Шаг навстречу АТЭС. Владимир Путин провел совещание во Владивостоке.В субботу в Приморье с официальным визитом прибыл Президент Российской Федерации Владимир Путин. В доме переговоров Владимир Путин провел совещание, посвященное форуму АТЭС 2012 года, который планируется провести во Владивостоке. |
В работе совещания, наряду с губернатором Приморского края Сергеем Дарькиным, приняли участие помощники Президента России Александр Абрамов и Сергей Приходько, министр обороны РФ Сергей Иванов, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр транспорта Игорь Левитин, заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев, президент компании «Роснефть» Сергей Богданчиков, начальник главного управления капитального строительства управления делами Президента Анатолий Чаус, начальник службы расквартирования и обустройства министерства обороны Анатолий Гребенюк, полномочный представитель Президента в ДВФО Камиль Исхаков.
Открывая совещание, Владимир Путин сообщил, что подписал указ о создании госкомиссии во главе с председателем Правительства, которая займется координацией деятельности по социально-экономическому развитию Дальнего Востока.
Владимир Путин напомнил собравшимся, что в декабре 2006 года на заседании Совета Безопасности было принято решение по комплексному развитию Дальневосточного региона.
- Добавлю, – отметил Президент, – что для координации деятельности по социально-экономическому подъему Дальнего Востока мною сегодня подписан указ о создании государственной комиссии во главе с Председателем Правительства, о чем мы и договаривались на Совете Безопасности.
Решений у нас по Дальнему Востоку немало, но все-таки не могу сказать, что удовлетворен тем, как мы действуем и насколько эффективно действуем. Поэтому сосредоточить административный ресурс лишним не будет, и вообще, как я уже говорил на Совете Безопасности, думаю, что в будущем есть смысл подумать, хотя это не очень популярно, подумать о том, чтобы в Правительстве России на постоянной основе функционировала какая-то дееспособная структура, которая бы постоянно занималась проблемами Дальнего Востока, Восточной Сибири.
В данном случае в целом речь идет о более эффективной интеграции этой огромной территории, как в экономику России, так и в общемировые рынки, ее освоение с точки зрения создания благоприятной деловой среды, достойных условий для жизни и труда людей.
Важно придать импульс инвестиционным проектам. Прежде всего, в таких сферах как энергетика, добывающая и перерабатывающая промышленности, биоресурсы. Именно здесь ключ к решению многих экономических проблем этого региона страны. И просил бы Сергея Михайловича Дарькина сегодня остановится на этих проблемах пошире.
Одно из направлений развития – это реализация развития транспортного потенциала России. Мы неслучайно собрались сегодня здесь, во Владивостоке. Как вы знаете, я только что был в Индии, и мы с индийскими партнерами достаточно много говорили о сотрудничестве между Россией и Индией в целом и в том числе с восточным регионом России – с Дальним Востоком. Индийские партнеры проявляют интерес к целому ряду крупных проектов. Мы об этом еще поговорим подробнее. Очевидно, что в комплексе все эти меры должны повлечь за собой новые инвестиции и контракты, дать толчок к развитию стратегически важных регионов, а значит укрепить конкурентоспособность и региона, и страны, расширить контакты со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Они будут стимулировать Дальний Восток к более активному участию в региональных интеграционных процессах, двусторонних связях и приграничном сотрудничестве.
Словом, у нас есть хороший шанс, чтобы сделать российский Дальний Восток не только одним из процветающих регионов России, но и регионом роста экономики в целом.
Вы знаете, что на саммите АТЭС в Ханое в ноябре прошлого года была озвучена наша заявка на председательство в этой авторитетной региональной международной организации в 2012 году. Скажу сразу, что нами принято решение проводить это мероприятие не в столице России (а по правилам АТЭС это может быть проведено либо в столице, либо в регионе на востоке), а именно на Дальнем Востоке – и, по всей видимости, наиболее приемлемый вариант проведения такого мероприятия – это именно Владивосток.
Намерение России, в целом, получило поддержку наших партнеров по АТЭС. Формально решение пока не принято, тоже по формальным же причинам: по действующей процедуре, пока нет кандидата на председательство в 2011-м году, нельзя перескакивать через год и решать вопрос по 2012-му году. Но в любом случае, хочу это подчеркнуть, так же, как и в случае нашей заявки на проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, – будет здесь АТЭС, не будет здесь АТЭС, – нам, если мы хотим развивать Дальний Восток, Владивосток и Приморский край, одними разговорами не обойтись. Нужно вкладывать деньги, ресурсы надо вкладывать и ресурсы серьезные. Поэтому в любом случае вложенные средства не пропадут. Вопрос только в том, куда вкладывать, как вкладывать и что потом мы будем иметь от этих вложений, что государство будет иметь и что люди, которые здесь живут, будут иметь.
Мы собрались, чтобы обсудить практические аспекты этого форума в России. Наша страна все больше укрепляет свои позиции в стратегически важном для нас Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы активно участвуем в идущих здесь интеграционных процессах и плодотворно работаем со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и на двустороннем, и на многостороннем уровнях. И подготовкой форума будет сделан еще один важный шаг в продвижении нашего партнерства на восточном направлении. В АТР сконцентрированы и крупные капиталы, и высокотехнологичные производства. И, конечно, АТР – это еще и колоссальный рынок, который заинтересован в кооперации с нами и который открыт для России.
Не будем ничего преувеличивать, но саммит АТЭС может стать важным фактором развития Владивостока, Приморского края и всего Дальнего Востока. Поэтому все подготовительные меры должны вписываться в нашу стратегию и учитывать решения, принятые в декабре 2006 года на Совете Безопасности. Планируется, что за год председательства России в АТЭС пройдут более ста мероприятий с участием влиятельных политиков, предпринимателей, финансистов, общественных деятелей. Это, конечно, будет привлекать внимание к региону в целом и к Приморскому краю в частности. Мы должны достойно провести это солидное, серьезное мероприятие. Мы можем это сделать, тем более что практика проведения «восьмерки» в Санкт-Петербурге показала, что такие возможности у нас есть. И опыт уже есть.
Безусловно, предстоящая масштабная работа потребует серьезных организационных и финансовых усилий. Для сравнения можно сказать, что весь бюджет края у нас сегодня 32 миллиарда, из них восемь миллиардов – это федеральная часть. На подготовку саммита АТЭС потребуется около 100 миллиардов рублей. Это по масштабам всего края – приличные деньги, а по масштабам города Владивостока – очень приличные. Многое будет зависеть от результатов деятельности администрации Приморского края, Правительства России и от целого ряда министерств, ведомств, будет зависеть эффективность наших совместных усилий.
Как доложил заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев, для проведения в Приморье форума АТЭС необходимы значительные инвестиции в развитие транспортного сообщения (включая мосты через бухту «Золотой Рог» и на остров Русский), строительство комплекса зданий для проведения форума и размещения его участников. По предварительной оценке затраты составят не менее 100 миллионов рублей. Эти средства будут заложены в бюджет России 2008-2010 годов.
- Мы учитываем установку о том, что данный саммит – это всего лишь импульс, который позволит Дальнему Востоку развиваться уже в новом качестве, – сказал Виталий Савельев. – И сегодня группа экспертов, которая создана в Министерстве экономического развития и торговли, проводит работу, изучает данный регион на предмет проведения саммита, а также развития в ближайшей перспективе.
Данная экспертная группа провела оценку организационно-структурного потенциала города Владивосток и острова Русский как перспективной территории развития города. В плане удовлетворения требований мероприятия АТЭС были также проанализированы пять основных, ключевых факторов: первое – авиасообщение с городом, второе – состояние транспортной и социальной структуры, третье – места проведения мероприятий, четвертое – гостиничное хозяйство города и пятое – информационно-компьютерное обеспечение.
Параллельно с бюджетным финансированием мы также рассматриваем возможность использования других инструментов, которые позволили бы данному региону иметь дополнительное развитие и дополнительное привлечение инвестиций. Это возможность использований Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также возможность создания особых экономических зон. Эти зоны будут портового типа, которые проходят сейчас стадию согласования и будут внесены в ближайшее время в Государственную Думу для утверждения в рамках внесения изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах». Также мы рассматриваем возможность проведения конкурсов по созданию ОЭЗ в данном регионе.
Из стенограммы встречи:
В. ПУТИН (обращаясь к И. Левитину):
Игорь Евгеньевич, из инфраструктуры что предстоит? В общих чертах.
И. ЛЕВИТИН:
Уважаемый Владимир Владимирович! Очень серьезные работы по аэропорту нужно сделать. Для этого мы наметили план мероприятий по разделению «Владивосток-Авиа» на авиакомпанию и на аэропорт и планируем, что взлетно-посадочные полосы нужно модернизировать – мы это все согласовали. Необходимо построить практически новую автомобильную дорогу – дублер существующей в городе.
В .ПУТИН:
Значит, реконструкция аэропорта – это полосы, оборудование и аэровокзальный комплекс?
И. ЛЕВИТИН:
Аэровокзальный комплекс мы предлагаем акционировать, и чтобы частный инвестор участвовал именно в терминальном оборудовании, взлетно-посадочные полосы, перроны. Это аэропорт двойного базирования – вместе с Минобороны сейчас согласовываем эти вопросы здесь, во Владивостоке.
В. ПУТИН:
После этого – дороги?
И. ЛЕВИТИН:
После этого – дороги. Здесь необходимо реконструировать существующую автомобильную дорогу, которая идет из аэропорта в город, а также сделать обход – дорогу-дублер, таково требование. И построить два моста. Эти мосты уже представлены у нас в проекте. Такая инфраструктура должна быть здесь нами сделана в ближайшие три года, и мы вместе с Министерством экономического развития и торговли предлагаем в трехлетний бюджет уже заложить эти средства.
В. ПУТИН:
Игорь Евгеньевич упомянул Министерство обороны и аэропорт двойного базирования. Земли Министерства обороны в значительной степени могут быть задействованы. Какова позиция Министерства?
С. ИВАНОВ:
Владимир Владимирович, в начале я хотел бы сказать, что у меня тоже не вызывает никаких сомнений, что если мы беремся проводить саммит АТЭС, то его нужно проводить здесь, во Владивостоке. Где еще проводить форум АТЭС, если не на берегу Тихого океана? И Владивосток отвечает со всех точек зрения идеально как место проведения.
В то же время во Владивостоке расположен штаб и крупные силы Тихоокеанского флота. Как я Вам ранее докладывал, за последние годы мы предприняли много усилий для развития Тихоокеанского флота и здесь, во Владивостоке, и также на Камчатке, где у нас базируются стратегические ядерные силы.
За последние три года мы укрупнили ряд объектов, прежде всего флотских, хотя здесь силы и Дальневосточного военного округа базируются непосредственно во Владивостоке. Это позволило нам укрепить нашу группировку войск и сил. В то же время, если, возможно, встанет вопрос о передислокации отдельных воинских частей и соединений флота или округа, мы готовы его рассмотреть, но просили бы учесть интересы обороноспособности страны. И если встанет вопрос о какой-то передислокации, мы попросили бы это учесть в бюджете, который сейчас формируется для того, чтобы это было без дополнительной нагрузки на те планы, которые уже утверждены в плане бюджета и выполнения текущих задач.
В. ПУТИН:
Чтобы не перекладывать на само Министерство обороны.
С. ИВАНОВ:
Да, чтобы не перекладывать дополнительное бремя на Министерство обороны.
В. ПУТИН:
Справедливо. (Обращаясь к С. Лаврову). Сергей Викторович, по самому мероприятию.
С. ЛАВРОВ:
Прежде всего, хочу сказать, что наша работа в АТЭС строится на основе утвержденной Вами в 2000 году концепции участия в этом крупнейшем интеграционном объединении. С тех пор наш профиль в этой структуре значительно повысился: мы внесли и реализовали ряд конкретных инициатив, включая антитеррористическое сотрудничество, безопасность на транспорте, безопасность в энергетической инфраструктуре, диалог культур и религий, диалог по цветным металлам – весьма широкий разброс наших предложений, который показывает наличие в этом регионе действительно хороших возможностей для сотрудничества на взаимовыгодной основе. После известного цунами мы инициировали развитие сети соответствующих структур стран региона по борьбе с чрезвычайными ситуациями и предупреждением бедствий и ликвидации последствий.
Поэтому на этом фоне подача нами заявки на председательство в 2012 году выглядит вполне логично и своевременно. После того как в ноябре прошлого года Вы объявили об этом на саммите в Ханое, мы начали работу с нашими партнерами. Они относятся позитивно к нашей заявке. И, как Вы сказали, официально утвердить кандидатуру Владивостока можно будет, когда заполнится вакансия 2011 года. Есть основание полагать, что такое заполнение состоится достаточно скоро. Возможно, уже на саммите АТЭС в Австралии в сентябре этого года вопрос будет официально решен. По крайней мере, мы к этому ведем дело. Кстати, Россия – одна из двух или трех стран из 21 страны, которые входят в АТЭС, ни разу не была председателем. Поэтому в этом смысле наша заявка вполне логична.
Как Вы сказали, предстоит проведение порядка ста мероприятий, причем, как правило, страны, которые возглавляют АТЭС в конкретном году, организуют эти мероприятие не только в городе, где состоится саммит, но и в других городах. Поэтому можно будет подумать о том, чтобы ряд рабочих групп, конференций, симпозиумов провести в других городах, прежде всего, хотелось бы, чтобы это были города Дальневосточного федерального округа. И последнее, наверное, хочу отметить, что помимо тех очень больших расходов, которые предстоит вложить в инфраструктуру, чтобы сделать Владивосток действительно достойным местом для проведения подобных высоких форумов, есть основания рассчитывать на определенные дивиденды, потому что целый ряд из этих ста мероприятий связан с организацией встреч деловых кругов, бизнесменов, в ходе которых завязываются взаимовыгодные связи, обсуждаются инвестиционные проекты. Мы, со своей стороны, считаем, что это не только политически важно и выгодно для России, но из этого можно извлечь существенные выгоды в перспективе.
В. ПУТИН (Обращаясь к С. Дарькину):
Сергей Михайлович, пожалуйста.
С. ДАРЬКИН:
Уважаемый Владимир Владимирович! Во-первых, разрешите мне от имени приморцев поблагодарить Вас за то, что Вы рассмотрели очень важный для нас вопрос по развитию Дальнего Востока. Мы считаем, что это очень важно.
Несколько слов буквально, если можно, об инвестиционных проектах, которые мы закладываем в развитие нашего Приморского края и юга Приморья.
Первая задача, которую мы ставим перед собой – это создание на Тихоокеанском побережье России конкурентоспособной транспортной инфраструктуры. Она должна стать главной силой по снижению транспортных издержек наших национальных экспортеров на все рынки АТР.
Нами подготовлены проекты по развитию мощностей транспортного узла Находка – порт Восточный. В качестве инструмента привлечения частных инвестиций мы приступили к подготовке конкурсной документации о создании в порту Восточный особой экономической зоны портового типа при подписании федерального закона. Также согласовали мы уже с Министром транспорта России Игорем Евгеньевичем Левитиным строительство специализированных портов с использованием механизмов концессии. Для решения этой поставленной задачи в программу Дальний Восток – Забайкалье заложено более 70 миллиардов рублей. Если удастся реализовать эти проекты, мы к 2020 году получим рост товарооборота до 200 миллионов тонн перевалки грузов экспортно-импортного назначения.
Вторая задача – мы считаем, что Приморский край может и должен стать базой формирования нового промышленно-экономического центра нашей страны, продукция которого будет ориентирована на рынки АТР. Нами подготовлен пакет предложений о строительстве атомной электростанции в Приморском крае. На базе новой дешевой электроэнергии мы планируем строительство самого современного алюминиевого завода. На базе строящегося нефтепровода и газопровода – строительство нефтеперерабатывающего завода и нефтехимических производств, завод сжиженного газа, сборки на базе авиационного комплекса «Прогресс» легких самолетов коммерческого типа. Перечень промышленных объектов и предприятий представлен на карте.
Общий объем инвестиций в строительство промышленных объектов к 2020 году – 2 триллиона рублей. В основном это будут частные инвестиции, за исключением строительства атомной электростанции. Мы планируем к 2020 году увеличить наш валовой региональный продукт в 6,6 раза.
Третья задача. Естественно, как мы уже говорили, мы стремимся использовать выгодное геополитическое положение города Владивосток в АТР. С учетом этого стратегически важного решения проведение форума АТЭС будет очень и очень важным. Игорь Евгеньевич (Левитин) уже доложил о большой работе, которую мы провели по подготовке проектов переоборудования аэропортов, новых дорог. Мы считаем, что все это мы сможем эффективно использовать для жителей Приморского края – это и строительство нового аэропорта, который станет международным, и конференц-центр, который мы построим, и выставочный центр, который мы планируем построить, гостиницы, которые мы построим, – все они будут нам очень важны для развития юга Приморского края.
Для кадрового обеспечения намеченных планов мы предлагаем создать на базе вузов Приморского края Тихоокеанский федеральный университет на 100 тысяч студентов для того, чтобы они могли эффективно в дальнейшем эксплуатировать эти новые производственные мощности.
Реализация намеченных инвестиционных планов позволит значительно повысить уровень национальной безопасности региона и, по нашим оценкам, население Приморского края увеличится на 1,5 миллиона человек. Они будут размещены в основном в районах новых промышленных предприятий, а также в городах Владивосток, Находка, Уссурийск. Мы приступили к разработке программ социально-экономического развития этих городов.
Владимир Владимирович, намеченные планы мы считаем реальными, механизмы их реализации нам понятны. В настоящее время мы ведем согласование проектов с бизнесом, министерствами. Убежден, что в Приморье все задачи, поставленные Вами, будут выполнены.
Помимо совещания по предстоящему форуму АТЭС, во Владивостоке также состоялась рабочая встреча, на которой обсуждались вопросы комплексного развития транспортной инфраструктуры Приморского края. Она прошла под председательством Министра транспорта РФ Игоря Левитина.
Министр сообщил, что в настоящее время в Минтрансе разрабатывается бюджетный план развития отрасли на 2008-2010 годы. Кроме того, формируется федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России на 2011-2020 годы». Средства из федерального бюджета будет выделяться только под конкретные проекты, а значит, Приморью необходимо уже сейчас представить их на рассмотрение в министерство.
Участники совещания подробно обсудили вопрос развития автодорожной инфраструктуры региона, и, в частности, необходимость приведения в нормативное состояние федеральной автомобильной дороги «Уссури». Принято решение в кратчайшие сроки определить наиболее опасные в аварийном отношении участки дороги и сформировать план финансирования необходимых работ.
По словам Игоря Левитина, трем российским портам планируется присвоить статус особой экономической зоны. Одним из них будет порт в Приморском крае. По мнению министра, в регионе есть перспективные проекты развития транспортно-логистической инфраструктуры. Это логистический центр в порту Восточный, железнодорожные пограничные переходы в Хасанском районе, транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», которые должны обеспечить грузопоток из Китая в США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Как отметил Игорь Левитин, очень важно, чтобы проекты различных ведомств были согласованы друг с другом, например, чтобы пропорционально развивались пропускная способность железной дороги и портовые мощности.