Как отметил Сергей Дарькин, «Это не субъективная оценка – это признание государством, коллегами огромного вклада этих людей в социально-экономическое развитие региона». Причем неординарность этого события дополнил и тот факт, что «за заслуги в области рыбного хозяйства и многолетний добросовестный труд» почетного звания удостоились работники одной компании и, более того, члены одного экипажа!
Старший механик Владимир Иванович ЗЕЛЕНСКИЙ и моторист Владимир Дмитриевич ХРАПАТЫЙ более 17 лет проработали в дружной команде РТМС «Гиссар» ОАО «Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота» (ТУРНИФ).
«Радостное и действительное неожиданное для всех нас сообщение с берега о столь знаменательном событии застало экипаж в море, – рассказывает капитан Александр ЮНОШЕВ. – Конечно, повод поощрить рыбаков с таким внушительным стажем работы в отрасли был, и мы об этом догадывались. Но то, что труд наших сослуживцев будет отмечен президентской наградой, – даже не предполагали».
Так получилось, что присвоение почетного звания совпало с 60-летним юбилеем Владимира Зеленского, 40 лет из которых было отдано морю. Свою карьеру в рыбной отрасли уроженец Ростовской области начал матросом в Севастопольском Управлении океанического рыболовства. Затем судьба привела Владимира Ивановича на Дальний Восток, где он продолжил трудиться на Рыбокомбинате «Попов», пройдя путь от моториста до главного механика. В 1983 году, будучи уже опытным работником, он приходит в Управление ТУРНИФ, где, закончив обучение в Дальрыбвтузе и получив диплом, становится старшим механиком.
Владимир Храпатый, окончив в 1971 году 185 Мореходную школу ВМФ во Владивостоке и проработав мотористом в войсковых частях Приморского края, приходит на службу в «ТУРНИФ» в сентябре 1975 года. Как отметил сам Владимир Дмитриевич, «поначалу еще думал продолжать учебу, но вскоре понял, что здесь я на своем месте», что и подтвердилось за 30 лет работы в отрасли. В конце 80-х моториста направляют на РТМС «Гиссар», где под начальством Владимира Зеленского он и проработал по сей день.
Большая часть жизни этих людей прошла в открытом море, вдали от родных берегов. Несомненно, уже одно это достойно признания и уважения. Но как измерить заслуги почетных рыбаков? Возможно, сотнями тысяч тонн экологически чистого продукта, выловленного за все эти годы в разных уголках Мирового океана. Ведь именно благодаря бесперебойной работе «машины» траулер всегда исправно выполнял планы по добыче. Конечно, бывали и трудности, связанные с погодными условиями, с изменчивостью промысловой обстановки, но после каждого рейса судно неизменно возвращалось на берег с полными трюмами.
Как отметили в руководстве ОАО «ТУРНИФ», благодаря опыту старшего механика и грамотной работе экипажа удалось увеличить межремонтный эксплуатационный период судна и только за последние 4 года сберечь более 350 тонн горюче-смазочных материалов. «За время своей трудовой деятельности Владимир Зеленский подал более 30 рационализаторских предложений по усовершенствованию работы механизмов и внедрению современных методов работы», – говорится в наградном листе старшего механика. Им же был внедрен проект по установке и модернизации судового оборудования. Все это, по подсчетам руководства компании, позволило сэкономить на ремонте судна, расходах на топливо более 12 млн. рублей и принесло в виде дополнительной прибыли более 2 млн. рублей.
О заслугах говорят и награды: за долголетний и добросовестный труд Владимир Зеленский и Владимир Храпатый неоднократно поощрялись администрацией управления, в 1998 году были награждены медалями «300 лет Российскому флоту». Владимиру Ивановичу в 1999 году была вручена Благодарность Госкомрыболовства РФ.
Благодаря качественному обслуживанию механизмов и ответственному отношению машинной команды к работе за все годы их службы на РТМС «Гиссар» не было ни одного аварийного случая. Однако и здесь не обошлось без подвигов, когда в 1993 году пришлось спасать судно не от бушующей морской стихии, а от угрозы гибели в родном порту. Нелегкие времена, которые переживала в тот период вся страна, не могли не сказаться и на работе компании. Из-за элементарной нехватки денег, отсутствия топлива экипажи даже не могли выйти в море. Но и здесь суда поджидала опасность: многие из них в ту зиму были разморожены, как говорят рыбаки, «превратились в памятники» прямо у причала. Но экипаж «Гиссара» отчаянно боролся за жизнь своего судна. Как вспоминает Владимир Зеленский, «как раз на Рождество, 7 января, нам пришлось заниматься спасением судна. 22 человека машинной команды день и ночь пытались сохранить механизм. Топливо по тонне брали с соседних судов, каждое утро ведрами собирали, носили через 5 корпусов. Хотя, казалось бы, что там эти капли… Но отстояли судно!» Видимо в благодарность за это траулер до сих пор, несмотря на свой почтенный возраст, находится, как говорится, в полной боевой готовности и в любой момент готов выйти в море.
Но, несомненно, самой верной оценкой заслуг для самих рыбаков будут по-настоящему искренние и теплые слова сослуживцев, друзей и родных людей.
В 1987 году Владимир Зеленский пришел на «Гиссар» старшим механиком. Конечно, не сразу сложился тот дружный, крепкий коллектив, который сегодня составляет основу экипажа. «Все 17 лет старались не подводить друг друга – просто иначе нельзя, здесь так положено, – рассказывает о своем руководителе Владимир Храпатый. – Ведь море шуток не терпит. Некоторые считают, что Владимир Иванович крут, слишком требователен. А я уверен, что это просто порядок, так и должно быть. И все, кто у нас здесь трудится – а бригада эта постоянная, в основном, меньше 7 лет «в машине» никто не работал – считают так же».
Остальные члены экипажа также служат на судне по 12-15 лет. Бывало, что люди менялись, как перчатки, но потом постепенно оседали и сейчас уже приросли. Для многих «Гиссар» стал вторым домом. «Да, для меня это, скорее, уже первый», – улыбается Владимир Зеленский. Поэтому чувство надежного плеча верного соратника здесь просто необходимо. Так, говоря о своем подчиненном, а теперь уже и о заслуженном работнике Владимире Дмитриевиче, стармех отмечает, что «на этого человека действительно можно положиться. Если в мое отсутствие он находится на судне, я уверен, что команда и без меня выйдет из любой аварийной ситуации. Так же и в море: если вдруг какое ЧП – сам немедленно реагирует, принимается за работу».
Капитан Александр Юношев руководит экипажем «Гиссар» с 1998 года. «Конечно, это заслуженная награда. Благодаря такой слаженной работе механиков благополучно, без поломок судно отработало не только этот год. Так что могу с уверенностью говорить, что во многом благодаря им сложилась и моя безаварийная служба, а наша команда всегда была на хорошем счету у руководства компании, успешно выполняя все поставленные задачи».
Не остался без внимания и многолетний наставнический опыт старшего механика. Владимир Зеленский никогда не отказывался брать на воспитание молодых – более 20 квалифицированных специалистов подготовил он за годы своей работы. И теперь большая плеяда его воспитанников продолжает так же успешно и добросовестно трудиться на рыбодобывающих судах флота. Как рассказала Татьяна – дочь Владимира Ивановича: «Без причины он никогда не будет отчитывать подчиненных. Здесь, как в школе, если ученик плохо выучил урок – для него учитель всегда будет строгим. А отец не мешает, напротив, помогает расти людям. За это его и уважают не только на службе. Нечасто, наверно, сейчас встретишь такие семьи, где бы все поколения так искренне уважали и ценили отца и деда. Особенно с возрастом начинаешь понимать, как его не хватает дома. Но и во время рейса мы все время чувствуем его присутствие – он постоянно на связи, всегда звонит, интересуется семьей, несмотря на любые трудности и отсутствие свободного времени».
Однако сами «виновники торжества» в один голос утверждают, что эти награды – высокая оценка всего экипажа. Да это и понятно: за столько лет работы команду РТМС «Гиссар» действительно можно назвать сложившимся, проверенным и надежным коллективом. Поэтому трудятся здесь все для достижения одной цели. И столь редкий случай – две высокие награды на одно судно – это действительно заслуженное признание, которое по праву можно считать достижением всего экипажа!
На этих жизнеутверждающих словах, пожалуй, можно было бы и закончить рассказ о том, «как награда нашла своих героев»… Есть лишь одно «но» – похоже, что «орденоносному судну, рвущемуся в бой» придется отправиться на заслуженный отдых. Суда готовятся выйти на промысел, вот только стоянка в порту для «Гиссара» пока затягивается. «Понятно, что суда тоже не вечные, нашему уже 25 лет – это рубеж. Но мы без потерь пережили все тяжелые времена, в 2003 году в судно были вложены деньги, заменили раму в главном двигателе. Если бы были квоты, его обязательно можно был бы занять – «Гиссар» на все 100% готов продолжать работу хоть сейчас», – уверен капитан.
Не теряет надежды и экипаж: «Несмотря на то, что все «временщики» разошлись, костяк продолжает ежедневно нести службу на судне, ждет, что ситуация все же изменится к лучшему, – говорит Владимир Зеленский. – Здесь уже накоплена масса знаний и опыта. Ведь заботились о «Гиссаре» действительно, как о своем доме, так что по состоянию оно может дать фору и некоторым более современным промысловикам, не говоря уже об «одногодках». В любом случае, трудно даже представить, что придется расставаться с этим судном, переходить на другое».
Что ж, искренне хочется верить, что эти трудности станут лишь очередным испытанием на пути судна и его дружной команды, которое они с честью смогут вынести. И заслуженный «экипаж машины боевой» еще не раз выведет «Гиссар» на успешный промысел в открытый океан.