Газета «Рыбак Приморья»
Моторист Владимир Дмитриевич ХРАПАТЫЙ

Труд рыбака почетен вдвойне

Сразу двумя президентскими наградами «Заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации» была отмечена отрасль Приморья. На минувшей неделе губернатор вручил государственные награды «лучшим людям Приморского края.

Как отметил Сергей Дарькин, «Это не субъективная оценка – это признание государством, коллегами огромного вклада этих людей в социально-экономическое развитие региона». Причем неординарность этого события дополнил и тот факт, что «за заслуги в области рыбного хозяйства и многолетний добросовестный труд» почетного звания удостоились работники одной компании и, более того, члены одного экипажа!
Старший механик Владимир Иванович ЗЕЛЕНСКИЙ и моторист Владимир Дмитриевич ХРАПАТЫЙ более 17 лет проработали в дружной команде РТМС «Гиссар» ОАО «Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота» (ТУРНИФ).
«Радостное и действительное неожиданное для всех нас сообщение с берега о столь знаменательном событии застало экипаж в море, – рассказывает капитан Александр ЮНОШЕВ. – Конечно, повод поощрить рыбаков с таким внушительным стажем работы в отрасли был, и мы об этом догадывались. Но то, что труд наших сослуживцев будет отмечен президентской наградой, – даже не предполагали».
Так получилось, что присвоение почетного звания совпало с 60-летним юбилеем Владимира Зеленского, 40 лет из которых было отдано морю. Свою карьеру в рыбной отрасли уроженец Ростовской области начал матросом в Севастопольском Управлении океанического рыболовства. Затем судьба привела Владимира Ивановича на Дальний Восток, где он продолжил трудиться на Рыбокомбинате «Попов», пройдя путь от моториста до главного механика. В 1983 году, будучи уже опытным работником, он приходит в Управление ТУРНИФ, где, закончив обучение в Дальрыбвтузе и получив диплом, становится старшим механиком.
Владимир Храпатый, окончив в 1971 году 185 Мореходную школу ВМФ во Владивостоке и проработав мотористом в войсковых частях Приморского края, приходит на службу в «ТУРНИФ» в сентябре 1975 года. Как отметил сам Владимир Дмитриевич, «поначалу еще думал продолжать учебу, но вскоре понял, что здесь я на своем месте», что и подтвердилось за 30 лет работы в отрасли. В конце 80-х моториста направляют на РТМС «Гиссар», где под начальством Владимира Зеленского он и проработал по сей день.

Большая часть жизни этих людей прошла в открытом море, вдали от родных берегов. Несомненно, уже одно это достойно признания и уважения. Но как измерить заслуги почетных рыбаков? Возможно, сотнями тысяч тонн экологически чистого продукта, выловленного за все эти годы в разных уголках Мирового океана. Ведь именно благодаря бесперебойной работе «машины» траулер всегда исправно выполнял планы по добыче. Конечно, бывали и трудности, связанные с погодными условиями, с изменчивостью промысловой обстановки, но после каждого рейса судно неизменно возвращалось на берег с полными трюмами.
Как отметили в руководстве ОАО «ТУРНИФ», благодаря опыту старшего механика и грамотной работе экипажа удалось увеличить межремонтный эксплуатационный период судна и только за последние 4 года сберечь более 350 тонн горюче-смазочных материалов. «За время своей трудовой деятельности Владимир Зеленский подал более 30 рационализаторских предложений по усовершенствованию работы механизмов и внедрению современных методов работы», – говорится в наградном листе старшего механика. Им же был внедрен проект по установке и модернизации судового оборудования. Все это, по подсчетам руководства компании, позволило сэкономить на ремонте судна, расходах на топливо более 12 млн. рублей и принесло в виде дополнительной прибыли более 2 млн. рублей.

О заслугах говорят и награды: за долголетний и добросовестный труд Владимир Зеленский и Владимир Храпатый неоднократно поощрялись администрацией управления, в 1998 году были награждены медалями «300 лет Российскому флоту». Владимиру Ивановичу в 1999 году была вручена Благодарность Госкомрыболовства РФ.
Благодаря качественному обслуживанию механизмов и ответственному отношению машинной команды к работе за все годы их службы на РТМС «Гиссар» не было ни одного аварийного случая. Однако и здесь не обошлось без подвигов, когда в 1993 году пришлось спасать судно не от бушующей морской стихии, а от угрозы гибели в родном порту. Нелегкие времена, которые переживала в тот период вся страна, не могли не сказаться и на работе компании. Из-за элементарной нехватки денег, отсутствия топлива экипажи даже не могли выйти в море. Но и здесь суда поджидала опасность: многие из них в ту зиму были разморожены, как говорят рыбаки, «превратились в памятники» прямо у причала. Но экипаж «Гиссара» отчаянно боролся за жизнь своего судна. Как вспоминает Владимир Зеленский, «как раз на Рождество, 7 января, нам пришлось заниматься спасением судна. 22 человека машинной команды день и ночь пытались сохранить механизм. Топливо по тонне брали с соседних судов, каждое утро ведрами собирали, носили через 5 корпусов. Хотя, казалось бы, что там эти капли… Но отстояли судно!» Видимо в благодарность за это траулер до сих пор, несмотря на свой почтенный возраст, находится, как говорится, в полной боевой готовности и в любой момент готов выйти в море.
Но, несомненно, самой верной оценкой заслуг для самих рыбаков будут по-настоящему искренние и теплые слова сослуживцев, друзей и родных людей.

В 1987 году Владимир Зеленский пришел на «Гиссар» старшим механиком. Конечно, не сразу сложился тот дружный, крепкий коллектив, который сегодня составляет основу экипажа. «Все 17 лет старались не подводить друг друга – просто иначе нельзя, здесь так положено, – рассказывает о своем руководителе Владимир Храпатый. – Ведь море шуток не терпит. Некоторые считают, что Владимир Иванович крут, слишком требователен. А я уверен, что это просто порядок, так и должно быть. И все, кто у нас здесь трудится – а бригада эта постоянная, в основном, меньше 7 лет «в машине» никто не работал – считают так же».

Остальные члены экипажа также служат на судне по 12-15 лет. Бывало, что люди менялись, как перчатки, но потом постепенно оседали и сейчас уже приросли. Для многих «Гиссар» стал вторым домом. «Да, для меня это, скорее, уже первый», – улыбается Владимир Зеленский. Поэтому чувство надежного плеча верного соратника здесь просто необходимо. Так, говоря о своем подчиненном, а теперь уже и о заслуженном работнике Владимире Дмитриевиче, стармех отмечает, что «на этого человека действительно можно положиться. Если в мое отсутствие он находится на судне, я уверен, что команда и без меня выйдет из любой аварийной ситуации. Так же и в море: если вдруг какое ЧП – сам немедленно реагирует, принимается за работу».
Капитан Александр Юношев руководит экипажем «Гиссар» с 1998 года. «Конечно, это заслуженная награда. Благодаря такой слаженной работе механиков благополучно, без поломок судно отработало не только этот год. Так что могу с уверенностью говорить, что во многом благодаря им сложилась и моя безаварийная служба, а наша команда всегда была на хорошем счету у руководства компании, успешно выполняя все поставленные задачи».

Не остался без внимания и многолетний наставнический опыт старшего механика. Владимир Зеленский никогда не отказывался брать на воспитание молодых – более 20 квалифицированных специалистов подготовил он за годы своей работы. И теперь большая плеяда его воспитанников продолжает так же успешно и добросовестно трудиться на рыбодобывающих судах флота. Как рассказала Татьяна – дочь Владимира Ивановича: «Без причины он никогда не будет отчитывать подчиненных. Здесь, как в школе, если ученик плохо выучил урок – для него учитель всегда будет строгим. А отец не мешает, напротив, помогает расти людям. За это его и уважают не только на службе. Нечасто, наверно, сейчас встретишь такие семьи, где бы все поколения так искренне уважали и ценили отца и деда. Особенно с возрастом начинаешь понимать, как его не хватает дома. Но и во время рейса мы все время чувствуем его присутствие – он постоянно на связи, всегда звонит, интересуется семьей, несмотря на любые трудности и отсутствие свободного времени».

Однако сами «виновники торжества» в один голос утверждают, что эти награды – высокая оценка всего экипажа. Да это и понятно: за столько лет работы команду РТМС «Гиссар» действительно можно назвать сложившимся, проверенным и надежным коллективом. Поэтому трудятся здесь все для достижения одной цели. И столь редкий случай – две высокие награды на одно судно – это действительно заслуженное признание, которое по праву можно считать достижением всего экипажа!
На этих жизнеутверждающих словах, пожалуй, можно было бы и закончить рассказ о том, «как награда нашла своих героев»… Есть лишь одно «но» – похоже, что «орденоносному судну, рвущемуся в бой» придется отправиться на заслуженный отдых. Суда готовятся выйти на промысел, вот только стоянка в порту для «Гиссара» пока затягивается. «Понятно, что суда тоже не вечные, нашему уже 25 лет – это рубеж. Но мы без потерь пережили все тяжелые времена, в 2003 году в судно были вложены деньги, заменили раму в главном двигателе. Если бы были квоты, его обязательно можно был бы занять – «Гиссар» на все 100% готов продолжать работу хоть сейчас», – уверен капитан.
Не теряет надежды и экипаж: «Несмотря на то, что все «временщики» разошлись, костяк продолжает ежедневно нести службу на судне, ждет, что ситуация все же изменится к лучшему, – говорит Владимир Зеленский. – Здесь уже накоплена масса знаний и опыта. Ведь заботились о «Гиссаре» действительно, как о своем доме, так что по состоянию оно может дать фору и некоторым более современным промысловикам, не говоря уже об «одногодках». В любом случае, трудно даже представить, что придется расставаться с этим судном, переходить на другое».

Что ж, искренне хочется верить, что эти трудности станут лишь очередным испытанием на пути судна и его дружной команды, которое они с честью смогут вынести. И заслуженный «экипаж машины боевой» еще не раз выведет «Гиссар» на успешный промысел в открытый океан.

Наталья СЫЧЕВА

  • Моторист Владимир Дмитриевич ХРАПАТЫЙ
  • Благодарность капитана. Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ и капитан «Гиссара» Александр ЮНОШЕВ