ФТС России не прекращает борьбу с контрабандой объектов фауны и флоры3 марта исполняется годовщина со дня подписания Конвенции (1973 г.) о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). |
На российской территории главная роль по исполнению этой Конвенции в части, касающейся недопущения нелегального перемещения объектов животного и растительного миров, а также их частей (дериватов) через таможенную границу, отводится таможенным органам. Координацию их деятельности осуществляет Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК) ФТС России.
Как сообщили Fishnews.ru в Федеральной таможенной службе, анализ пресеченных таможенными органами РФ попыток незаконного трансграничного перемещения объектов животного и растительного миров, а также их частей позволил выявить основные маршруты их ввоза на российскую территорию и вывоза с нее. Так, главными поставщиками на российский нелегальный рынок «живого товара», редких растений и их частей являются: Африка и Южная Америка; Юго-Восточная Азия и Европа.
Однако Россия является не только местом сбыта заморских животных и растительных диковин. Многообразная и уникальная флора и фауна нашей страны сформировала за рубежом устойчивый спрос на них, пусть даже и с использованием противоправных средств, включая их контрабанду. В частности, объектами преступных посягательств становятся части медведя, оленя, кабарги, женьшеня, осетровых видов рыб, ареалом обитания которых является Дальний Восток (нелегально вывозятся в страны Юго-Восточной Азии, прежде всего, Китая), икра осетровых видов рыб бассейна Каспийского моря, соколиные птицы из Сибирского региона (балабаны, кречеты), которые вывозятся в качестве ловчих птиц в государства Аравийского полуострова.
Всего по итогам 2006 года таможенными органами Российской Федерации на линии борьбы с контрабандой объектов дикой флоры и фауны, включенных в списки СИТЕС, возбуждено 5 уголовных дел по ч.1 ст. 188 Уголовного кодекса РФ и 28 дел об административном правонарушении ч.1 ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В этой связи следует отметить, что приведенные данные не учитывают те выявленные таможенными органами факты задержания контрабанды объектов дикой фауны и флоры, которые не регулируются положениями Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС).
Более того, скупые данные правоохранительной деятельности таможенных органов не всегда свидетельствуют о масштабах проблемы защиты биологического многообразия в мире, в том числе в России, и реальном вкладе российской таможенной службы в борьбу с преступлениями и правонарушениями по линии СИТЕС.
Однако сохранение биологического многообразия в мире, включая Россию, охрана редких видов животных и растений, занесенных в списки Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, и Красную Книгу, – не единственная задача российского таможенного ведомства при реализации своей деятельности по пресечению контрабанды объектов СИТЕС. В не меньшей степени она обусловлена решимостью таможенных органов по недопущению угрозы ввоза на территорию РФ инфицированных и зараженных животных и растений, способных вызвать серьезные заболевания среди населения страны.
Многоплановость решаемых таможенными органами задач требует постоянного внимания к повышению уровня профессиональной подготовки таможенников. В настоящее время их обучение ведется на базе Российской таможенной академии в рамках специальных тренинг-семинаров с привлечением экспертов неправительственных природоохранных организаций, в том числе Всемирного фонда дикой природы.
Учитывая международный характер преступлений и правонарушений, связанных с несоблюдением требований СИТЕС, ФТС России активно расширяет сотрудничество со своими зарубежными коллегами. Так, одним из каналов такого сотрудничества является Региональный узел связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации (ВТО) по странам Содружества Независимых Государств (СНГ) «RILO-Москва», который был создан в сентябре 2001 года. Он взял на себя функции координирующего органа национальных таможенных структур на обширном пространстве государств-членов Содружества в сфере обмена информацией правоохранительного характера, в том числе в вопросах предотвращения, выявления и пресечения попыток нелегального трансграничного оборота исчезающими видами животных и растений, а также их дериватами.