Газета «Рыбак Приморья»

Росрыболовство готовится лишить рыбаков квот на биоресурсы?

Всем рыбакам известно, что рыболовецкие компании, получившие квоты на вылов водных биоресурсов, но осваивающие их менее чем на 50% в течение двух лет, могут этих самых квот лишиться. До сих пор мало кто переживал по этому поводу. Однако недавно появились первые предпосылки к лишению некоторых приморских компаний квот на конкретные биоресурсы.

В конце августа государственные учреждения и предприятия отрасли получили странное, если не сказать больше, письмо Федерального агентства по рыболовству, адресованное ФГУ «Приморрыбвод», следующего содержания: Росрыболовство направляет сведения по пользователям Вашего бассейна и региона, освоившим промышленные квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов в 2004-2005 гг., менее чем на 50%. И просило «проработать с руководителями указанных в списке предприятий вопрос о добровольном расторжении договоров».
Самое забавное, что в список предприятий, не справляющихся с выловом некоторых видов биоресурсов, вошли 75 приморских рыбохозяйственных компаний, причем среди них и такие уважаемые компании как «Ролиз», «ТУРНИФ», «НБАМР», «Восток-1», ПБТФ, Южморрыбфлот и другие. Все эти компании, по мнению Росрыболовства, в течение последних двух лет не осваивают некоторые объекты, а значит, должны передать эти квоты более рачительным пользователям.
Письмо не то, чтобы напугало приморских рыбаков, скорее всего, удивило и возмутило. И, действительно, на основе каких данных Росрыболовство составило этот список и теперь намерено через суд лишить компании выделенных квот не только по традиционно неликвидным объектам, но и тем, которые компании, наоборот, хотели бы нарастить. Как сказал один из рыбаков-руководителей, «совершенно не понятно, откуда ФАР взяло эти цифры. Мы, например, квоту по треске осваиваем в полном объеме и готовы еще больше осваивать, если бы была такая возможность, но в письме Росрыболовства указано, что мы вообще не осваиваем эту квоту. На основе чего был сделан такой вывод, неизвестно».
За разъяснениями корр. «РП» отправился в Федеральное государственное учреждение «Приморрыбвод», куда, в том числе, было адресовано данное письмо, и задал вопрос начальнику отдела регулирования и использования водных биоресурсов Татьяне ЖУКОВОЙ.

- Татьяна Васильевна, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу письма Росрыболовства о невыловленных квотах. Многие руководители рыболовецких компаний утверждают, что в списке, подготовленном Агентством, указана недостоверная информация.
- Информация, которую прислало Федеральное агентство по рыболовству, готовилась Национальным центром связи и мониторинга, расположенным в Москве. Она основана на данных, предоставляемых ССД судов приморских компаний, переданных в РИЦ ОАО «Дальрыба». Никакой ошибки здесь быть не могло.
- Тем не менее, это письмо вызвало большое недоумение среди рыбаков, которые настаивают на том, что квоты по некоторым указанным в письме объектам были выловлены в полном объеме.
- Ситуация могла возникнуть только в том случае, если квоты были переданы предприятием по договору о совместной деятельности или по аренде, и у предприятия–квотодержателя не оказалось информации об освоении этих квот. Кроме того, ССД – это один из источников информации, помимо которого еще существуют оперативные отчеты. Они подаются первого и пятнадцатого числа по вылову, передается оперативная информация с судов в центр информации и мониторинга и ежеквартальные статистические отчеты, точно так же поступающие в РИЦ «Дальрыбы», а затем – в Центр связи и мониторинга. Поэтому, если предприятие не располагает данными об освоении квот, переданных по договору о совместной деятельности, значит, это проблема самого предприятия, которое упустило пункт о предоставлении данных из этого договора. Поскольку подавать подобную информацию – это, по правилам рыболовства, обязанность предприятия-квотодержателя.
- Все соблюдают это правило?
- Сложно ответить на этот вопрос, поскольку на сегодняшний день в связи с административной реформой, проводимой в государстве, часть полномочий по контролю и надзору передана нами в Россельхознадзор, и некоторые предприятия не считают обязательным отчитываться и подавать необходимые сведения в Приморрыбвод. Соответственно и мы не можем проконтролировать выполнение данных функций, поскольку уже не занимаемся выдачей разрешений. А значит, располагаем только информацией, которую нам добровольно предоставляют судовладельцы на 1-е и 15-е числа каждого месяца. В связи со сложившейся ситуацией, после письма Росрыболовства о намерении расторгнуть договора по освоению квот с пользователями, некоторые приморские компании обратились к нам с вопросами по точности определения объемов выловленных квот, указанных в письме. Но мы рекомендовали бы каждому предприятию разобраться с этим вопросом самостоятельно. Вины государственных органов в недостоверности представленных сведений нет.
Ситуация складывается таким образом, что предприятие, имеющие квоты, может передавать и передает их по договору о совместной деятельности другому предприятию, оставаясь при этом квотодержателем. И в таких случаях, в договоре о совместной деятельности, где описываются права и обязанности сторон, должно быть отельным пунктом указано – обязательное предоставление отчетности госструктурам. Поэтому, если такая отчетность в компании не ведется, то это их собственная проблема.
- Хорошо. Но, как же быть, если рыбаки настаивают на том, что они регулярно предоставляли информацию в РИЦ «Дальрыбы», у них сохранены все оперативные данные по суточному объему выловов, и сейчас у них закрадывается подозрение, что кто-то намеренно пытается лишить некоторые рыболовецкие компании квот на, так называемые, ликвидные объекты. Как в таком случае им доказать ошибочность данных, указанных в письме?
- В этом случае необходимо обратиться к нам. Если действительно сохранены оперативные данные о вылове, есть регулярные отчеты, то мы сможем подтвердить объемы вылова через базу данных ССД. Но очень бы хотелось предупредить повторение подобной ситуации. Поэтому обращаюсь ко всем рыбакам-судовладельцам, что два раза в месяц, первого и пятнадцатого числа, необходимо подавать в ФГУ «Приморрыбвод» сведения о произведенном вылове биоресурсов. Тогда не будет возникать вопросов ни у Росрыболовства, ни у самих компаний по поводу объемов неосвоенных квот.

Послесловие:
Когда верстался в печать этот номер, редакции стало известно, что Федеральное агентство по рыболовству призналось в том, что в подготовленном и распространенном ею письме были использованы «старые данные». К сожалению, нам не удалось узнать, насколько они старые. Но надеемся, что приморские компании в результате такой ошибки не пострадают.

Юлия Беломестнова