакам выгодные
условия работы. К сожалению, сегодня большая часть рыбы, добываемая
нашими предприятиями, вывозится
за рубеж. Причем экспортируется в основном сырье. Задача законодателя
сделать так, чтобы российскому рыбаку, во-первых, было выгодно заниматься
рыбной ловлей (для этого мы закрепляем квоты на 10 лет), во-вторых,
было выгодно везти рыбу на российский
берег (для этого мы снижаем ставки сбора за ВБР) и поставлять ее в дальнейшем на внутренний рынок. А для этого необходимо создать условия в порту (в том числе обеспечить «бесконтактный
» заход судов), мощные береговые перерабатывающие комплексы
(предусмотреть меры, направленные
на масштабную модернизацию рыбоперерабатывающих производств, в том числе проработать вопрос о возможности льготного, упрощенного порядка налогообложения береговых предприятий), инфраструктуру (предусмотреть
финансы на строительство дорог, причалов и проч.). Только комплексный
подход даст результат. Когда не будет препятствий для поступления рыбы на наш берег, когда будет налажена
переработка и развита логистическая
сеть, тогда мы сможем решить нашу главную задачу – увеличить потребление
рыбы на душу населения до 22-23 кг в год. Помимо этого, реализация
всех вышеуказанных пунктов позволит обеспечить дополнительное поступление средств в бюджеты, станет
стимулом для создания новых рабочих
мест, частично решит проблему существования прибрежных поселков. В конечном счете позволит рыбакам и их семьям чувствовать себя уверенно, защищенно.

- Рыбаки сегодня высказывают опасения по поводу некоторых, можно
сказать, «революционных» законодательных
решений. Например, относительно организации работы товарных бирж и условий проведения
рыбных аукционов…

- В действительности по этому вопросу
существует много точек зрения. Россия имеет свою специфику. Но наша задача – не отпугнуть рыбаков. В своей работе мы должны учитывать не только реалии дня, но и российскую ментальность.
Для нас важно обеспечить доступ
к белку всем слоям населения. Поэтому
рыба должна иметь нормальный ценовой спектр, она должна быть доступна.
Чем меньше посредников, тем меньше наценок. Думаю, что мы уже заинтересовали рыбаков, снизив ставку
за биоресурсы до 10% тем, которые везут рыбу на российский рынок. Необходимо
рассмотреть и льготное налогообложение.
Во всех вопросах должна быть экономическая мотивация. Не надо тогда будет людей гнать палкой, они сами будут заинтересованы в новациях,
точнее – в нормальной работе на благо своего народа. Для того мы здесь и работаем. Предлагаемые нами решения, различные законодательные инициативы, комплекс разрабатываемых
мер дают возможность обеспечить нашему народу достойное будущее.
Когда мы разрабатывали федеральную
целевую программу по поддержке рыбного хозяйства на 2009-2013 гг., многие были против. Однако мы отстояли
право рыбаков работать на выгодных
условиях и, соответственно, право народа достойно жить. Эта программа задает вектор развития отрасли.

- Какие стратегические задачи, на Ваш взгляд, стоят сегодня перед отраслью?

- Мы понимаем, что продовольственная
проблема – это проблема No 1 во всем мире. Мы уже рекомендовали Правительству РФ предусмотреть меры государственной поддержки экспедиционного
промысла в исключительных экономических зонах иностранных государств,
открытых и конвенционных районах Мирового океана. Если мы не будем двигаться в этом направлении, то просто потеряем участки лова, на которых раньше с успехом работали. Потенциальные возможности сырьевой базы исключительной экономической зоны, конвенционных районов Мирового
океана, доступных для наших компаний,
а также внутренних водоемов страны оцениваются в объеме более 5 миллионов тонн.
С другой стороны, мы понимаем, что нам попросту не на чем ловить. В настоящее время добывающий флот находится в критическом состоянии. Его физический износ составляет около
80%, да и морально большинство судов устарели. Строительство современного
рыбопромыслового флота – перспективное направление. Поэтому мы также рекомендовали Правительству
РФ распространить на предприятия
рыбной отрасли, приобретающие рыбопромысловые суда и иное производственное
оборудование, порядок возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Другое стратегически важное направление
– это аквакультура. В последнее
время объемы добычи водных биоресурсов в мире стабилизировались на уровне 95 миллионов тонн и, согласно
прогнозам ФАО, будут снижаться. В то же время доля рыбопродукции, выращиваемая в аквакультуре, или так называемое «товарное рыбоводство», ежегодно увеличивается. Соседний с нами Китай уже выращивает миллионы тонн. Мы же пока только в начале пути. Современное состояние аквакультуры в Российской Федерации не соответствует
потенциальным природным возможностям, и объемы товарного выращивания
рыбы и морепродуктов ничтожно
малы. Хотя Россия по водному фонду занимает второе место в мире. В 2007 году аквакультура была включена
в Приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Сегодня мы также включили прудовое рыбоводство в ФЦП и рекомендовали Правительству РФ предусмотреть меры господдержки, направленные на стимулирование производства
рыбной продукции на предприятиях
аквакультуры.

- Одной из важных задач является
борьба с браконьерством. И поручения Президента также были направлены на решение этой проблемы.

- Да, сегодня нам удалось многое сделать в этом направлении. В том числе
подготовить проект закона «О сохранении,
воспроизводстве, рациональном использовании осетровых видов рыб и регулировании оборота продукции из них», законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные
на совершенствование механизмов
государственного контроля за оборотом рыбной продукции, охраны и воспроизводства водных биоресурсов». Вышел Указ Президента об отношении к конфискату высокоценных водных биологических ресурсов.

С другой стороны, нам еще многое предстоит сделать. Так, я считаю, что охраной биоресурсов должна заниматься
одна структура. У семи нянек – дитя без глазу. По крайней мере, в наших территориальных водах, в прибрежных,
закрытых водоемах контролем, охраной и воспроизводством должно заниматься одно ведомство, которое было бы наделено всеми соответствующими
полномочиями и располагало бы необходимой базой, в том числе и технической. Хороший опыт был накоплен
в советское время. И сейчас вполне целесообразно было бы его использовать.
Помимо этого, необходимо воспитывать культуру. Люди должны понимать, что такое браконьерство, и осознавать всю ответственность. «Бракаш
» пошел – так говорили про браконьеров
в мое детство, а сейчас?

- В одном из своих выступлений Вы говорили о том, что рыбной отрасли
необходима бюджетная поддержка.

- Безусловно. Научные исследования,
флот, Мировой океан, аквакультура – здесь без государственных ассигнований
не обойтись. Но еще более важно – создать условия для работы людей на отдаленных территориях. Отремонтировать
дороги в рыбацких поселках, построить дома, наладить бесперебойное
снабжение… Без средств мы не сможем задержать людей, точнее, не сможем создать условия, чтобы они жили там и работали. Задача номер 1 и объект номер 1 – это человек, условия его жизни. Все это должно решаться в комплексе.

- Всегда прописываются очень хорошие задачи и ставятся грамотные
цели. Они действительно нужны
и важны. На что же наталкивается

решение вопросов? Что является камнем преткновения?

- Проблем несколько. Первая – ментальность. Новое воспринимается
сложно. С другой стороны, нельзя исключать коррупционные моменты, нездоровое лоббирование. Сегодня вопросам борьбы с этими явлениями уделяется немало внимания.
В то же время есть некоторое недопонимание
со стороны людей. Формирование
законодательной базы и менталитета людей – дело нескорое. Совместными усилиями законодательных
органов власти и исполнительных органов власти мы эту проблему решим.
Немаловажная проблема – финансовая
составляющая. Нам говорят, что нельзя много выделять денег. Пугают инфляцией.

Вдобавок нет инфраструктуры. И получается: чтобы решить один вопрос,
надо разрешить десятки сопутствующих.
Процесс выстраивания действительно
эффективной, работающей системы – очень сложный. Потому как зависит от многих факторов, в том числе от желания всех эшелонов исполнительной
власти. Мы должны свою базу выстроить так, чтобы она соответствовала
европейскому уровню. Мы должны решать все проблемы, думая о нашем российском человеке, о государстве.
Мы должны гармонизировать свое законодательство, техрегламенты, нормы,
требования… Нам надо сделать ревизию всех соглашений, которые были подписаны в рамках вступления в ВТО. Чтобы все они отвечали нашим интересам, интересам отечественных товаропроизводителей.

- Россию одним одеялом не накроешь.
Преодоление региональных столкновений и поиск компромиссов – самое важное в работе законодателя.

- Все инициативы Совета Федерации
и нашего комитета – в частности, прежде всего, проходят ревизию на территориях. Оттуда нам присылают замечания и предложения. Это позволяет
нам минимизировать издержки. Самый главный оценщик наших действий – это территории. Мы все вопросы
обсуждаем и сверяем нашу позицию с регионами. Другого подхода у нас нет. В конечном счете, учитывая все обстоятельства,
мы должны защищать свой рынок, свое государство, накормить народ. В нашей работе очень важно не оставаться безразличным к проблемам.

Ксения ПИСАРЕВА