Технический регламентФедеральный закон «О техническом регулировании», вступивший в силу 1 июля 2003 года, должен коренным образом изменить всю систему технического регулирования в стране. |
Этот нормативный акт заложил основы радикальной реформы всей системы установления обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозкам, реализации и утилизации, выполнению и оказанию услуг, а также оценке и подтверждения соответствия. За 7 лет, с момента вступления его в силу, должен произойти полный переход от ныне действующей системы к принципиально новой. Цель – снижение административного и экономического давления на производителей, устранение технических барьеров в торговле, эффективная защита рынка от опасной продукции. Но самое главное на данном этапе – содействие вступлению страны в ВТО и сближение российских подходов в сфере технического регулирования с международными правилами.
Справка «РП».
Техническое регулирование – вид экономической политики, который направлен, прежде всего, на устранение изъянов рынка, связанных с неравномерным распределением информации между его участниками. Посредством технического регулирования могут быть восполнены несовершенства рыночного механизма и созданы благоприятные условия для его формирования.
19 ноября Российская Федерация и США подписали протокол о вступлении России в ВТО. Это документ приблизил вхождение России во Всемирную торговую организацию, которое, по некоторым оценкам, должно произойти весной следующего года. Однако для равноправного участия в мировой рыбной торговле сегодня необходимо реализовать базовые документы ВТО, имеющие отношение к проблемам качества рыбной продукции: «Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер», «Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах», «Соглашение по техническим барьерам в торговле».
Необходимость интеграции России в мировое экономическое сообщество требует создания правовой базы для государственного регулирования в области безопасности продукции и гармонизации национального законодательства с международными нормами и правилами. В процессе же практического применения положений Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее – ФЗ), в частности, при разработке проектов технических регламентов, деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, выявилось, что в правовом поле технического регулирования имеются пробелы, устранение которых необходимо как для разработки самих регламентов, так и для устранения целого ряда правовых коллизий, в том числе касающихся применения обязательных требований к продукции и процессам производства. Однако согласно ФЗ, национальные стандарты являются добровольными для применения. В то же время, если производитель или поставщик продукции применил национальный стандарт на стадиях разработки, производства, эксплуатации и т.д. и использует обозначение этого стандарта в маркировке продукции (или в технической сопроводительной документации), соблюдение требований стандарта должно быть для производителя (поставщика) обязательным. Это положение отвечает применяемому в Европе принципу «презумпции соответствия» и позволяет гармонизировать российское законодательство в сфере технического регулирования с законодательством участников Соглашения Единого Экономического Пространства (ЕЭП).
В системе технического регулирования национальные стандарты могут и должны быть основой доказательной базы, содействующей соблюдению продукцией требований технических регламентов.
Работа над специализированным техническим регламентом «Требования к рыбе, нерыбным объектам, продуктам из них, их производству и обороту» (ТР) началась в 2004 году. Разработка ТР по рыбопродукции возложена на Технический комитет (ТК 300) и подкомитеты (ТИНРО, АтлантНИРО, ПИНРО, Каспрыбтестцентр). В настоящее время определена структура и разработана первая редакция этого регламента. Цель нового документа – снятие имеющихся в настоящее время торговых барьеров, сокращение расходов на подтверждение соответствия поставляемых товаров. Как пояснила нам председатель технического подкомитета по стандартизации, ведущий инженер лаборатории нормирования, стандартизации и технического регулирования ФГУП «ТИНРО-Центр» Валентина КУРХАНОВА, гармонизация подходов в сфере технического регулирования создаст благоприятные условия для свободного обращения товаров на соответствующих рынках, для взаимного признания результатов подтверждения соответствия, проведенных в России и странах-членах ВТО. По ее словам, разрабатываемый документ направлен на создание условий свободного перемещения товаров на всем пространстве ЕС при обеспечении необходимого уровня их безопасности. «В главе «Общие положения» четко установлена область распространения и взаимосвязь Технического регламента с другими регламентами, которые с ним пересекаются, даны основные понятия используемых терминов. В главе «Безопасность пищевой продукции из рыбы и нерыбных объектов и предупреждение действий, вводящих в заблуждение» приведены требования по безопасности продукции из рыбы и нерыбных объектов, правила приемки и испытаний, маркирования, а также идентификации продукции. Отмечу, требования безопасности к продукции заданы конкретными численными значениями показателей, данных в приложении к разрабатываемому регламенту, а также общим требованием, качественно определяющим необходимый уровень безопасности, например, «не допускается к использованию в качестве продуктов питания рыба и нерыбные объекты с посторонним вкусом, запахом, несвойственным цветом, окислением». Кроме того, в рыбной промышленности используются некоторые виды рыб и нерыбные объекты, которые имеют ядовитые части тела, недопустимые для пищевого использования. Поэтому в ТР приведены требования, которые не допускают использования ядовитых рыб или нерыбных объектов, или предполагают удаление отдельных ядовитых частей с последующей утилизацией. В приложении отражены ранее не используемые в России требования к продукции и рекомендации по их исполнению. Например, указаны допустимые уровни содержания токсичных соединений в двустворчатых моллюсках и продукции из них. Так, содержание в них диарейного яда (DSP) не допускается в количествах, дающих положительную реакцию при биотестировании. Отражены в приложении и требования к методам обеззараживания и режимам обработки условно годной пищевой рыбной продукции. Например, горбушу, кету, кунджу и симу необходимо морозить не менее 50 часов при температуре минус 15 градусов, либо 16 часов при минус 26. А вот гольца, лосося, муксуна, пелядь, омуля, сига, форель озерную, хариуса, чира надо замораживать, к примеру, 60 часов при температуре минус 12, либо 36 часов при температуре минус 20, либо 6 часов при тридцатиградусном морозе. Кальмара же обеззараживают от живых личинок анизакисов в течение суток при минус 20, 90 минут – при минус 32, или 40 минут при минус 40. Аналогичные требования заявлены и к посолу рыбы (плотность тузлука, продолжительность посола, содержание соли в мясе рыбы).
Помимо этого в ТР приведены требования к промышленной безопасности, безопасности процессов производства. Они охватывают основные требования по безопасности зданий и территорий предприятия, требования к производственным зданиям и сооружениям, водоснабжению, трубопроводам, безопасности оборудования, работающего под давлением и т.д.
В главе «Хранение и контроль сырья и вспомогательных материалов, тары» нормируются условия и режим хранения сырья и материалов. Кроме того, указано, что предприятие должно иметь программу производственного контроля, который обеспечивает поступление сырья для безопасного производства продукции.
В главе «Санитарно-эпидемиологические требования к производству продукции из рыбы и нерыбных объектов» представлены требования к производству продукции, которые должны обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность для жизни и здоровья людей в соответствии с положениями нормативных правовых актов. Сотрудники, занятые выпуском продукции, должны выполнять правила личной гигиены и гигиенические нормативы. На предприятии-изготовителе должна быть разработана программа эпидемиологического контроля.
В главе «Оборот продукции из рыбы и нерыбных объектов» освещены требования к транспортировке и хранению продукции, требования к порядку складирования в складских помещениях, а также требования к изъятию продукции, если она не соответствует требованиям технических регламентов. Такая продукция согласно новому ТР подлежит строгому учету и последующей утилизации. Ответственность за данные мероприятия несет владелец.
Глава «Контроль за производством и оборотом продукции из рыбы и нерыбных объектов» устанавливает требования, связанные с процедурами государственного контроля (надзора) за соответствием требований Технического регламента к этим процессам.
Что касается охраны окружающей среды, то в этой главе дается ссылка на соответствующий ФЗ по экологической безопасности при хранении и вывозе отходов производства.
Формы проведения обязательного подтверждения соответствия – декларирование и обязательная сертификация – предусмотрены в главе «Подтверждение соответствия продукции из рыбы и нерыбных объектов». Для продукции, подлежащей обязательной сертификации, приведены рекомендуемые схемы равнозначные по степени доказательности. Это позволит заявителю выбрать наиболее приемлемую для него схему, – говорит Валентина Михайловна. Дело в том, что существует определенный набор химикатов, индикаторов и т.д., с помощью которых проводятся анализы. Есть также и различные методы сбора проб и анализа полученных данных. Исходя из имеющегося «набора» производитель и будет делать свой выбор в пользу той или иной схемы.
В главе «Специализированные требования к группам продуктов из рыбы и нерыбных объектов» мы постарались отразить максимально полный список продукции: живая, сырец, охлажденная, мороженная, соленая, пряная и маринованная, холодного и горячего копчения, вяленая и сушеная, кулинарные изделия, икра и икорная продукция. Каждой посвящена статья, в которой изложены соответствующие требования.
Срок вступления в силу ТР будет определен с учетом готовности рынка к новым условиям регулирования, что будет соответствовать вхождению России в ВТО».
В настоящее время определяется предварительная дата рассмотрения проекта. Как пояснила Валентина Курханова, процесс разработки ТР задерживается по причине отсутствия методических подходов (установление минимальных требований к объектам технического регулирования, взаимосвязь регламента и других нормативных документов, в том числе стандартов, правил оценки рисков). «При этом, конечно, национальные стандарты не призваны «обслуживать» технические регламенты. Они, в первую очередь, направлены, как это установлено в главе 3 ФЗ, на обеспечение нужд общества, отражая в этих стандартах наиболее отработанные технические решения. Но именно поэтому государство, доверяя национальной системе стандартизации, может ввести в модель технического регулирования принцип презумпции соответствия, – утверждает Валентина Михайловна. – Если кто-то полагает, что реформу технического регулирования сегодня можно осуществить без опоры на фонд национальных стандартов, отражающих научно-технический потенциал страны, то он глубоко заблуждается. Не надо забывать, что во многих странах требования этих стандартов не уступают зарубежным (средний уровень гармонизации составляет 37%, а по отдельным видам продукции – 70-80%). Проблема, в первую очередь, в их фактическом выполнении».
Специальный технический регламент на пищевую продукцию из рыбы и нерыбных объектов промысла является практической реализацией Федерального закона «О техническом регулировании» и устанавливает нормативы безопасности пищевой рыбной продукции, безопасность процессов производства и оборота, как производимой в России, так и импортируемой на территорию России.
Чтобы обеспечить в условиях глобального рынка оптимальную эффективность производства и реализации пищевой рыбной продукции необходимо строгое выполнение требований технического регламента, что позволит людям избавиться от необоснованных опасений по поводу употребления пищевых продуктов.
В целях подтверждения безопасности и качества продукции Британский институт стандартов (BSI) рекомендует участникам европейского рынка следующую принятую в Европейском Союзе схему маркирования продукции.
1. Определить директиву, распространяющуюся на данную продукцию. При необходимости скопировать эту директиву с веб-сайта ЕС (бесплатно).
2. Определить необходимые процедуры оценки соответствия. Это может быть принятые декларации (включая испытания), инспекция или оценка соответствия системы качества уполномоченным органом (Министерство сельского хозяйства в лице ФГУ «Нацрыбкачество») или их сочетание. Выбор процедуры оценки соответствия будет определяться продуктом и директивой, в соответствии с которой производится маркирование. Если нет уверенности в правильности выбора, следует обратиться за консультацией в уполномоченный орган.
3. Определить дату проведения процедуры. Она может совпадать с датой введения директивы в действие. Большая часть директив в действие уже вступили. В этих случаях размещение товара на рынке без маркировки знаком «СЕ» будет нарушением, поскольку этот знак подтверждает соответствие всем законодательным требованиям.
4. Выяснить, существуют ли гармонизированные европейские стандарты, применимые к данному продукту. Применение таких стандартов не является обязательным для производителей, но, как известно, соответствие продукции требованиям гармонизированного стандарта – презумпция соответствия директиве. Таким образом, по мере возможности, производители должны использовать гармонизированные европейские стандарты.
5. Обеспечить соответствие продукта основным требованиям директивы. Провести соответствующие испытания для подтверждения этого.
6. Если директивой установлена необходимость независимой оценки соответствия всех или части показателей, следует обратиться к уполномоченному органу. Это должно быть четко прописано в директиве и определяться продуктом, который предполагается маркировать. Нельзя маркировать продукт знаком «СЕ» до проведения уполномоченным органом всех процедур оценки соответствия.
7. Техническая документация должна подтверждать соответствие продукции требованиям директивы. Поэтому крайне важно сохранять эту документацию.
8. Необходимо подготовить декларацию о соответствии и требуемые подтверждающие доказательства. Декларация о соответствии в комплекте с технической документацией должна по запросу предоставляться компетентным органам членов ЕС.
9. Необходимо проверить, что в странах, куда планируется экспорт продукции, не существует других чисто национальных требований к данному продукту. Такие требования могут быть в национальных стандартах и правилах по маркированию и упаковке.
10. В соответствии с директивой нанести маркировку знаком «СЕ» на продукт и/или его упаковку, а также на сопроводительную документацию.