Новые квоты – опять против рыбы?Новые квоты на икру самых ценных пород осетровых – белуги и амуских осетров – необоснованно высоки, считает WWF России и программа ТРАФФИК, и призывают страны не импортировать икру этих осетровых до научного обоснования данных квот. |
5 февраля Секретариат СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения), опубликовал экспортные квоты для каспийской белуги и двух осетров Амурского бассейна – амурского осетра и калуги. Тем самым снят годовой запрет на экспорт черной икры этих самых ценных пород осетровых. Это решение СИТЕС встревожило природоохранные организации TRAFFIC и WWF, которые считают, что принятые экспортные квоты не соответствуют объемам допустимого улова, установленным Минсельхозом России в 2007 году.
В связи с этим, как сообщили Fishnews.ru в российском отделении Всемирного фонда дикой природы, WWF и ТРАФФИК призывают все страны воздержаться от импорта икры этих осетровых до того момента, пока не будут представлены точные научные и юридические обоснования данных квот.
«Объемы ОДУ для белуги, а также осетров Амурского бассейна устанавливались исходя из необходимости обеспечения научных исследований и работы рыборазводных заводов, поэтому непонятно, на чем основаны данные квоты коммерческого экспорта России», – говорит Алексей Вайсман, руководитель российской программы TRAFFIC/WWF. Также, ни в текущем, ни в предыдущем году не выделялись коммерческие квоты ни для калуги, ни для амурского осетра. Общий допустимый улов для этих видов был определен только для научных целей в размере 14 тонн (калуга) и 3 тонны (амурский осетр). Теоретически из этого количества выловленной рыбы можно получить около 1120 кг икры калуги и около 300 кг икры амурского осетра. Однако объявленные сейчас экспортные квоты составляют 2560 кг и 1900 кг соответственно.
TRAFFIC также отмечает, что экспортные квоты РФ на русского осетра были увеличены с 14 тонн в 2005 году до 20 тонн в нынешнем. Однако допустимый улов для этих видов был уменьшен с 230 тонн (2005 год) до 110 тонн (2007). Скорее всего, это увеличение экспорта икры в 2007 совершается за счет того, что меньше икры пойдет на рыборазводные заводы. «Это станет серьезной угрозой для русского осетра, выживание которого фактически полностью зависит от искусственного выращивания, – говорит Алексей Вайсман. – Более половины их нерестилищ отрезаны плотинами, а те, что остались – пустуют: в нижнем течении Волги из-за браконьерства практически отсутствуют взрослые самки».
При таком большом несоответствии заявленных экспортных квот и квот на вылов непонятно, включают ли заявленные на 2007 год квоты икру, добытую и произведенную в прошлые годы. Необходимо отметить, что такой перенос квот с года на год запрещен СИТЕС.
Страны каспийского бассейна: Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан – согласовали общую экспортную квоту в 3761 кг икры белуги в 2007 г. Это на 29% меньше, чем в 2005 году, когда в последний раз были заявлены квоты. Квоты на экспорт российской икры на 2007 г. таковы: белуга (Huso huso) – 700 кг, русский осетр (Acipenser gueldenstadtii) – 20 тонн, севрюга (Acipenser stellatus) – 3,5 тонн, калуга (Huso dauricus) 2560 кг и амурский осетр (Acipenser schrenckii) 1900 кг.
Все пять видов классифицированы Международным Союзом охраны природы (МСОП) как находящиеся под угрозой исчезновения, поэтому СИТЕС призвал все прикаспийские страны обеспечить надлежащий мониторинг популяций осетровых, чтобы способствовать их устойчивому существованию.
Несмотря на то, что заявленный объем экспорта икры белуги и амурского осетра ниже, чем для других видов осетровых, все же он недопустимо велик. «Такие большие квоты катастрофически повлияют на выживание этого вида, – предупредил Алексей Вайсман. – Каждый килограмм икры равнозначен 10 кг живой рыбы». По его словам, все решения, касающиеся торговли осетром, должны быть основаны на заслуживающих доверия научных данных, включая знание о состоянии диких популяций, масштабов искусственного воспроизводства, объемов легального и нелегального изъятия, а также оборота внутреннего рынка. «Поэтому страны должны воздержаться от импорта икры этих видов осетровых до тех пор, пока Россия не предоставит обоснование этим квотам», – заключил Алексей Вайсман.