Владивосток – город портовый, и волей-неволей нам приходится мириться с его изменчивой погодой. Но если обычному жителю неожиданный дождик способен просто испортить настроение, то для моряков любое усиление ветра, ухудшение видимости может не только серьезно повлиять на ход работы, но стать серьезной угрозой для жизни. В связи с этим около пяти лет назад руководство Приморскгидромета приняло решение разделить сухопутное и морское направления метеорологии и сделать более специализированный отдел УГМС, с приоритетом по морским портам.
Так и был создан Центр морской гидрометеорологии (ЦМГМ). Сегодня в нем трудятся морские синоптики, которые составляют прогнозы и штормовые предупреждения по портам, морю и океану, океанологи – специалисты по ледовой обстановке, волнению и т.д., и группа морских прибрежных и судовых наблюдений, осуществляющая методическое руководство морской прибрежной и судовой сетью наблюдений.
- Такая политика полностью себя оправдала, – отмечает Галина Васильевна, – сейчас можно сказать, что эти два направления, существуя на базе одного Управления, ведут свою обособленную работу. И если по городу Владивостоку у нас выходит один прогноз – тот, который мы слышим каждый день по телевидению и радио, – то для порта Владивосток погоду определяют автоматические станции, расположенные на 36 причале, мысе Назимов, причалах ВМТП, на острове Русский и т.д. Так что теперь есть возможность составлять прогнозы по отдельным районам порта, например, на внешнем рейде Амурского, Уссурийского заливов, в Босфоре Восточном, на акватории Золотого Рога. И, конечно, это способствует тому, что наши данные стали значительно точнее.
Порт Восточный, залив и порт Находка, порты Пластун, Ольга, Славянка, Посьет – по всем этим зонам Центр морской гидрометеорологии способен сегодня выдавать свои «эксклюзивные» прогнозы. И каждый из этих портов имеет свои особенности. Так, в результате многолетних наблюдений выяснилось, что, например, в порту Посьет преобладает ветер западного направления, в порту Владивосток – больше северо-восточного, в то время как в нашем родном городе – северо-западного направления.
- ЦМГМ также готовит прогнозы по Японскому морю и северо-западной части Тихого океана. Мы отвечаем за безопасность мореплавания в 200-мильной зоне Российской Федерации и северо-западной части Тихого океана: выпускаем штормовые предупреждения, прогнозы на русском, английском языках для передачи по международной системе безопасности (ГМССБ). В рамках ГМССБ морские метеорологические бюллетени для открытого моря и океана передаются через спутник, для прибрежных районов информация выходит на частоте 518 кГц. Кстати, специально для малых судов, чаще всего это рыбацкие лодки, которые до сих пор могут быть не оснащены специальным оборудованием для приема такой информации, Центр передает прогнозы на русском языке через радиостанцию ПРП. Таким образом, все суда, как российские, так и иностранные, находящиеся в зоне действия наших передатчиков, могут получать всю необходимую им в море информацию.
Крайне важна работа синоптиков и при метеосопровождении судов: так называемые рекомендованные курсы, по которым наш Центр «ведет» корабли, отслеживая всю ситуацию на море и передавая на борт прогнозы, пролегают по маршрутам Владивосток – Канада, Владивосток – Америка, Владивосток – Сингапур. В таких случаях сотрудники Центра, выдавая на суда прогнозы на двое суток, одновременно просматривают погоду уже на 5-6 суток вперед, чтобы была возможность проложить более безопасный курс. И в случае, если возникает угроза, допустим, выхода штормового циклона, мы связываемся со службами мореплавания пароходства и уже совместно решаем, как и куда идти судну, с какой скоростью, чтобы обойти шторм стороной, либо указываем в случае необходимости районы укрытия.
Такая работа осуществляется и при метеосопровождении судов с ограниченной мореходностью и буксировкой – плавдоков, аварийных судов, караванов, нефтевышек. Как рассказала Галина Зускина, среди сложнейших проводок Центра – сопровождение буровой платформы для морских месторождений на Сахалинском шельфе, буксиров в Индию, Сингапур. Не так давно специалисты ЦМГМ вели из Петропавловска-Камчатского судно, получившее пробоину. Стоит отметить, что буксировка осуществлялась в крайне тяжелых метеорологических условиях, морякам приходилось преодолевать штормовой ветер до 30 м/с. Помимо этого, Центр морской гидрометеорологии «ведет» и все малые суда, включая те, которые следуют по маршруту Владивосток – Находка, Владивосток – Пластун.
- Также мы предоставляем информацию по ледовой обстановке, получая данные с Искусственных спутников Земли, – продолжает Галина Зускина. По снимкам, полученным из космоса, наши специалисты определяют ледовую обстановку по Охотскому морю и дают рекомендации, каким проливом следовать из Японского моря – через Лаперуза или Сангарский, чтобы избежать таким образом дополнительных расходов.
Безопасность мореплавания – вот основная задача владивостокского Центра морской гидрометеорологии. И помимо штормовой погоды, тайфунов, о которых мы обязаны предупреждать флот, наш отдел отвечает и за оповещение о цунами. Правда, пока головные центры цунами находятся на Сахалине и Камчатке, Владивостокское подразделение выступает по большей части лишь в качестве передающей службы, дублирующей тревожную информацию по всем необходимым инстанциям. А необходимость в этом действительно есть: взять хотя бы последнее землетрясение, произошедшее 25 марта в Японии. Амплитуда колебаний тогда составила 7,3 баллов, что подходило под параметры цунамеопасного. Информация об опасных колебаниях может прийти из любой точки мира, где находятся центры слежения, – Китая, Японии, с Аляски, Гавайских островов. И всегда, в любое время суток, наши сотрудники должны быть готовы принять и передать этот сигнал.
Однако уже в самом ближайшем будущем наши собственные океанологи-цунамисты смогут круглосуточно отслеживать ситуацию. Сейчас в рамках правительственной программы «О реализации мероприятий целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года» идет модернизация и переоборудование системы предупреждений цунами на Сахалине, Камчатке и у нас в Приморье.
Помимо этого, как рассказала Галина Васильевна, в Приморское Управление уже в текущем году начнет поступать современнейшая техника, разрабатываются новые программы, и в ближайшем будущем все это позволит рассчитывать микроклимат по каждому порту в отдельности. Средства пойдут и на модернизацию станций по всему краю, установку современных метеорологических локаторов.
Стоит отметить, что в последнее время ряды сотрудников Центра стали пополняться и молодыми специалистами. Несмотря на то, что зарплата метеорологов, как и в большинстве государственных учреждений, не отличается «выдающимися размерами», руководство старается поддержать молодых сотрудников. Тем более что и круглосуточная работа требует от всех специалистов ЦМГМ заинтересованности и постоянной сосредоточенности. Ведь от работы синоптиков зависит не только настроение горожан и их планы на выходные, а жизнь и здоровье моряков и рыбаков вдали от родного берега.