ФАО и мировая торговля рыбной продукциейОкончание. Начало в N 5. 5. Усиление внимания ведущих рыболовных стран мира к вопросам «экономической безопасности» |
На нынешнем этапе развития мировой экономики и глобализации хозяйственной деятельности задача обеспечивать национальны интерес и гарантировать экономическую безопасность своей стране приобрела большую остроту, а по числу апеллирующих к этой задаче стран, различных общественных сил и организаций – широкие международные масштабы. Это объясняется тем, что:
- под влиянием интернационализации хозяйственной жизни происходит мучительная ломка традиционных экономических устоев в границах государств.
- под влиянием транснационализации производства и капитала иностранные факторы все активнее теснят на «национальных полях» отечественных производителей, все жестче определяют характер и масштабы спроса у всех видов потребителей за рубежом.
- под воздействием наиболее крупных участников мирового рынка условия работы на нем стали определяться либеральными экономическими идеями с присущими такому подходу глобальными финансовыми мерками, с неизбежным переделом сфер влияния в мировом хозяйстве, с тяжелыми последствиями для социальной сферы, экологии и других областей общечеловеческих интересов.
Таким образом, процессы: а) интернационализации, б) ее монопольного порождения – транснационализации, в) макроэкономический продукт этих перемен в форме глобализации привели к появлению многообразных дисбалансов и к оформлению таких озабоченностей в новую глобальную – рыночную – проблему в дополнение к традиционным (ресурсным) глобальным проблемам. Отсюда повышение интереса и внимания к тандему «национальные экономические интересы – национальная экономическая безопасность». Это – «мера» допустимого (безопасного) участия национальных хозяйств в мировой экономике на всех возможных уровнях.
Такова «оборонительная» сторона проблемы.
Но есть еще и «наступательная» сторона. Стало своего рода традицией относить к сфере национальных интересов также «внешнюю экономику». На практике это под силу, разумеется, только наиболее развитым промышленным странам. Причем, к такого рода толкуемым национальным интересам относят не только реально существующие, но и потенциальные рынки и сферы влияния.
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации общественными организациями.
Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой области являются ключевыми.
Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.
Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в установлении для российских производителей таких экономических условий, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятельности.
Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиции России как великой державы – одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира, упрочения тех механизмов коллективного управления мировыми политическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль.
Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую стабильность в стране.
Статус великой державы предполагает ее способность эффективно влиять на решение проблем глобального значения и управлять решением своих проблем с учетом мирового опыта, но без потери национальной самобытности.
Практика последних лет свидетельствует о том, что применительно к рыбному хозяйству страны Минсельхоз России и Федеральное агентство по рыболовству проявляют недостаточные усилия в области обеспечения экономической и продовольственной безопасности. Прежде всего, это выражается в низком уровне потребления населением России рыбы и морепродуктов. Кроме того, нарастает импортная зависимость России в части потребляемого продовольствия.
Экономическая безопасность – важное условие для осуществления экономической дипломатии. Никакой политики нельзя провести без наличия четко поставленных целей, стабильности «правил игры», должной ясности в отношении позиций оппонентов, союзников и друзей, а также возможных или вероятных альянсов или коалиций. Понятие «национальная экономическая безопасность» (НЭБ) может рассматриваться – с учетом национальных интересов – в двух измерениях.
НЭБ в широком смысле понимается как общенациональная платформа в целях постоянного развития и совершенствования национальной экономики, включающая интересы всех слоев общества и, соответственно, предполагающая их непосредственное участие в ее осуществлении. В этой платформе, учитывающей также мировой опыт и международное сотрудничество, сочетаются открытость и разумный протекционизм, признаются легитимными как необходимые изъятия для сохранения и защиты всех законных интересов участвующих в экономическом развитии сторон. Так и преференции в пользу тех иностранных факторов, использование которых соответствует национальным интересам.
НЭБ в узком смысле понимается как утвержденная соответствующим образом государственная программа, содержащая набор первоочередных методов и средств по противодействию негативным проявлениям рыночных сил вследствие неорганизованного участия в мировых хозяйственных процессах или из-за неблагоприятной конъюнктуры, симптоматического лечения общественных недугов, преодоления трудностей развития наиболее простыми, «очевидными» средствами, грамотного решения текущих задач.
При любой трактовке реализация мер по обеспечению национальной экономической безопасности должна отвечать долгосрочным национальным интересам, призвана обеспечить приоритеты национального развития с четким обозначением прав и обязанностей всех членов общества.
Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.
Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать становлению многополярного мира на этой основе.
Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных организаций, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.
Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.
В перспективе – более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, в том числе в области рыбохозяйственного комплекса.
6. Новые тенденции в развитии мировой рыбной торговли
30 мая–02 июня 2006 года в городе Сантьяго де Компостелла, Испания, проходила 10-я сессия Подкомитета по торговле рыбной продукцией Комитета по рыболовству ФАО. По данным Представителя Росрыболовства в Риме Н. Рубцова, в работе 10-сессии подкомитета по торговле рыбной продукцией Комитета по рыболовству ФАО приняли участие 124 делегата из 61 государства, представители семи межправительственных организаций.
Как и предыдущие годы, организаторы проведения данного мероприятия ставили перед собой цель проинформировать участников сессии о новых моментах и тенденциях в развитии международной торговли рыбой и рыбной продукцией, которые имели место с момента проведения 9-й сессии в феврале 2004 года. В представленных докладах руководство ФАО и других международных организаций, специализирующихся на торговле рыбной продукцией, подробно проинформировали участников форума о выполнении решений последнего заседания подкомитета. Были подведены не только промежуточные итоги его работы, но и намечены основные направления в деятельности подкомитета ФАО на ближайшую перспективу, в частности в плане повышения ответственности в сфере реализации рыбной продукцией на мировых рынках.
В своем докладе руководитель отдела рыболовной политики Департамента по рыболовству ФАО г-н Grimur Valdimarsson отметил наблюдаемые в последние годы быстрые темпы роста объемов мирового экспорта рыбы, составляющие в стоимостном выражении порядка 71 млрд. долларов США ежегодно. Это несомненно положительно отразилось на обеспечении продовольственной безопасности развивающихся стран, совокупный чистый доход которых от поставок рыбной продукции за рубеж возрос с 3,4 до 20 млрд. долларов за период с 1980 по 2004 год. Также было подчеркнуто, что увеличение экспорта повлекло за собой создание новых рабочих мест, повышение доходной части бюджета и улучшение со стороны правительств управления рыбной отрасли. Вместе с тем в ФАО считают, что если в ближайшем будущем руководство развивающихся государств не предпримет дополнительных мер по дальнейшему совершенствованию механизма добычи и переработки рыбы, то имеющие в настоящее время преимущества уже вскоре могут потерять свою актуальность и они не смогут впредь получать ту доходность, которую имеют сейчас.
По оценкам специалистов, на сегодняшний день более 77% продаваемой на мировом потребительском рынке рыбы добывается в развивающихся странах, причем порядка 81% ее импортируется в развитые государства. Крупнейшим импортером продолжает оставаться Япония, на долю которой приходится 18% рынка (14,6 млрд. долларов), затем следуют США (12 млрд. долларов), Испания (5,2 млрд. долларов), Франция (4,2 млрд. долларов), Италия (3,9 млрд. долларов), Германия (2,8 млрд. долларов), Великобритания (2,8 млрд. долларов).
Одновременно в распространенных на мероприятии документах подчеркивалось, что производство рыбной продукции в 2002-2003 годах характеризовалось достаточно средними темпами роста. Незначительное увеличение объемов производства в 2002 году (до 133 млн. тонн) в первую очередь связывают с увеличением добычи рыбной продукции, выращенной в условиях аквакультуры (порядка 30% от общего объема). Однако уже в следующем году наметился небольшой спад – было добыто 132,5 млн. тонн рыбы. На сессии также были представлены материалы об итогах торговли основными видами рыбных товаров и, в первую очередь, креветками, тунцом, лососевыми, моллюсками.
С интересом участники мероприятия заслушали сообщение сотрудника Департамента по рыболовству ФАО W. Emerson, в котором он в вкратце рассказал о ходе ведущихся в рамках Дохийского раунда переговоров по вопросам торговли рыбой и рыбной продукции. Кроме того, им были затронуты проблемы, напрямую касавшиеся государственного субсидирования рыболовных отраслей в различных государствах.
В ходе состоявшихся дискуссий представители государственных структур и оптовых закупочных компаний из развитых стран особое внимание уделили мерам по обеспечению безопасности и качества поставляемой на рынок рыбной продукции, применения определенных требований к этикеткам на нее, в том числе более широкого использования экологической маркировки. В целом, согласившись с подобной постановкой вопроса, представители развивающихся государств вместе с тем отметили, что применение указанных стандартов потребует дополнительных финансовых средств, в частности, на закупку специального технологического оборудования, которых у них просто нет. Более того, было особо подчеркнуто, что несмотря, якобы, на их универсальность, требования к поставляемой продукции зачастую сильно отличаются от рынка к рынку.
Представители ФАО высказали готовность рассмотреть вопрос о предоставлении соответствующей консультационной технической помощи некоторым странам в разработке подобных систем, при этом речь будет идти лишь о государствах, не имеющих достаточных финансовых средств для ее внедрения в стране.
Подкомитет ФАО по торговле рыбной продукцией на данной сессии одобрил в окончательном варианте текст Меморандума о взаимопонимании между ФАО и СИТЕС. Данное соглашение предусматривает создание определенного механизма, в соответствии с которым ФАО обязуется предоставлять технические рекомендации в тех случаях, когда СИТЕС предполагает включить соответствующие коммерческие виды промысловых рыб в список, на который распространяются запреты торговли по причине их возможного полного исчезновения.
Во время проведения данной сессии были также обсуждены вопросы, касающиеся увеличения вклада торговли рыбой в обеспечение продовольственной безопасности, повышение доли развивающихся стран и небольших по объему добычи предприятий на мировом рынке рыбной продукции, а также улучшение отчетности по добыче мировыми производителями.
В рамках подготовки к данному мероприятию специалистами ФАО и межправительственных организаций были подготовлены, опубликованы и распространены среди участников следующие специальные материалы:
1. Основные факты и наиболее важные события, имеющие отношение к вопросам торговли рыбой и рыбной продукцией;
2. СИТЕС и вопросы торговли рыбной продукцией. Меморандум о взаимопонимании между СИТЕС и ФАО;
3. Технические указания, относящиеся к мировой торговле рыбной продукцией;
4. Вопросы безопасности и качества рыбной продукции, предъявляемые при торговле рыбой и рыбной продукцией на международных рынках;
5. Введение единой документации, касающейся вылова рыбы:
6. Подкомитет КОФИ по торговле рыбой как самостоятельный международный орган и его взаимоотношения с Общим товарным фондом (Common Fund for Commodities – CFC);
7. Подкомитет КОФИ по торговле рыбой как самостоятельный международный орган – стратегия в области реализации продукции;
8. Мировая торговля рыбной продукцией и вопросы обеспечения безопасности продовольствия;
9. Роль и значение небольших рыболовных и перерабатывающих предприятий в общем объеме международной торговли;
10. Восстановление рыболовства в государствах, пострадавших от декабрьского цунами 2004 года;
11. Описание проектов, финансирование которых предполагается за счет средств Общего товарного фонда (Common Fund for Commodities – CFC).
Как мы видим, все эти материалы требуют дополнительного изучения, в том числе с российской стороны.
Предложения американской делегации были изложены в обращении к участникам сессии и распространены в ходе ее проведения. Подчеркивая важность и значение подобного форума для решения важных для мирового рыболовства задач (принятие единых правил по экологической маркировке рыбной продукции, Меморандум о взаимопонимании между ФАО и СИТЕС и др.), американцы отмечают, что повестка дня нынешней сессии и комплекс рассматриваемых вопросов на ней практически остается без изменений на протяжении последних лет. В этой связи со стороны США предлагается целый ряд проблемных тем в области добычи и производства рыбы, обсуждение которых может представить интерес не только для отдельно взятой страны, но и мирового рыболовства в целом. К их числу можно отнести:
- использование в практической работе аналитических документов, подготовленных специалистами Комитета по рыболовству ОЭСР, в частности по вопросу ННН- промысла, государственному субсидированию отрасли, уменьшению рыболовных мощностей и др.;
- практическое применение касающихся вылова рыбы единых документов первоначально на уровне региональных рыболовных организаций, в т.ч. посредством электронного обмена данными;
- реальное задействование возможностей системы по контролю за рыболовными судами (Vessel Monitoring System – VMS) для наблюдения за торговлей рыбой и рыбной продукцией;
- оказание содействия портовым властям в организации работы по контролю за торговыми операциями рыбой;
- использование положительного опыта в области торговли рыбной продукцией при реорганизации деятельности региональных рыболовных организаций;
- проведение семинара с привлечением специалистов ФАО и представителей промышленности с целью определения наиболее эффективных путей торговли рыбной продукцией;
- рассмотрение вопроса о создании, по аналогии с уже существующими, специального «товарного органа» (commodity body), в задачи которого входило бы привлечение средств доноров и их последующее использование на цели развития международной торговли конкретным видом товара;
- повышение роли подкомитета в торговле рыбой, выращенной в условиях аквакультуры и ее влияние на обеспечение продовольственной безопасности.
Как было отмечено выше, деятельность ФАО финансируется как из собственного бюджета (взносы стран-членов ФАО), так и за счет средств, ассигнованных Программой развития ООН для оказания технической помощи членам ФАО, а также за счет средств других международных организаций или специализированных учреждений ООН в случае проведения ими собственных программ или мероприятий.
Бюджет ФАО превышает 300 млн. долларов США.
ФАО является главным органом ООН по формировании международной сельскохозяйственной статистики.
С 1947 года выходит регулярные ежемесячные публикации ФАО по состоянию сельского хозяйства и рыболовства.
Особый интерес представляют периодически публикуемый ФАО ежегодник «Производство сельскохозяйственных продуктов» (выходит с 1947 года) с подробным анализом статистических данных по всем странам-членам организации, а также ежемесячный бюллетень по сельскохозяйственной экономике и статистике (выходит с 1952 года).
ФАО выпускает целый ряд обзоров, посвященных растениеводству, семеноводству, проблемам племенного дела в животноводстве, а также каталогов, книг, журналов.
Основные выводы
Членство Российской Федерации в ФАО отвечает внешнеполитическим, национальным и экономическим интересам страны. Вступление в ФАО обеспечивает России полноправный доступ к мировым информационным ресурсам в области сельского, лесного и водного хозяйства, международного рыболовства, передовым технологиям стандартизации (системам международных стандартов качества), переработки, хранения продукции сельского хозяйства и рыболовства, а также к программам технической помощи по борьбе с бедностью.
Все вышеперечисленное является только частью тех выгод, которые получает Россия со вступлением в продовольственную организацию ООН. В каждой из перечисленных областей взаимодействия все будет зависеть от конкретной работы российских представителей в этой международной организации.
Совместно с ООН, ФАО руководит осуществлением мировой продовольственной программы, по которой взносы государств-членов ООН в виде продуктов питания, денежных средств и услуг используются для поддержки программы социально-экономического развития, а также для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях государствам-участникам.
Присоединение к ФАО позволяет России расширять сотрудничество с другими государствами, дает возможность пользоваться консультациями экспертов, банком данных и всей документацией ФАО.
Теперь у России появилась возможность участвовать в программах ФАО по обучению специалистов в области сельского и лесного хозяйства, а также в области рыболовства. Кроме того, Россия приобретает право на расширенное участие в проектах по рыболовству, сельскому хозяйству, водным ресурсам; пользование информацией и рекомендациями по хранению и переработке продуктов и торговли ими; участие в проектах техпомощи, осуществляемых ФАО.
Членство России в Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций имеет важное значение еще и потому, что все межправительственные соглашения по сельскому хозяйству участников ВТО проходят предварительную экспертизу совместных групп ВТО/ФАО.
И конечно, полноправное членство позволит Российской Федерации создать в рамках ФАО группу представителей из стран СНГ для проведения скоординированной работы в интересах государств Содружества.
Вступление Российской Федерации в ФАО целиком и полностью отвечает задачам обеспечения продовольственной безопасности страны, что особенно актуально с учетом предстоящего вступления России в ВТО и интеграции нашей страны в мировую экономику.