- Дмитрий Борисович, как Вы оцениваете положение в рыбной отрасли к концу 2006 года?
- Уходящий год стал для рыбаков годом новых надежд и разочарований. Одни важные вопросы решались, но тут же появлялись новые, не менее принципиальные проблемы. В общем, показатели работы рыбохозяйственных предприятий растут, но в рыбной отрасли России есть огромный потенциал развития, который должен использоваться более эффективно, чем сейчас.
Не секрет, что наши рыбные запасы пытаются контролировать зарубежные, прежде всего, китайские производители и поставщики рыбопродукции. Мы по-прежнему остаемся их сырьевым придатком. При этом все уже понимают, что развитие российской глубокой переработки рыбного сырья – это стратегический вопрос. Появление новых перерабатывающих производств имеет принципиальное значение для экономики Дальнего Востока, это ответ на геополитические и геоэкономические вызовы. Если сегодня рыбное сырье вывозится за рубеж, а затем в переработанном виде ввозится обратно, и при этом вся добавленная стоимость остается в иностранных государствах, то было бы целесообразно принять такие меры государственного регулирования, когда сырье оставалось бы на российской территории и здесь же перерабатывалось.
Мы живем в мире, где конкурентоспособность государства зависит от конкурентоспособности национального бизнеса и наоборот. Это справедливо для любой страны. Сегодня российский бизнес готов перейти на качественно более высокий уровень, но для этого он должен быть уверен в государственных мерах поддержки своей конкурентоспособности. В условиях современной экономики российская сторона должна влиять на регулирование и развитие собственных механизмов экспортно-импортного ценообразования. Мировой опыт показывает, что реализация этих механизмов будет успешна только в случае их совместного проведения с бизнесом.
В прошлом месяце Президент РФ Владимир Путин дал Председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову поручение принять необходимые организационные решения по реализации государственной политики в отношении рыбохозяйственного комплекса. Речь идет, прежде всего, о доработке ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», о развитии аквакультуры, о создании условий для развития российской рыбопереработки и обновления рыбопромыслового флота. Должен отметить, что все эти вопросы являются приоритетными в работе АРПП. У нас есть практический опыт и конкретные предложения по каждому из направлений.
- Как Вы можете прокомментировать тот факт, что часть рыбодобывающих компаний Дальнего Востока перешла под контроль иностранцев?
- В основном это касается добытчиков минтая. Бизнес есть бизнес – все заинтересованы в стабильности поставок. Но это не означает, что мы окончательно потеряли наш ресурс. Уверен, что рано или поздно вся добытая в российских водах рыба будет перерабатываться на российских комбинатах. Именно здесь должно сыграть свою роль государственное регулирование. Критерии экономической эффективности имеют свои пределы применения. На Дальнем Востоке должны создаваться рабочие места, расти занятость населения, поэтому имеющиеся у нас природные ресурсы необходимо использовать для решения, прежде всего, этой задачи. При правильной организации в рыбной отрасли за счет развития переработки могут быть созданы дополнительные рабочие места – 10 тысяч в Приморье и более 100 тысяч на всем Дальнем Востоке. А ведь этому будет сопутствовать развитие портов, судостроения, транспорта, социальной инфраструктуры.
- АРПП много времени уделяет борьбе с браконьерством. Как обстоит ситуация с незаконным промыслом ВБР сейчас?
- В этом году были увеличены штрафы за браконьерство. Это правильно, хотя меры можно было бы принять еще более жесткие. Некоторые рыбаки предлагают ввести уголовное преследование капитанов браконьерских судов, а конфискованную продукцию и орудия лова, в том числе суда, уничтожать.
В то же время нужны экономические рычаги для борьбы с этим злом. Как принцип, мы предлагали ввести обязательное декларирование выловленной в российских водах рыбопродукции в российских портах и придерживаемся этой позиции и сейчас. Нам нужна простая, понятная и прозрачная система документирования вывоза рыбопродукции – именно в этом смысл обязательного декларирования.
С другой стороны, все острее становится проблема демпинговых цен. Преодоление кризиса в рыбной отрасли привело к тому, что с экономической точки зрения браконьерам промышлять все труднее. Но налоги они не платят, социальной ответственности за своих работников не несут, поэтому начинают снижать цены и устанавливают их ниже уровня себестоимости продукции добросовестных рыбаков, которым становится просто невыгодно работать. Примерно по этому сценарию развивалась в этом году ситуация с поставками в Японию минтаевой икры – рынок фактически был обрушен. Это послужило одной из главных причин создания Ассоциации «минтайщиков».
- Как Вы относитесь к созданию Ассоциации добытчиков минтая?
- Создание Ассоциации добытчиков минтая – это необходимое организационное решение. Конъюнктура рынка такова, что «минтайщикам» нужно отстаивать высокие цены. В то же время многие члены этой Ассоциации входят и в АРПП, так как нужно решать и более общие вопросы функционирования и развития рыбной отрасли. Мы сумели наладить конструктивное сотрудничество со всеми ветвями федеральной власти, что позволяет решать тактические задачи не только приморских рыбаков, но и рыбаков России.
Вообще организация Ассоциаций по профилю деятельности – например, прибрежного лова, развитию аквакультуры, рыбопереработчиков и т.п. – это интересный вид работы. В этом случае можно было бы создавать детальную программу развития по каждому направлению, тем самым делая значительный вклад в повышение конкурентоспособности всей отрасли. И это принципиальная цель, так как без сильного рыбохозяйственного комплекса никакая отдельная Ассоциация не будет иметь веса.
- Решение каких вопросов было наиболее важно для рыбаков в 2006 году?
- Несомненный успех 2006 года – принятие закона об упрощенном пересечении государственной границы рыбопромысловыми судами в ходе промысла. В течение двух лет прибрежное рыболовство, особенно в подзоне Приморье, балансировало на грани закрытия. Нам пришлось дойти до фракции партии «Единая Россия» в Государственной думе, чтобы сдвинуть дело с «мертвой точки». Теперь надо принять порядок упрощенного пересечения. Проекты соответствующих нормативных документов направлены в Пограничную службу ФСБ РФ. У нас есть к ним замечания. Рабочая группа АРПП ведет настойчивую работу по включению в проекты нормативных документов принципиальных для рыбаков Приморья поправок. Суть одной из самых важных заключается в том, что на всем побережье Приморского края от мыса Поворотный до мыса Золотой на протяжении 900 километров функционирует всего один пункт пропуска – п. Ольга, а рыбоперерабатывающие комплексы находятся в других прибрежных поселках. Для океанического лова эта ситуация возможна, для прибрежного – категорически неприемлема. Напомню, что прибрежное рыболовство предполагает доставку водных биоресурсов на берег в свежем или охлажденном виде. Поэтому в этом случае оперативность оформления судов имеет принципиальное значение.
- Что тревожит рыбаков сейчас больше всего?
- Я бы выделил два момента. Во-первых, хотелось бы, чтобы государство определилось по поводу взимания ставок сбора за пользование ВБР. В 2006 году сложилась ситуация, когда рыбодобывающие компании вынуждены платить ставки сбора за пользование ВБР дважды. Это неправильно. Обстановка на промысле бывает разная, поэтому у рыбодобывающих компаний должна быть возможность гибкого управления выделенными квотами. Ситуацию может разрешить корректировка главы 25.1. Налогового Кодекса РФ. Для подготовки дополнений и изменений в эту главу создана и работает межведомственная рабочая группа. Активное участие в ней принимают представители нашей Ассоциации.
Мы находимся в конкурентной мировой среде, поэтому ставки за пользование ВБР и порядок их сбора не должны снижать конкурентоспособность рыбацких предприятий. Мы надеемся, что доводы рыбаков будут услышаны и будет принято решение, повышающее эффективность деятельности рыбодобывающих компаний. В этом заинтересованы и рыбаки, и государство.
Во-вторых, необходимо принять нормативно-правовые акты, предусмотренные ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». Прекрасно известно, что надо сделать в этом направлении. Рыбаки, в том числе и наша Ассоциация, внесли свои предложения, однако работа на федеральном уровне продвигается крайне медленно. Между тем, создание правовой базы является основным условием появления системы государственного регулирования рыбной отраслью. Пока же такой системы нет. Более того, к этому регулированию сейчас имеет отношение около десятка федеральных органов власти, и порой они не могут разобраться не столько в управлении рыболовством, сколько между собой. Отсутствие целостного подхода к организации рыбной отрасли – одна из самых больших проблем.
- Какая задача является для рыбной отрасли России самой актуальной в 2007 году?
- Важнейший вопрос будущего года – распределение квот на добычу водных биоресурсов. 5-летний срок предыдущего распределения заканчивается, поэтому предстоит выработка нового механизма. Уверен, он должен работать на повышение конкурентоспособности российского рыбохозяйственного комплекса, а не зарубежного. И такой подход надо сделать основным критерием для механизма распределения квот, как, впрочем, и для всех других решений в отношении рыбохозяйственного комплекса нашей страны.
- Можно ли говорить о том, что ситуация в рыбной отрасли качественно изменилась в положительную сторону.
- Сильно радоваться пока рано. Главное изменение состоит в том, что к рыбакам стали прислушиваться на всех уровнях власти. Уверен, что это следствие активизации работы Ассоциаций и объединений. Впрочем, факт консолидации рыбаков нельзя преувеличивать, здесь многое еще впереди, в том числе законодательное оформление деятельности саморегулируемых организаций.
На проходившем в августе 2006 года во Владивостоке Международном съезде рыбаков мы заявили о необходимости воссоздания в рыбной отрасли России полной производственной цепочки – добычи, переработки и продажи рыбопродукции на основе собственного сырья. Создание такой цепочки является наиболее сбалансированным решением для устойчивых поставок рыбопродукции как на рынок нашей страны, так и на зарубежные рынки потребления рыбы. Для России это означает стабильность всего рыбохозяйственного комплекса и каждого рыбацкого коллектива, новые рабочие места, гарантированные поступления налоговых сборов в бюджеты всех уровней и в конечном итоге обеспечение продовольственной и экономической безопасности. Мы считаем эти задачи определяющими для деятельности предприятий-членов Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья.