Газета «Рыбак Приморья»
Юрий КОКОРЕВ в президиуме Первого международного съезда рыбаков

Нужны ли рыбаки своему государству?

Есть серьезные основания считать, что стагнирующее состояние многих рыбохозяйственных предприятий стало следствием не столько низкой эффективности их собственной деятельности и осуществляемого ими менеджмента, сколько следствием объективных экономических условий, в которых они оказались в результате действий органов государственной власти. Налицо продовольственная зависимость страны от импорта рыботоваров, создающая условия для развала отечественного производителя и создание рабочих мест за рубежом.

В октябре под председательством руководителя Федерального агентства по рыболовству Станислава Ильясова состоялось заседание Консультационного Совета, созданного более двух лет назад при Росрыболовстве России.
    В одном из пунктов повестки дня Совета стоял вопрос «О взаимодействии Федерального агентства по рыболовству и ВАРПЭ в решении проблем эффективного функционирования отрасли».
    Участникам Совета были представлены материалы, касающиеся результатов деятельности ВАРПЭ и ее влияния на развитие отрасли, а также проекты документов, принятие которых будет способствовать дальнейшей консолидации усилий власти и бизнеса в решении проблем отрасли. Накануне этого заседания главный редактор журнала Fishnews Эдуард КЛИМОВ задал несколько вопросов Президенту Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), к.э.н., профессору Юрию КОКОРЕВУ.

- Юрий Иванович. несмотря на усилия властей, год от года увеличивается экспорт рыбопродукции из России, причем он носит явно сырьевой характер при сбыте на зарубежных рынках по низким, а, порой, и демпинговым ценам. Какие меры необходимо принять для того, чтобы переломить ситуацию, и что может сделать в этом направлении ВАРПЭ?


- Исполнительная и законодательная власть страны неоднократно в течение длительного периода, констатируя факты кризисного состояния рыбохозяйственного комплекса, который, по их мнению, носит системный характер, вместе с тем, принимает лишь отдельные меры и действия, реализация которых не способствует выводу предприятий рыбного хозяйства из указанного состояния.
    Для системного кризиса характерно длительное сохранение и углубление проблем, которые имеют свойство самоподдерживания и воспроизводства всех дисбалансов во всех видах их проявления (между возможностью сырьевой базы и мощностью по ее эксплуатации, потребностью средств на изучение, охрану, воспроизводство водных биоресурсов и фактическим их наличием и т.д.).
    Так, проблема ухудшающегося состояния запасов водных биоресурсов вызвана неадекватным уровнем работы государственных органов, ответственных за охрану, воспроизводство рыбных ресурсов, регулирование рыболовства и контроль эксплуатации гидробионтов.
В свою очередь, усугубляющееся положение дел с финансированием указанных работ, поддержания их на необходимом уровне при одновременном дефиците квот вылова водных биоресурсов для кратно возросших пользователей создает условия самоподдерживания этих взаимосвязанных, взаимообусловленных проблем.
    Разрешить их и устранить сложившиеся дисбалансы в отраслевом развитии возможно только при комплексном, системном подходе к ним, как со стороны государства, так и хозяйствующих субъектов.
Однако складывается впечатление, что, прежде всего, государство или не видит этой взаимосвязи, или не осознает до конца их последствия. Более того, вырабатывая и принимая, безусловно, нужные решения по преодолению развития кризиса в рыбохозяйственном комплексе, органы государственного управления своим отношением к их исполнению придают им декларативный характер.
    Что позволяет нам так считать?
1. Если нужные и правильные решения власти не исполняются, то они, естественно, становятся декларацией.
Примеров тому множество. Приведу один из них.
Более 5 лет назад была принята Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Президентом страны 27 июля 2001 года.
    В числе мер успешной реализации национальной морской политики, в части экономического обеспечения морской рыбохозяйственной деятельности, в указанном документе включено: «создание условий для переориентации поставок на внутренний рынок», а также «создание условий, повышающих конкурентоспособность российского флота, портов и отраслей промышленности, связанных с обеспечением их функционирования».
2. Что мы видим на практике?
Предложения ВАРПЭ по созданию условий ориентации отечественных рыбаков на поставку продукции морского промысла на внутренний рынок путем их экономического стимулирования (субсидии на топливо) или дифференцированные (сокращенные) размеры ставок сбора за право пользования гидробионтами в проекте бюджета на 2007 год не приняты.
Расчеты, выполненные ВНИЭРХ, подтвержденные специалистами ВАРПЭ, свидетельствуют о том, что субсидии из бюджета в сумме 4,2 млрд. рублей на указанные цели способны обеспечить возврат этих средств и дополнительные поступления в бюджетные и внебюджетные фонды еще около 1,0 млрд. рублей.
    Как нам известно, подобная практика в нашей стране была в 1992-1994 годах и себя оправдала.
Другим вариантом экономического стимулирования рыбаков в поставках продукции морского промысла на российский берег может стать установление дифференцированных ставок сбора средств за право пользования объектами водного промысла в зависимости от направления готовой продукции на рынки сбыта. Однако и этот вопрос находится в стадии изучения и длительного обсуждения в высоких инстанциях.
Позитивные социально-экономические последствия предлагаемых нами мер государственной поддержки рыбаков очевидны.
Создадутся условия для:
- роста уловов рыбы и морепродуктов;
- поддержки производства мало ликвидных в чисто рыночных условиях видов продукции;
- повышения прозрачности рыбохозяйственной деятельности;
- увеличения поставок сырья на российский берег и загрузки перерабатывающих мощностей и сопряженного с промысловой деятельностью всего комплекса предприятий береговой инфраструктуры;
- усиления контроля за эксплуатацией водных биоресурсов, сохранения рыбных запасов и сокращения масштабов браконьерства;
- решения взаимосвязанного комплекса региональных проблем (социальных, экономических, административных), способствующих снятию социальной напряженности в приморских регионах.
Одновременно с этим будут созданы условия для преодоления развития негативных тенденций в экспортно-импортных операциях с продукцией морского промысла.
Уменьшение объемов поставок рыбной продукции без глубокой обработки на внешний рынок создаст условия отечественным судовладельцам для повышения цен на сокращенный объем рыбопродукции, предложенный на мировой рынок.
    Вместе с тем увеличение поставок сырья и полуфабрикатов от отечественных рыбаков для загрузки перерабатывающих мощностей создаст барьеры на пути масштабной экспансии иностранными фирмами российского производства и внутреннего рынка.
Глубокая переработка продукции морского промысла на отечественных рыбообрабатывающих предприятиях приведет к оставлению всей добавочной стоимости внутри бюджета страны.
Таким образом, проявление социально-экономического эффекта, имеющего мультипликативный характер, налицо.
Вместо этого тарифы на обслуживание судов в российских портах недавно возросли в 2 и более раза без изменения к лучшему условий обработки флота, и готовится правительственный документ об обязательном таможенном декларировании продукции морского промысла через российские порты.
    Есть серьезные основания считать, что стагнирующее состояние многих рыбохозяйственных организаций отрасли стало следствием не столько низкой эффективности их собственной деятельности и осуществляемого ими менеджмента, сколько следствием объективных экономических условий, в которых они оказались в результате действий органов государственной власти.
Пусть читатель сам даст им квалифицированную оценку.
Масштабы негативных последствий сохраняющегося длительного невмешательства государства в регулирование товародвижения готовой рыбной продукции очевидны как в экономическом, так и в социальном, и геополитическом аспектах.
    Только за последние 6 лет при сокращении объема вылова рыбы и морепродуктов на 20%, экспорт рыботоваров возрос на 27%, а средняя цена одной тонны экспортируемой рыбы возросла лишь на 13%.
В этих условиях наблюдается активная интервенция на внутренний рынок рыбной продукции из-за рубежа.
За этот же период импорт рыботоваров в натуре возрос почти в 2 раза, а по стоимости более чем в 4 раза. Средняя цена одной тонны импортируемой рыбопродукции возросла в 2,4 раза и максимально приблизилась к средней цене экспортируемой рыбопродукции.
Каждый второй килограмм потребляемой россиянами рыбной продукции завезен по импорту.
    Налицо продовольственная зависимость страны от импорта рыботоваров, создающая условия для развала отечественного производителя и создание рабочих мест за рубежом.
Ответ на вопрос, что необходимо сделать, чтобы переломить развитие ситуации к лучшему, лежит в плоскости действий власти по повышению ответственности за выполнение собственных решений, критическом осмыслении эффективности их последствий и принятии новых мер и действий, способствующих достижению стратегических целей рыбохозяйственного развития.
    В плане работы Совета ВАРПЭ предусмотрена подготовка необходимых документов для инициирования рассмотрения на заседании Совета Безопасности страны хода выполнения положений Морской доктрины в контексте нынешнего состояния отечественного рыбного хозяйства.

- Сокращение численности объектов лова и, как следствие, уменьшение ОДУ заставляет рыбопромышленников искать выходы из ситуации за счет возвращения в Мировой океан, развития марикультуры и рыбоводства, ужесточения методов борьбы с браконьерством и переловами, внедрения технологий высокой степени переработки и др. Какие из этих и других направлений, на Ваш взгляд, наиболее перспективны в Западных и Дальневосточных регионах страны?

- Ответ на этот вопрос во многом корреспондируется с ответом на первый и может служить его продолжением.
Прогрессирующее сокращение запасов традиционных объектов промысла, пребывание многих из них в угнетенном состоянии, наряду с мерами по усилению охраны, воспроизводства рыбных ресурсов, объективно диктует необходимость развития аквакультуры и восстановления присутствия отечественного флота в открытых районах Мирового океана и экономических зонах прибрежных государств.
    На этот счет также принято немало нужных решений со стороны законодательной и исполнительной власти страны, однако, наряду с дефицитом усилий их исполнения, ощущается отсутствие системности, комплексности в подходе к решению этих проблем и задач.
В 2003 году Правительством РФ была одобрена Концепция развития рыбного хозяйства России до 2020 года.
    Однако до настоящего времени нет соответствующей государственной программы, наличие которой создавало бы правовые основы для финансирования из бюджета различных направлений рыбохозяйственной деятельности (промысел, наука, аквакультура, охрана и воспроизводство и т.д.).
    В целях усиления борьбы с браконьерством, необходимо воссоздание единой системы охраны рыбных запасов, как это было до 1999 года, и повышение ответственности лиц контрольных, надзорных, правоохранительных органов, ответственных за борьбу с браконьерством и за состояние работы, характеризующей ее эффективность.
Программа развития рыбного хозяйства страны на ближайшую перспективу должна учитывать многие аспекты специфических особенностей как рыбохозяйственной деятельности в целом, так и ее осуществления в разных рыбохозяйственных бассейнах страны.
Так, если флот Каспийского бассейна совершенно не имеет выхода в районы Мирового океана, Азово-Черноморского – очень ограниченно, то, начиная с Дальневосточного, далее Северного, кончая Западным бассейном, удельный вес рыбы и морепродуктов, добываемых за пределами ИЭЗ России, возрастает с 10 до 90%.
    Также существенное различие имеет браконьерство как по масштабам, формам реализации, видам объектов промысла, социально-экономическим последствиям для пользователей ВБР, регионов, экономики отрасли и страны, состояния запасов гидробионтов, включая угрозу исчезновения отдельных из них как биологического вида промысла (осетровые).
Заслуживает проработки и юридического оформления высказываемая многими заинтересованными организациями и специалистами идея обязательной переработки всей рыбы, поднятой на борт судна, что на практике будет действительно способствовать сохранению рыбных запасов.
Горько осознавать, тем более мириться с теми фактами, когда Россия, располагая исключительными природными возможностями, дополненными научным, кадровым потенциалом, современными научно-техническими разработками для развития одного из самых перспективных направлений в рыбохозяйственной деятельности, каким является аквакультура, не занимает своего достойного места в мировом процессе ее развития.
    В мировом рыбном хозяйстве, в ведущих рыболовных странах, она признана одним из основных факторов, улучшающих состояние экономики, обеспечения продовольственной независимости страны, насыщения внутреннего рынка, повышение занятости населения, увеличения экспортных поступлений.
Мировой опыт развития аквакультуры подтверждает возможности ее ускоренного развития. По данным ФАО, объемы продукции мировой аквакультуры, по сравнению с 1990 годом увеличились с 15 до 55 млн. тонн. Ожидается, что к 2010 г. она даст 50% общего объема рыбной продукции.
    В России темпы роста и уровень продукции аквакультуры продолжает оставаться на чрезвычайно низком уровне. В 2005 году в аквакультуре было выращено 115 тыс. тонн рыбы и морепродуктов.
В последние годы в связи с рыночным спросом на живую, свежую и охлажденную рыбу несколько увеличился объем продукции аквакультуры, возросло производство ценных видов рыб: осетровых, лососевых, сиговых. Однако объемы продукции аквакультуры в настоящее время в два раза меньше по сравнению с фактическим производством в 1990 году.
В зависимости от платежеспособного спроса населения, продукция аквакультуры реализуется по-разному. На местных рынках в сельской местности цены на рыбу составляют 15-25 руб. за кг. В крупных и средних городах цены вырастают в 1,5-2 раза. В мегаполисах они увеличиваются в 4 раза, а в Москве и Санкт-Петербурге в 5-6 раз.
Многократное удорожание рыбы происходит за счет посредников, наценка остается в торговле и не идет на развитие аквакультуры. Только 20% продукции реализуется самими предприятиями.
    Сравнение оптовых цен рыб из прудовой аквакультуры и морских рыб, добываемых в ходе океанического промысла, показывает, что только самые массовые морские рыбы (минтай, пикша) имеют сопоставимые цены. Стоимость трески, камбалы и других более дорогих рыб превышает стоимость прудовой рыбы из аквакультуры в 2 и более раз. При этом следует учитывать, что для производства 115 тыс. тонн рыбы в аквакультуре работой обеспечивается 26 тыс. человек, а при промысле такого же объема морской рыбы задействовано только 500 человек. То есть предприятия аквакультуры создают почти в 50 раз больше рабочих мест.
    Таким образом, по социальной значимости аквакультура может рассматриваться как высокоэффективный ключевой сектор рыбохозяйственного комплекса, интенсивное развитие которого не только внесет крупный вклад в экономику России, но и позволит существенно оздоровить социальную обстановку в районах, где была прекращена работа промышленных предприятий.
На состоявшемся 25 сентября в Астрахани совещании под председательством Первого заместителя Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева с участием Министра сельского хозяйства РФ А. В. Гордеева, других ответственных лиц органов законодательной и исполнительной власти страны, руководителей и специалистов отрасли были детально обсуждены проблемы, сдерживающие развитие аквакультуры в России.
    В проекте Протокола совещания нашли отражение предложения участников о включении предприятий аквакультуры в приоритетный национальный проект «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства», в частности:

- расширение доступности долгосрочных кредитных ресурсов на строительство, реконструкцию, модернизацию и приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для предприятий аквакультуры путем субсидирования процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок от 5 до 8 лет;
- увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного поголовья рыб, техники и оборудования для предприятий аквакультуры;
- обеспечение государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок технологического оборудования для аквакультуры.
Одновременно с этим предусмотрено поручение Минфину и Минсельхозу России проработать вопрос по увеличению финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области аквакультуры в рамках разработки проекта федерального бюджета на 2008-2009 гг.
    Кроме того, Минсельхозу совместно с Минэкономразвития России предусматривается подготовка предложений по развитию отечественного кормопроизводства для обеспечения высокоэффективного выращивания ценных объектов аквакультуры и о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий по воспроизводству ценных видов рыб, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству в федеральные госучреждения с целью сохранения их материально-технической базы и кадрового потенциала.
Позитивная реакция Первого вице-премьера Правительства страны на изложенные выше и другие предложения, поступившие в ходе совещания, вселяют оптимизм и надежду на радикальные перемены к лучшему в развитии аквакультуры.
    Что касается работы отечественного флота в открытых районах Мирового океана, конвенционных районах и зонах иностранных государств, то позиция ВАРПЭ в этом вопросе однозначна. Без должной государственной поддержки (субсидии, льготные кредиты, госзаказ, лизинг и т.д.) отечественное рыболовство не в состоянии сохранить присутствие российского флота в традиционных районах промысла за пределами исключительной экономической зоны России и обеспечить нынешний вылов там рыбы и морепродуктов порядка 0,8-0,9 млн. тонн, или 30-32% от общего вылова по стране.
Российские рыбаки давно задают государству одни и те же вопросы:
1. Нужна ли ему рыба и рыбная продукция?
2. Необходимо ли присутствие российских рыбаков в открытых районах Мирового океана, конвенционных районах и зонах иностранных государств?
3. И, наконец, самый глобальный – нужно ли отечественное рыбное хозяйство в нашей стране?
    Как следует из принятых документов законодательной и исполнительной власти страны, на все эти вопросы есть утвердительные ответы.
Реальная действительность выглядит по-другому. Диалог по этим вопросам власти и бизнеса продолжается. ВАРПЭ, рассчитывая на коллективный разум, потенциал своих членов, всей заинтересованной рыбацкой общественности, считает, что власть проявит политическую волю и обеспечит выполнение возложенных Конституцией страны на нее обязанностей в тесном сотрудничестве с бизнес-сообществом.

Журнал Fishnews