Женские подвиги в «мужской» отраслиРыбацкий труд считается уделом настоящих мужчин, не всякий характер выдерживает испытания морем. Тем не менее, рядом с сильной половиной на промысле давно работают и представительницы прекрасного пола. А в переработке биоресурсов женщин подавляющее большинство. Хотя нельзя сказать, что труд этот легок. Они работают на укладке и разделке у транспортера в цеху плавбазы, в лабораториях отраслевых институтов, в аудиториях учреждений профессионального образования, на камбузе и в медпункте, даже за штурвал берутся – никакой работы не боятся, и все у них спорится! |
О женщинах, первыми в своих странах и в мире связавших свою судьбу с морскими профессиями.
По поверью, издавна существовавшему у моряков-мужчин в ряде стран мира, даже временное присутствие, а тем более продолжительное нахождение на борту военного корабля или гражданского судна женщины или даже выполнение ими различных работ, связанных с морским направлением, являлось плохой приметой.
Однако со временем реальная действительность стала вносить в это устоявшееся веками поверье свои коррективы. Сначала оно начало подвергаться некоторым сомнениям в его правильности, а уже гораздо позже, преодолевая множество преград и препонов, стало опровергаться самими же женщинами в различных жизненных ситуациях. Они стали безо всяких осложнений, наравне с мужчинами не только продолжительное время пребывать на судах, но и овладевать разнообразными морскими профессиями и специальностям, устанавливать рекорды на море. И вот сегодня, в день Международного женского праздника, мы решили рассказать о тех представительницах прекрасного пола, которым в числе первых удалось опровергнуть существующее поверье…
Из истории мореплавания известно, что первой в мире женщиной, совершившей кругосветное плавание на судах, была бретонка по имени Барр, которая под видом стюарда с 1767 по 1770 годы путешествовала с экспедицией ботаника Каммерсона. И лишь когда экспедиция прибыла на остров Таити, Барр заболела, после чего и была разоблачена ухаживающими за ней островитянками.
В морской истории известны и женщины – морские пираты. Первой из них была ирландка Анна Бодди, вышедшая замуж за известного «грозу морей» Джона Реккама. Сохранила история и имя француженки Анны Бони, которая ходила юнгой на военном корабле, а, став морским пиратом, проявляла завидную отвагу и удаль, однако в итоге поплатилась за это жизнью.
В середине XVIII века на российском военном шлюпе «Якутск» вместе с его командиром В. Прончищевым в арктическое плавание направилась его жена Мария. И в честь своей супруги, которой пришлось наравне с моряками-мужчинами преодолевать тяготы арктического плавания, В. Прончищев назвал обширную бухту на Таймыре.
В конце 80-х – начале 90-х годов XIX века в прибрежных районах Мурманска широкую известность имела шкипер-капитан Татьяна Сотова. Об ее отваге, морских познаниях, а также о строгости на ее судне к морякам-мужчинам ходили легенды.
В разные годы женскими именами называли суда морского торгового, рыбопромыслового и технического флотов. Так, в водах акватории Невской Гавани морского торгового порта Санкт-Петербурга в наши дни работает на обслуживании отечественных и зарубежных морских судов рейдовый катер, носящий на своем борту имя «Радист Несмелова». Свое название он получил в память о преподавательнице морского техникума города – первой не только у нас в стране, но и в мире женщине – судовой радистке Валиде Эрнестовне Делакроа (а по мужу – Несмелова). Будучи профессиональным художником, она окончила курсы судовых радистов при Петроградском морском торговом порте. После завершения учебы Валида Эрнестовна на протяжении многих лет работала в должности радиста на судах морского торгового флота, побывала во многих морских портах и городах стран Европы, Америки, Африки…
Женским именем «Мария» была названа и первая в Финляндии пассажирская подводная лодка. На ее борту, помимо двух членов экипажа, могло находиться 46 пассажиров, а сама лодка была способна погружаться на глубину до 100 м и находиться под водой 8 часов.
Известны за рубежом, да и у нас в стране случаи в морской практике, когда в роли старших механиков судов («дедов») работали и плавали женщины, имеющие рабочие морские дипломы судовых механиков различных разрядов. Первой женщиной в мире, которая возглавила машинную команду океанского судна, стала мисс Друммонд. А первой женщиной – морским лоцманом – кубинка Орхидея Перес, которая за годы своей работы в этой должности сумела провести в Гаванский порт более тысячи морских и океанических судов различных стран мира. В 80-х годах XX века, работая штурманом на судне «Моффо», она побывала в Марокко, Нидерландах, Польше, Испании, Индии, Великобритании, Швеции и других странах мира.
В морской истории отметилась и наша землячка – капитан дальнего плавания Лидия Степановна Ващук, которая, работая в службе капитана Владивостокского морского рыбного порта, стала одной из первых у нас в стране, да, пожалуй, и в мире женщиной – морским девиатором. Кстати, автору этих строк в свое время посчастливилось проходить у нее стажировку по данной специальности. Ранее Лидия Степановна ходила на различных судах третьим, вторым и старшим помощником капитана, а после работы в порту она возглавляла одну из морских служб ВРПО «Дальрыба» (ныне ОАО «Дальрыба»).
Наряду с мужчинами женщины показывали и показывают разнообразные рекорды по преодолению морских расстояний. Так, 6 августа 1926 года пролив Ла-Манш (Английский пролив) впервые удалось переплыть за 14 часов 34 минуты американской спортсменке Гертруде Энерли. А несколько позднее ее нидерландской коллеге – Ирен дер Аан удалось не только пересечь в обоих направлениях этот пролив, разделяющий Францию и Великобританию, но и установить своеобразный рекорд его преодоления – 18 часов 15минут, который не могут превзойти даже мужчины-спортсмены.
Около полувека назад лучшим морским спасателем в ЮАР была признана 19-летняя Таня Ливингстон. Помимо этого, она стала еще и первой южноафриканской женщиной, сумевшей освоить вертолетное патрулирование прибрежной морской полосы, а также первой среди своих соотечественниц, удостоенной свидетельством, дающим ей право работать наравне с мужчинами на морских спасательных судах.
В конце 1938 года было принято решение о создании в СССР общесоюзного Комиссариата рыбной промышленности, в структурные подразделения которого были включены различные береговые рыбацкие производственные управления и предприятия, морские рыбные порты, научные и учебные заведения, добывающий, перерабатывающий и транспортный флоты. В январе 1939 года первым народным комиссаром (министром) рыбной промышленности СССР была назначена женщина – Полина Семеновна Жемчужина. Однако мало кто знает, что первый нарком рыбной промышленности была супругой Председателя Совета Народных Комиссаров СССР (правительства Советского Союза) В. М. Молотова. И, несмотря на такое родство, она не смогла уйти от репрессий, имевших место в те годы.
Наша землячка Анна Ивановна Щетинина – первая в мире женщина, которая была удостоена рабочего морского диплома и звания капитана дальнего плавания. В 1925 году 17-летняя Анна Щетинина поступила на судоводительское отделение Владивостокского техникума путей водного сообщения. После окончания учебы она работала на различных дальневосточных судах матросом, штурманом, помощником капитана. В 27-летнем возрасте Анна Ивановна встала на судовой капитанский мостик. Уже будучи капитаном, она осуществляла переход парохода «Чавыча» из Гамбурга в Петропавловск-на-Камчатке. На этом судне в последствии она и осталась трудиться капитаном.
В 1936 году ее работа была отмечена орденом Трудового Красного Знамени. В 1938 году А. И. Щетинина некоторое время работала начальником Владивостокского морского рыбного порта. Затем она снова на капитанском мостике. Поступает на учебу в Ленинградский институт инженеров водного транспорта, но начавшаяся Великая Отечественная война заставила ее отложить учебу на несколько лет.
Всю войну Анна Щетинина была на капитанском мостике, все суда морского торгового флота, которыми она командовала, осуществляли не только перевозку народно-хозяйственных и военных грузов, но и принимали непосредственное участие в боевых операциях, в эвакуации раненых. За свой героически труд Анна Ивановна была удостоена ордена Ленина и двух боевых орденов. В 1976 году капитан Щетинина удостаивается звания Героя Социалистического Труда СССР. В последующие годы она становится доцентом Ленинградского, а затем и Дальневосточного высшего морского училища им. адмирала Г. И. Невельского, где она занималась подготовкой для морского флота высококвалифицированных специалистов. А. И. Щетинина является автором ряда учебников и учебных пособий для курсантов и преподавателей средних и высших учебных морских заведений страны. Дважды издается ее книга «На морях и за морями».
В прошлом китобойный промысел считался делом только представителей сильного пола. Но и эта мужская «исключительность» была в итоге опровергнута женщинами. Женщина-китобой – кажется, эти понятия были несовместимы. Но вот на китобойных судах Второй Дальневосточной (Курильской) китобойной флотилии в 50-е годы XX века рядом с мужчинами работали женщины: судоводителями, радистами… Одной из них была известная у нас в стране и в мире капитан дальнего плавания Валентина Яковлевна Орликова, которая в те далекие годы работала капитаном на китобойных судах «Буран» и «Шторм». В 1950 году за высокие производственные показатели ее судовых китобойных коллективов она была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Несколько позже Валентина Орликова ходила капитаном на больших морозильно-рефрижераторных траулерах и танкерах в Мурманске. В 1960 году капитану БМРТ «Новиков-Прибой» Валентине Яковлевне Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда СССР.
На судах Курильской китобойной флотилии позже работали и такие прекрасные женщины как старший помощник капитана Вера Кузьминична Мицай и капитаны Алла Ефремовна Резнер и Лидия Ивановна Кочеткова. Все они были выпускниками 1947 года судоводительского отделения Владивостокского рыбного техникума.
Вот такие они – наши женщины, которые в числе первых в своих странах и в мире связали свою судьбу с морскими профессиями, специальностями и морем.