Газета «Рыбак Приморья»

На работу с радостью, с работы - с гордостью

Талант преподавателя, способности воспитателя, исполнительская культура и интеллигентность Людмилы Кузьминичны Капран помогли ей стать незаменимым человеком в коллективе кафедры высшей математики Дальрыбвтуза, которой она посвятила 44 года своей трудовой деятельности.

Людмила Кузьминична c 1963 года и по сей день работает в Дальрыбвтузе. Начинала она свою карьеру ассистентом, потом стала старшим преподавателем, а после получила ученое звание доцента. За это время она вела много разных специальностей. Но всегда находилась в поиске новых форм и методов работы со студентами. Не проходит и дня, чтобы Людмила Кузьминична не штудировала новую литературу, учебники. Поэтому неудивительно, что читаемая ею программа лекционных курсов и практических занятий регулярно корректируется, включает новые разделы в соответствии с новыми требованиями и профилем образования. За многолетний добросовестный труд ей было присвоено звание почетного работника рыбного хозяйства, вручена Почетная грамота Федерального агентства по рыболовству.
- Людмила Кузьминична, расскажите, пожалуйста, как начиналась ваша карьера?
- Если честно, я с детства мечтала стать медиком. После окончания владивостокской школы N 14 поехала поступать в Хабаровский мединститут. Мне удалось хорошо сдать экзамены, хотя и не хватило всего одного балла. А уже в те годы было соревнование между Хабаровском и Владивостоком, и нас там, конечно, не очень жаловали. И когда вставал вопрос о зачислении, приоритет отдавали ребятам из северных регионов, которые в большом количестве поступали в хабаровские вузы. Тогда там же, в Хабаровске, я поступила в железнодорожный техникум. Но когда вернулась во Владивосток, родня была против моего поступления в техникум. А в тот год, 1957, Педагогическому институту было присвоено звание университета – это нынешний ДВГУ и, соответственно, был объявлен набор. Так я попала на физмат. Но ничего удивительного в этом не было, потому что, несмотря на пристрастие к медицине, тяга к физико-математическим предметам у меня была всегда. В свободное время я открывала задачник и решала задачи. Меня никто не заставлял, мне просто было интересно. Да и сейчас, когда бывает тяжко на душе, плохое настроение, я сажусь, открываю задачник и постепенно отвлекаюсь от дурных мыслей. После поступления в университет я уже видела себя только преподавателем. Мне всегда очень нравилась эта работа, я ее хорошо понимала, и идти в другую сферу даже не думала. Я не математик, я – преподаватель.
После окончания университета я год отработала в школе по распределению, а потом по конкурсу пришла работать в Дальрыбвтуз. Работали мы тогда много – в три смены – помимо первой и второй я вела занятия на вечернем отделении. Уча студентов и курсантов, продолжала учиться и сама, ходила на лекции к опытным преподавателям. Очень много мне помогла та старая система, когда молодых специалистов отправляли на повышение квалификации в лучшие вузы страны. Я ездила в Москву. Была и в МАИ (Московский авиационный институт), и в МИСИ (Московский инженерно-строительный институт). Там я посещала не только положенные занятия, но и просто ходила к преподавателям на лекции со студентами.
Конечно, преподавательский труд не легок. Раньше, пока воспитывала детей, работала допоздна, поэтому готовиться к лекциям приходилось по ночам. Несмотря на то, что столько лет преподаю, процесс обучения не прекращается. Мы не можем читать в вузе ту программу, которую читали 20, 40 лет назад. Конечно, ни дня не проходит, чтобы не зарыться в новую литературу, новые учебники. А сейчас компьютер – как ни крути, надо осваивать. Тем более у меня в учебном плане стоят лабораторные задания. Так что все прошедшие каникулы я дома за компьютером провела. И все воскресные дни теперь тоже провожу за ним. Теперь компьютер – мое новое хобби.
- Если говорить о приоритетах, что для Вас главное?
- Сложно сказать, наверное, работа. Есть работа и ее надо делать.
Я могу заниматься с человеком сколько угодно, бесконечно объяснять, до тех пор, пока он не поймет. Почти за 44 года я ни разу не делала попытки уйти из вуза, более того – даже мысли такой ни разу не возникало. Так и работаю, даже на пенсии. Мое отношение к работе и Дальрыбвтузу, который стал за эти годы моим вторым домом, можно выразить пословицей: на работу с радостью, с работы – с гордостью. Мне безумно нравится коллектив, он всегда у нас был хороший. Я не представляю, как оторваться от него – я все время в коллективе.
За столько лет у меня было очень много учеников, даже ректора – Георгия Кима – я учила два с половиной года. Тогда математику изучали много, не то, что сейчас. Хотя сегодня работать стало намного сложнее, потому что упал школьный уровень знаний учеников, поэтому и мы сегодня вынуждены заниматься по более легкой программе. Хотя, безусловно, и сейчас есть хорошие ребята. Всех студентов, хоть люблю их, хоть нет, – я жалею. Хотя порой они такое вытворяют на занятиях… Но я никогда не прохожу мимо, какая бы ситуация не произошла – я их воспитываю, поясняю, разбираюсь. Я же мать, хочу для них только хорошего, поэтому постоянно беседую с ними, если что-то происходит. Пытаюсь внушить им главную мысль – вы пришли в вуз, значит, вы должны работать. Я у доски – со всей душой, выкладываюсь полностью. А отклик получаю за редким исключением… Но, я не привыкла жаловаться, тем более что и сейчас есть хорошие, ответственные ребята, которые радуют на занятиях. Все вопросы и проблемы со студентами я стараюсь решать сама. В тех случаях, когда бываю не права, я всегда извинюсь. А вообще, со студентами я обращаюсь на «Вы». Надо, прежде всего, уважать личность. Так нас учили еще в университете.
Раньше мы все были кураторами. И было здорово, потому что студенты росли у нас на глазах, и мы имели возможность их воспитывать. А сейчас? Конечно, если что-то происходит в аудитории, я всегда провожу беседы, объясняю, но они вышли за стены вуза – и все, становятся бесконтрольными. Мы тогда были одним коллективом, куратор был в курсе их дел. Если, например, мне попадалась какая-нибудь интересная статья, я, приходя на лекцию, всегда им зачитывала или пересказывала ее, советовала, где и что почитать. Будучи кураторами, мы постоянно проводили экскурсии для студентов, организовывали встречи и лекции с интересными людьми. А действовавшая система комсомольских и профсоюзных собраний позволяла повлиять на молодежь. Я не ратую за возвращение той системы, но признаю, что благодаря ней работа по воспитанию студентов была более действенной.
Главное, что им пытаюсь объяснить, что они пришли в вуз для того, чтобы РАБОТАТЬ. Ведь сейчас так трудно найти свою нишу. Это раньше получил распределение – и пошел на предприятие, пусть и за 105 рублей, как когда-то я пришла работать ассистентом. Годы студенчества нужны, чтобы понять свою цену, а для этого надо воспитывать себя ежедневно и стремиться к успеху. Обучая моряков, рыбаков и других, я стараюсь воспитать в них руководителей. А самое главное свойство руководителя – это ответственность. А о какой ответственности может идти речь, если он сегодня элементарно опаздывает? Пытаюсь до них донести мысль, что за ними будущее. И их задача сделать его таким, чтобы нам жилось хорошо, и мы ни на кого не оглядывались.
- А каков образ идеального студента?
- Он (или она) должен быть добросовестным, увлекающимся – чтобы ему было интересно то, чем он занимается и чему учится, должен быть образованным, начитанным, воспитанным.
- Расскажите о том, как вы проводите свободное время, чем увлекаетесь помимо математики.
- Свободного времени очень мало, но когда оно бывает, провожу его с внуками. Так что можно сказать, что в свободное время я бабушка. Несмотря на то, что уже давно на пенсии, веду полную нагрузку. А в те дни, когда занятий нет, назначаю консультации. Да все у нас на кафедре так работают – много и усердно, по-другому не можем.
В нашей семье папа очень много читал, поэтому и мы все выросли читающими. Когда мне бывает грустно, беру в руки томик Лермонтова и наслаждаюсь. Я обожаю Лермонтова с детства, его драмы, трагедии, стихи. Помню, в школе в 8 классе от «Мцыри» просто рыдала. С тех пор – любовь. К Лермонтову. Да и на кафедре публика у нас вся читающая. Мы передаем друг другу книги, интересные газетные статьи, новинки, а потом обсуждаем их. Сейчас телевизор занимает много времени, и, бывает, у нас по поводу какой-нибудь спорной передачи такие дебаты на кафедре разгораются!
Мне больно наблюдать в последние годы, что упал престиж рыбацкого труда. Один из моих сыновей заканчивал механический факультет Дальрыбвтуза и много лет работал на плавбазах. И я прекрасно знаю, что и сейчас рыбаков обижают с зарплатой. Мало таких компаний, где честно и достойно оплачивают труд, да и устроиться туда очень непросто. О каком престиже может идти речь? Раньше рыбаки получали много, могли обеспечить всю семью, поэтому и шли в море. А сегодня если есть голова и можешь «крутиться», эти деньги, и даже намного большие, можно заработать на берегу. Так зачем же идти в море? Эта тенденция отражается и на высшем образовании. Ребята, особенно сильные, уверенные в своих знаниях и возможностях, неохотно поступают на эти специальности. Конечно, я не говорю про всех, но в целом чувствуется, что контингент по сравнению с прежними годами изменился.
Мне очень печально и тяжело слышать в новостях, когда рыбацкое судно затонуло или терпит крушение. Почему, спрашиваю я себя. Может, из-за непогоды, а может просто потому, что их так выучили? Я как мать очень переживаю. Всегда отслеживаю новости рыболовства – а как же, я ведь работаю в этой отрасли. И мне обидно, что с некоторых пор нефть и рыба считаются самыми коррумпированными сферами. Читаешь, как на рыбе зарабатывают миллионы и миллиарды, а семьи рыбаков при этом чуть ли не голодают, и становится больно – ловит все-таки рыбак. И грамотный руководитель должен понимать это и заботится о своем коллективе.
- Людмила Кузьминичны, поделитесь Вашими ближайшими планами.
- Во-первых, в мои планы не входит уход с работы. Я себя не представляю без нее. Я умею работать преподавателем, причем сколько угодно. Но как только появится возможность, хотела бы съездить в Москву – у меня там родственники, друзья, знакомые. Много лет там не была и хочется посмотреть на все произошедшие перемены, увидеть все своими глазами, а не по телевизору. Хотелось бы встретиться и с внуком, который живет у меня на Украине.
- Что для Вас женское счастье?
- Дети. И я считаю себя счастливым и состоявшимся человеком, потому что у меня два прекрасных сына, о которых я всегда мечтала, внуки. Я ни о чем не жалею в жизни. И накануне 8 марта хочу поздравить всех женщин, а особенно дорогих коллег вуза и кафедры «Высшая математика» с этим прекрасным праздником. Искренне желаю всем вам этого самого «женского счастья».

Татьяна МОСЕЙКИНА