Участники совещания были едины во мнении, которое озвучил председатель Совета ректоров вузов рыбной отрасли, ректор Дальрыбвтуза Георгий КИМ, в том, что важнейшей задачей, стоящей сегодня перед руководителями образовательных учреждений, является сохранение и развитие системы профессионального образования в рыбной отрасли. Это возможно, прежде всего, путем развития современной системы непрерывного профессионального образования, повышения его качества, доступности, в тесном взаимодействии с бизнесом, с развитием международных связей.
Своевременность затронутых на Совещании проблем в своем выступлении акцентировал Евгений САЗОНОВ, руководитель отдела учебных заведений Федерального агентства по рыболовству. Прежде всего, он сообщил, что 7 сентября Правительством РФ было подписано распоряжение о том, что центральный учебно-методический кабинет по специальностям рыбного хозяйства оставлен в системе Росрыболовства. Это долгожданная победа, которой два года добивались руководители Минсельхоза, Федерального агентства по рыболовству и учебных заведений. Проблема отраслевой принадлежности образовательных учреждений уже не один год решалась на федеральном уровне. Все же, отраслевые ВУЗы и СУЗы доказали значимость отраслевой принадлежности для их развития, качества подготовки профессиональных кадров.
Не секрет, что одной из самых острых проблем на сегодняшний день для рыбаков является нехватка молодых кадров, «профессия потеряла былой престиж» – сетуют они. Однако руководители учебных заведений уверены в обратном – молодежь хочет работать, было бы где…
Кто прав, а кто виноват – можно выяснять до бесконечности, важно другое – как объединить усилия обеих сторон, как наладить механизм обратной связи между промышленностью и образованием и найти компромисс между требованиями одной стороны и условиями другой. Несомненно, решение нужно искать сообща, – уверены участники Всероссийского совещания. Другое дело, готов ли современный работодатель сотрудничать со своими потенциальными кадрами – стоило бы спросить у него самого.
К сожалению, обсуждение проблем будущего рыбной отрасли на первом Всероссийском совещании руководителей образовательных учреждений прошло в одностороннем порядке. Однако проблемы, которые поднимались в ходе мероприятия, и итоги, к которым пришли теоретики отрасли, безусловно, будут интересны и всем представителям рыбацкой профессии.
Для успешного развития системы профессионального образования в отрасли необходим определенный подход в формировании единого образовательного пространства. В связи с этим, ректорам рыбохозяйственных вузов было предложено рассмотреть вопрос о целесообразности разработки концепции сохранения и развития профессионального образования в рыбной отрасли, в которой отразились бы цели, задачи, проблемы и основные направления этой отрасли.
Как отметил ректор Дальневосточного государственного рыбохозяйственного университета Георгий КИМ, существует общая концепция развития образования в России до 2010 года, но она не учитывает особенностей отраслевого образования. «Поэтому было бы хорошо, если бы мы, создав Ассоциацию образовательных учреждений рыбной отрасли, приступили бы к разработке такой концепции для последующего представления в Федеральное агентство по рыболовству», – предложил Георгий Николаевич.
По мнению участников совещания, политика в области образования должна исходить от ФАР и касаться всех образовательных учреждений среднего и высшего звена отрасли. Безусловно, при разработке этой концепции важно учесть мнения и пожелания представителей всех учебных заведений. Но при этом необходимо также учитывать, что образовательные учреждения готовят «продукцию» для промышленности. А поэтому, «при разработке политики образования необходимо привлекать и потребителей этой «продукции» – представителей рыбохозяйственных предприятий», – подчеркнул Валерий БОГДАНОВ, ректор Камчатского государственного технического университета.
Однако именно на этом этапе и возникают основные проблемы сотрудничества работодателя с будущими молодыми специалистами отрасли. В будущей концепции необходимо обратить особое внимание на механизм обратной связи между промышленностью и образованием, которая, по существу, на сегодняшний день отсутствует. Практически в каждом регионе России учебные заведения сталкиваются с проблемой прохождения практики своих студентов на производстве. Как рассказал Валерий Богданов, «в частности, у нас на Камчатке, несмотря на большое количество рыбохозяйственных предприятий, работодатели крайне неохотно берут практикантов на морские специальности, мотивируя это тем, что за них необходимо отвечать. И вообще, являясь коммерческими организациями, на безвозмездной основе они не должны с нами работать. Но при этом сами же предприятия постоянного говорят о нехватке молодых специалистов в отрасли».
Как правило, вопрос этот, так или иначе, решается, особенно, когда на подходе путина, а экипажей не хватает. Но поскольку такая проблема существует, руководители учебных заведений единогласно высказываются за необходимость решения данного вопроса на государственном уровне.
По мнению участников заседания, можно предложить несколько путей выхода из сложившейся ситуации. Например, путем создания учебного флота. Стоит отметить, что этот вопрос поднимался и на пленарном заседании Всероссийского совещания. Участникам мероприятия был предложен текст обращения в федеральные органы власти о необходимости создания отряда учебных судов. В частности, в документе предлагается дать вузам разрешение на получение коммерческих кредитов сроком на 10 лет под 4,2% годовых. Однако, оценивая современное состояние российской экономики, совершенно очевидно, что с реализацией данного предложения возникает масса проблем, в первую очередь, связано это с необходимостью больших капиталовложений в этот проект.
Другой вариант решения существующей проблемы предложил ректор Камчатского государственного технического университета: «Судя по разговорам с руководителями рыбохозяйственных предприятий, они, в принципе, заинтересованы в том, чтобы вузы компенсировали им затраты на практикантов, например, биологическими ресурсами. Т.е., действуя в рамках законодательства, если бы нам выделяли учебные квоты под практику, мы могли бы заключать договора с предприятиями. Они получали бы к своим основным дополнительные биологические ресурсы, были бы заинтересованы и в прохождении практики нашими студентами на их судах, и в том, чтобы выпускники затем пришли к ним работать».
Но и здесь обнаруживаются барьеры для применения этого варианта на практике: в настоящий момент так называемые «квоты на учебные цели», по словам начальника отдела учебных заведений Федерального агентства по рыболовству Евгения Сазонова, составляют всего 5-10 штук рыбы. О более крупных объемах говорить не приходится. Так что получается замкнутый круг.
Существует и еще один вариант – деньги для возмещения затрат рыбопромышленных предприятий должны выделяться из государственного бюджета. Однако применение этого метода на практике также маловероятно. «О каких компенсациях можно говорить, если нам каждый год приходится доказывать Минфину необходимость выделения учебным заведениям средств на оплату бюджетных мест, – вновь посетовал Евгений САЗОНОВ. – Каждый раз мы делаем полное обоснование. И при этом нам объясняют, что «вам этим места в принципе не положены, так как вы должны работать по договорам»».
«Наши «потребители» – судовладельцы просто еще не доросли до нормального уровня сотрудничества, – сделал вывод Александр ВАЛИШИН, и.о. ректора Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (г. Калининград). – Могу привести пример взаимовыгодных отношений: к нам очень часто обращаются европейские судоходные компании с предложением принять на практику наших курсантов. При этом они предлагают нашим учащимся платить около 400 долларов в месяц и «возмещать» ВУЗу затраты на подготовку специалиста порядка 100 долларов за каждого студента в месяц».
Такое отношение к молодежи связано еще и с тем, что в самой Европе сейчас испытывают большой недостаток в кадрах, особенно в дипломированных специалистов в рыбной отрасли. Кстати, наши судовладельцы находятся сегодня практически в таком же положении. «Кадровый дефицит в отрасли очень большой, – отметил Валерий Богданов. – В частности, у нас на Камчатке третих-четвертых механиков практически нет вообще. При этом руководители предприятий опять же не хотят принимать молодежь на практику, но одновременно сетуют, что мы не направляем к ним дипломированных специалистов. С одной стороны, направлять молодежь мы просто не имеем права, так как по закону распределения у нас сейчас нет. А потом, такая постановка вопроса с их стороны, по идее, тоже неправомочна, так как никто из них не является государственными бюджетными организациями, куда мы обязаны предлагать идти работать нашим выпускникам. Все они – частные компании, работающие на свою прибыль. Т.е. по идее, они должны у нас тоже покупать кадры, возмещая нам затраты на их подготовку».
Конечно, есть и положительные примеры сотрудничества работодателей с морскими вузами. В частности, Дальрыбвтуз тесно сотрудничает с Ассоциацией рыбохозяйственных предприятий Приморья. Как рассказал участникам совещания проректор по учебной работе Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Иван КАРПУШИН, «мы входим в эту Ассоциацию, периодически у нас собираются начальники отделов кадров ведущих предприятий, и уже совместно мы решаем вопросы устройства наших специалистов на эти предприятия. Но этот процесс у нас тоже начался недавно, с начала года, однако прогресс налицо».
В результате так и получается, что при существующем положении вещей выход из данной ситуации каждому ВУЗу приходится искать самостоятельно. И здесь все, в первую очередь, зависит от заинтересованности работодателя. Поэтому на сегодняшний день участники заседания связывают возможность улучшения положения с созданием Ассоциации образовательных учреждений рыбной отрасли, которая должна существенно облегчить продвижение различных предложений. И, как следствие, одним из первых действий объединения учебных заведений должно стать создание концепции сохранения и развития профессионального образования в рыбной отрасли.
Стоит отметить, что Дальрыбвтуз уже имеет некоторые наработки по этому документу. Проект может быть оформлен уже в течение месяца, после чего он будет разослан всем учебным заведениям. Конечно, стоит учитывать специфику различных учебных и научных заведений, поэтому ученые Советы и региональные ассоциации внесут в этот проект свои дополнения, после чего концепцию можно будет продвигать дальше.
«Практичная» марикультура: об успехах и проблемах применения знаний на практике
Несомненно, в цели мероприятия, подобного прошедшему Всероссийскому совещанию руководителей отраслевых учебных заведений, входит не только совместный поиск путей решения существующих проблем, но и обмен опытом и различными наработками между заинтересованными представителями отрасли. И поскольку у принимающей стороны – Дальрыбвтуза – одним из основных предметов гордости является недавно открывшийся в Хасанском районе Приморья Научно-экспериментальный центр марикультуры, интересной и полезной темой для активной дискуссии на совещании стали положительный опыт и проблемы, связанные с подготовкой специалистов в отрасли этого направления хозяйства.
«С начала 90-х годов, наряду с традиционными направлениями (рыбоводство в естественных и искусственных водоемах), мы решили взять направление по подготовке кадров в области марикультуры, – рассказала директор Института аквакультуры, а ныне директор Международного института Дальрыбвтуза, Людмила АРБУЗОВА. – Обусловлено это было тем, что даже на Дальнем Востоке мы столкнулись с сокращением запасов традиционных видов промысла. Вместе с тем, рынок стал требовать такие некогда экзотические виды гидробионтов, как различные моллюски, иглокожие и т.д. Ограниченность запасов этих объектов вызвала необходимость их воспроизводства.
Однако хороших специалистов в этой области у нас не было. Дело осложнялось еще и тем, что как раз на эти годы в России пришлось начало развития рыночных отношений. И мы стали перед вопросом, что нам надо готовить не просто теоретиков, а специалистов, которые без длительного периода адаптации могли бы быстро включиться в производство и были бы способны организовать свое предприятия в этой отрасли».
Основной проблемой, с которой пришлось столкнуться вузу на начальном этапе, стало отсутствие производственной практики. В этом вопросе помогли отлаженные, проверенные годами договоренности с рядом стран, в частности КНР, Южной Кореей и Японией, о взаимном сотрудничестве. Университету удалось послать на стажировку в эти страны своих преподавателей, а позже и студентов. «Эта практика у нас сохраняется и до сих пор, – продолжила Людмила Львовна, – ежегодно несколько специалистов и студентов мы отправляем на стажировку сроком от 1 месяца до 2-х лет. И что немаловажно, эти поездки оплачивает принимающая сторона, при этом студенты в течение учебного года приезжают на время сессии во Владивосток, и мы продолжаем им выплачивать стипендии».
Но основной заслугой ВУЗа является, несомненно, создание своего собственного учебно-научного, а теперь и производственного хозяйства марикультуры. Таким образом, Дальрыбвтуз сумел снять вопрос производственной практики у студентов этого направления. Кроме того, в настоящее время, благодаря созданному хозяйству, университет уже вышел и на промышленное производство.
Разумеется, это повлияло и на престижность направления среди абитуриентов. Например, в этом году конкурс на специальность «Водные ресурсы и аквакультура» был более 2-х человек на место.
«Таким образом, можно смело говорить, что проблем в подготовке кадров на этом направлении у нас нет, – отметила Людмила Арбузова. – Проблема теперь заключается в другом – где и как потом нашим выпускникам реализовать свои знания. В конце августа во Владивостоке прошел Международный съезд рыбаков, где, кроме всего прочего, говорилось о проблемах развития марикультуры. И основным препятствием для этого было названо отсутствие у нас в стране правовой базы в данном направлении. Т.е. у нас на сегодняшний день, чтобы организовать хозяйство марикультуры, вообще нет законов. Я могу сказать, что к нам приходило много наших выпускников, которые действительно хотели бы заниматься разведением, создавать свои хозяйства. Но, к сожалению, на сегодняшний день я пока не слышала, чтобы у кого-то это получилось».
Заниматься этим прибыльным и перспективным направлением на сегодняшний день могут себе позволить только крупные хозяйства, у которых, в большинстве случаев, уже есть свои участки промысла. По данным департамента рыболовства Приморского края, на побережье в настоящее время функционируют 18 коммерческих структур, большинство из которых занимается воспроизводством гребешка. Вместе с тем, предприятия не могут нормально развиваться из-за затянувшегося процесса принятия необходимых законов.
А пока готовые специалисты-практики в области марикультуры, не имея возможности применять свои знания и опыт на практике, постепенно начинают расходиться на зарубежные марифермы, где молодым профессионалам всегда рады. Так что проблема свободы развития для российских хозяйств стоит сегодня весьма остро, необходимо понимать, что скорейшее ее решение не менее важно и для самого государства.
Престиж профессии и качество подготовки – задача ВУЗов
Во многом качество подготовки специалистов рыбной отрасли зависит от набора, т.е. от количества и уровня подготовки абитуриентов. Этот вопрос становится весьма актуален для российских ВУЗов в связи с современной демографической ситуацией. Важную роль в решении этой проблемы играет довузовская подготовка и повышение престижа рыбацкой профессии среди молодежи.
Своими наработками в этом вопросе с участниками Всероссийского совещания руководителей образовательных учреждений рыбной отрасли поделился проректор по довузовскому образованию и приему в университет Астраханского государственного технического университета (АГТУ) Николай ДЕРБЕНЕВ. По его словам, большое внимание в Астраханском университете уделяют творческому подходу к отбору будущих студентов. Так, более 10-ти лет при вузе работает школа «Юный исследователь», где в рамках движения «Шаг в будущее» выпускники школ делают серьезные доклады в области химии, микробиологии и математики под руководством доцентов и профессоров университета. Ежегодно проводятся творческие конкурсы по 8-ми направлениям. «Например, «абитуриент-юрист» проходит у нас по типу конкурса-шоу «Умники и умницы», – рассказал Николай Дербенев. – Каждый конкурс имеет три этапа. После первого заочного тура мы отбираем 30-35 участников для второго этапа, на котором ребята также проходят тестирование уже в обычной форме. Далее по результатам тестов определяются 10 человек, которые отвечают на устные вопросы. Жюри из 12-14 человек, в которое входят начальник УВД области, заместитель главного прокурора, начальник таможни, представители Государственной думы, городского совета и т.д. – так называемый «суд присяжных», выбирает 4-х финалистов, которым предлагаются фабулы дела из какого-нибудь литературного произведения. Затем с участием актеров мы разыгрываем эти сценарии с вариантами решения, предложенными самими ребятами». Кроме того, уже 7 лет Астраханский университет практикует выездную экономическую школу: подростков вывозят в пионерские лагеря, где в течение каникул они готовят специальные деловые игры, проходят курс лекций под руководством преподавателей ВУЗа.
Руководство ВУЗа также позаботилось и о создании равных условий для сельских и городских школьников при поступлении в АГТУ. В Камызякском лицее создан лицей-интернат, в котором ребята из отдаленных районов могут проходить обучение, не заботясь дополнительно о проблеме проживания: для сельских ребят в образовательном учреждении отведено целое крыло. «Мы уже сделали два выпуска (по 26 и 20 человек каждый), и все ребята поступили к нам. При этом администрация Астраханской области заключила с нами договора с тем, чтобы они после окончания университета возвращались работать в свой район».
Особое внимание в своем докладе Николай Дербенев уделил уникальной автоматизированной системе приема в университет – «Абитуриент–АГТУ», которая действует в ВУЗе уже в течение семи лет. Работа приемной комиссии от приема документов до выдачи приказа о зачислении проходит полностью на основе информационных технологий. Программа разработана преподавателями АГТУ и постоянно совершенствуется, в частности, сейчас она приведена в соответствие с требованиями ЕГЭ.
Кроме того, раз в неделю на областном телевидении выходит специализированная телепередача АГТУ, издается своя газета. Подобная реклама безусловно себя оправдывает, университет не испытывает недостатка в абитуриентах, желающих обучаться специальностям рыбной отрасли.
Так кто же позаботится о будущем отрасли?
Таким образом, можно уверенно говорить о том, что ВУЗы делают все возможное для того, чтобы справляться с поставленной перед ними задачей привлечения молодежи в отрасль и, в том числе, повышения престижа рыбацкой профессии. Дальше – дело за работодателями. Вопрос лишь в том, насколько предприятия готовы на сегодняшний день принимать готовых специалистов и, что самое главное, создавать им достойные условия для работы.
«Можно уверенно говорить о том, что молодые специалисты видят перспективы и хотят работать в отрасли», – поделился своим мнением ректор Камчатского государственного технического университета. По словам Валерия Богданова, проблема как раз в том, что «многие фирмы, особенно молодым кадрам, создают такие условия, в частности, говоря об оплате труда, что бывшие выпускники просто не видят смысла работать в отрасли. И поэтому сегодня так остро стоит вопрос с неукомплектованностью плавсостава в таких компаниях. И мне кажется, что если бы фирмы позаботились об этом, если бы они разработали программу работы с кадрами, предоставили им возможность профессионального роста, заинтересовали их, то тогда у специалистов просто не было бы повода уходить из отрасли в поисках лучших условий».
В принципе, по словам Валерия Богданова, можно возродить систему распределения, которая была раньше, тем самым заставить специалиста, отучившегося на бюджетной основе, отработать по полученной специальности 3 года. Но в данном случае у него будет отсутствовать заинтересованность. «В тех фирмах, где штурманам, судомеханикам, электромеханикам, промрыбакам действительно платят, там молодые специалисты не только работают, но и растут в профессиональном плане, видят перспективы.
Мы стараемся сотрудничать с работодателями, всегда приглашаем их на торжественное вручение дипломов, на обсуждение качества подготовки. Кто заинтересован – приходит, беседует с нашими курсантами, подбирает себе конкретных специалистов. А если предприятие заинтересовано только в одноразовых работниках, которые отработали одну путину, и еще не факт, что они вовремя получат зарплату. Почему же люди должны тогда держаться за эту работу?»
За последовательную политику в работе с молодыми кадрами высказывается и Александр ВАЛИШИН, представлявший на совещании Балтийскую академию. В частности, он отметил, «что в нашем регионе, как и на Дальнем Востоке, существует Союз рыбопромышленников, с которым мы работаем, прежде всего, в направлении разработки социальных программ, в том числе по выдаче кредитов на строительство и приобретение жилья, поскольку для молодых людей этот вопрос особенно актуален. Это может быть и вообще программа роста молодых кадров, продвижения их на соответствующие должности. Здесь уместно опять же обратиться к зарубежному опыту, когда заинтересованная фирма работает со студентами и курсантами, начиная уже с 3-го курса: они им платят стипендию, оплачивают обучение в ВУЗе. По-моему, этот опыт можно использовать и у нас в России. Я думаю, что просто наши работодатели, судовладельцы должны дорасти до этого. И они скоро к этому придут, поскольку кадровый дефицит и здесь, на Дальнем Востоке, и у нас, на Западе, одинаков. То есть это работодатели должны повернуться лицом к своим кадрам.
А самостоятельно, в одиночку университеты этого решить не смогут, да и не наше это дело. Образовательные учреждения должны обучать, а заинтересовывать кадры должны уже сами судовладельцы».
На совещании были приняты решения о создании Ассоциации образовательных учреждений рыбной отрасли, вступления в Международную ассоциацию «Агрообразование», принято решение добиваться через правительственные органы РФ введения единой формы морского рабочего диплома для выпускников всех морских образовательных учреждений, скоординированы действия по учебно-методической и научной работе, а также обсуждены результаты набора студентов на 2006 учебный год и перспективы на 2007-2008год.
КОММЕНТАРИИ
Георгий КИМ, Председатель Совета ректоров ВУЗов рыбной отрасли:
Я рад, что практически все руководители образовательных учреждений рыбной отрасти присутствовали на нашем совещании. Ведь решить проблемы мы можем только сообща. Важнейшей из них является сохранение и развитие системы профобразования в рыбной отрасли в условиях международной интеграции России как в глобальную систему образования, так и в международную систему рынка труда. В связи с этим неоспоримым является единение всех образовательных учреждений рыбной отрасли с целью формирования и развития единого образовательного пространства, эффективного взаимодействия учебных заведений, обеспечения единого подхода подготовки современных специалистов отрасли путем совместного участия в разработке государственных стандартов образования 3-го поколения, подготовки специалистов нового стандарта, способных решать проблемы отрасли в условиях меняющихся рыночных отношений. Все это возможно только при одном условии – сохранении и дальнейшего развития единой системы нашего отраслевого образования. Я надеюсь, что реализация всех проектов, рассмотренных сегодня на нашем совещании, позволит образовательным учреждениям рыбной отрасли выйти на очередную ступень развития и обеспечит конкурентоспособность в современных экономических, политических условиях.
Евгений САЗОНОВ, начальник Отдела учебных заведений рыбной отрасли:
Сегодня мы собрались во Владивостоке, в главном центре рыбной промышленности страны. Почти 20 лет назад мы собирались здесь на подобном Совете учебных заведений. Я даже не ожидал, но очень приятно, что, несмотря на «жаркую» пору, связанную с началом нового учебного года, приехали почти все руководители учебных заведений рыбной отрасли. Это подчеркивает важность мероприятия и необходимость решения наших проблем совместными усилиями.
Хотелось бы сказать о том приятном впечатлении, которое сложил о себе Дальрыбвтуз. Я поражен теми изменениями, которые произошли здесь буквально за несколько лет. Думаю, что это заслуга, прежде всего, ректора – Георгия Николаевича Кима. Также радостно видеть на примере этого ВУЗа, что наши учебные заведения развивают свою материально-техническую базу, кадровый потенциал. Одним словом, мы не стоим на месте, совершенствуемся. Однако есть у нас и проблемы, обсудить и попытаться решить которые мы сегодня и собрались.
Игорь УЛЕЙСКИЙ, руководитель Департамента рыбного хозяйства администрации Приморского края:
Хочется сказать несколько слов о необходимости проведения настоящего совещания во Владивостоке. Ведь не даром говорят: Приморье – край рыбацкий, а Владивосток – столица рыбной отрасли России. Рыбная отрасль в экономике крае является ведущей, и почти четверть – 24% от общего вылова водных биоресурсов и выпуска пищевой рыбопродукции в России приходится на Приморье. Ежегодно приморскими рыбаками добывается более 600 тыс. тонн рыбы. На территории края расположено около 100 рыбоперерабатывающих предприятий, три крупнейших в России рыбных порта, научные, конструкторские учреждения, судоремонтные, судостроительные заводы и, самое главное, учебные заведения, которые готовят высококвалифицированные кадры для рыбной отрасли по всем специальностям и направлениям.
Следует признать, что в процессе реформирования в нашей стране, в результате полного прекращения государственной поддержки, рыбная отрасль значительно утратила свои позиции. Произошел разрыв между образованием, наукой и производством. Это крайне негативно повлияло на морской потенциал России, на промысловый и научно-исследовательский флот, производственную базу. Однако в последние годы вопросы развития рыбного хозяйства стали предметом пристального внимания со стороны высшего руководства страны. Правительством взят курс на сохранение позиций России в ряде ведущих морских держав, в области промышленного рыболовства, возвращения промысла в открытый океан, а также переходу от продажи сырья к поставкам на мировые рыбные рынки продукции высокой степени переработки. И здесь особая роль отводится отраслевым учебным заведениям, которые уже сейчас способны готовить специалистов, отвечающих современным требованиям. Отрадно, что существующая система образования начинает адаптироваться к современным условиям рыночной экономики. Формируются совершенно новые программы подготовки и переподготовки кадров необходимого качества, востребованных на рынке труда. На примере Дальрыбвтуза и других учебных заведений края, мы видим, как значительно расширился спектр специальностей, насколько разноплановой стала научная и международная деятельность университетов, яркой и интересной жизнь студентов. Но остается еще много проблем, которые необходимо решать совместно. Уверен, с участием образовательных учреждений в этом процессе, рыбной отрасли страны обеспечено развитие, и не за горами возвращение России в мировое пространство в качестве лидирующей морской державы.