Промысловый флот нуждается в профессиональном надзореВ статье изложены вопросы, касающиеся проблем безопасности мореплавания в Дальневосточном Регионе системы рыбной промышленности. |
Со времен использования судов в активном мореплавании и расширением районов плавания возникли вопросы, связанные с сохранением человеческих жизней.
Относительно небольшие суда, и небольшие скорости как бы вселяли уверенность и убежденность судовладельца на берегу в том, что безопасность мореплавания в полной мере зависят от экипажа и, в частности, от руководителя экипажа – капитана.
Но как показывали многочисленные факты вопросы охраны человеческой жизни на море должны были зарождаться еще на берегу.
Это касалось в первую очередь технических вопросов, оснащенности судов, профессиональной подготовки членов экипажа и т. д.
Еще в середине позапрошлого века выдвигалась идея создания Международной Организации, которая бы регулировала вопросы мореплавания. Многие понимали необходимость в координации усилий в этом направлении со стороны международного сообщества. Эта проблема начала обсуждаться обществом на различных Международных Конференциях в Вашингтоне в 1889 году, а затем в Петрограде в 1912 году.
Но не всех эта идея вдохновляла. У многих она встретила неприятие по той причине, что они опасались, (и, надо сказать, не без оснований) того, что учреждение подобного международного органа может привести к ограничению свободы действий судовладельцев, к дополнительным затратам и их стороны на надлежащее обеспечение безопасности мореплавания путем установления специальных стандартов в судостроении, контролю за безопасными методами управления судоходством и т.д.
Они не без основания считали, что иметь дело с организованным мнением международного сообщества значительно сложнее, чем со своими национальными Правительствами и частными страховыми и классификационными компаниями, или, в крайнем случае, на региональном уровне.
Долгое время вопросы организации безопасности мореплавания, а, следовательно, охраны человеческой жизни на море делались локально или только отдельно каждым прибрежным государством.
Гибель в 1912 г. английского лайнера «Титаник» и 1507 человек из находившихся на его борту 2207 пассажиров и членов экипажа дало серьезный повод прибрежным государствам искать какие-то пути обеспечения безопасности мореплавания. Гибель «Титаника» заставила во многом пересмотреть подход к этим проблемам.
В декабре 1913г. в Лондоне состоялась международная конференция 15 государств, в том числе и России. В январе 1914г. 12 из них подписали Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-14).
В последующем созывались конференции СОЛАС-1929, 1948, 1930 и 1974, на которых последовательно совершенствовались технические и правовые вопросы, касающиеся безопасности мореплавания. В частности в СОЛАС-74 по инициативе ИМО в 1981, 1983, 1988-1992, 1994-1997гг были внесены дополнения.
Охрана человеческой жизни на рыболовных судах были регламентированы помимо других международных актов Международным кодексом безопасности рыбаков и рыболовных судов 1974г, Международной конвенцией по безопасности рыболовных судов 1977г.
С учетом рекомендаций международных нормативных актов, опыта зарубежных морских держав и их национальных законодательств в свое время в СССР в ведомстве рыбной промышленности была разработана система организации и практического контроля безопасности мореплавания.
Учитывая тот фактор, что режим работы судов флота рыбной промышленности значительно отличается от режима работы судов торгового флота, была внедрена схема обеспечения безопасности мореплавания, отличающаяся от схемы, принятой в системе ММФ.
Промысловые суда большую часть времени в навигационный период находились в промысловом районе независимо от погоды, что требовало, в свою очередь, для осуществления более действенного контроля присутствия на месте инспекторов, функции которых определялись ведомственными нормативными актами Министерства рыбного хозяйства.
В Дальневосточном бассейне, в который входили Японское, Охотское, Берингово, Чукотское море, а также северная часть Тихого океана надзор за безопасностью мореплавания и промысла до 1988-1989гг осуществлялся Дальгосрыбфлотинспекцией (ДГРФИ) имевшей в своем штате 81 опытных специалистов. Были организованы также структурные бассейновые подразделения: пожарно-техническая инспекция – 12 человек, бассейновая служба безопасности мореплавания – 12 человек, заместители начальников промысловых районов по безопасности мореплавания – 8 человек и т.д.
Полный текст статьи читайте во вложенном файле