Улучшается социальный аспект комплекса. Общая численность работающих сохраняется на уровне 23,5 тыс. чел. Несомненным позитивом следует считать рост заработной платы, уровень которой на одного работающего в рыбной отрасли за 2006 год составил 12467 рублей, увеличившись на 18,1% к уровню 2005 года.
Задолженность по выплате заработной платы работающим на предприятиях рыбной отрасли за 2006 год по отношению к 2005 году выросла на 51,8%. Данная задолженность преимущественно является текущей и образовалась, в основном, за счет экипажей судов, находящихся в промысловых рейсах.
Одним из показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность, а также эффективность использования ВБР, являются платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Налогов и других обязательных платежей во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды за 2006 год уплачено 3 193,4 млн. руб. или 101,9% к уровню 2005 года, с учетом вспомогательных производств (порты, наука, ЖБФ) – 3 617,7 млн. руб. (101,3%). Основной рост уплаты налогов произошел за счет увеличения налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. В структуре налогов и сборов наибольшую долю составляют следующие налоги: сбор за пользование объектами водных биоресурсов – 39,4%, единый социальный налог – 18,1%, налог на прибыль – 15,8%, налог на добавленную стоимость – 13,1%.
По межбюджетному распределению самый большой рост уплаты налогов произошел в части краевого бюджета, поступления составили 1 044,2 млн. руб. или 105% к уровню 2005 года. Доля налогов в общей массе налоговых доходов от деятельности «рыболовство» в бюджет края составляет около 6%.
Среди регионов Дальневосточного Федерального округа по уплате налогов в сфере рыболовства Приморский край за 2006 год имеет высокую долю – 29,2%, и наивысшие показатели государственной эффективности использования водных биологических ресурсов – 2 969 рублей налоговых платежей на одну условную тонну вылова, Хабаровский край – 2 603, Сахалинская область – 2 526 рублей.
Однако, несмотря на некоторые позитивные перемены в управлении рыболовством и наметившиеся положительные тенденции в экономике предприятий рыбохозяйственного комплекса Приморского края, показатели, характеризующие его финансовое состояние, значительно ниже общепромышленных. Высокой остается доля убыточных предприятий (40%), кредиторская задолженность за 2006 год увеличилась на 794 млн. руб., в каждом вырученном от продажи рубле 41% составляет кредиторская задолженность, в тоже время в последние годы наметилась положительная динамика ее снижения. Сохраняется низкий уровень рентабельности отрасли, что не способствует ее конкурентоспособности и не позволяет предприятиям привлекать инвестиции для строительства промысловых судов и развития береговой переработки.
Негативно влияют на эффективное функционирование и в целом на повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса ряд проблем, среди которых: незаконченность нормативно-правового регулирования рыболовства; высокий уровень браконьерства; высокий износ промыслового флота; отсутствие государственной поддержки, предусмотренной для сельхозтоваропроизводителей, в том числе в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК».
Направления работы в 2007 году
В целях повышения конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса края в 2007 году Департамент по рыболовству наметил основные направления работы. Усилия приморской администрации будут направлены на совершенствование законодательной и нормативной базы рыболовства, в том числе Федерального закона N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части предоставления полномочий субъектам Российской Федерации по предоставлению в пользование прибрежных акваторий для целей рыбоводства и рыболовства; введения норм, направленных на упорядочение вывоза за рубеж рыбного сырья и продукции, производимой из водных биологических ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, имея в виду таможенное оформление в морских портах России. А также выделения пользователям единых промышленных квот, осваиваемых на всей акватории 200-мильной зоны России (как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в территориальном море) и формирования единого реестра долей в общем объеме промышленных квот российских пользователей; создания реально действующего вторичного рынка долей в общем объеме промышленных квот.
Другое направление работы администрации в нормативно-правовом поле коснется внесения изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части оптимизации ставок сбора и совершенствования механизма уплаты сбора за пользование водными биоресурсами.
Наряду с этим, в Департаменте по рыболовству займутся подготовкой предложений по реализации поручений Президента по итогам рабочей встречи с представителями рыбной отрасли во Владивостоке 23 июня 2004 года в части совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих создание благоприятных условий для переработки рыбного сырья на территории России и упорядочении вывоза его за рубеж.
Проведут мероприятия по реализации Федерального закона № 52-ФЗ «О животном мире» за счет субвенций федерального бюджета в части передачи полномочий по охране всех водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также полномочия по организации и регулированию промышленного, любительского и спортивного рыболовства на внутренних водных объектах, в отношении всех водных биоресурсов за исключением особо охраняемых природных территорий, водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу, и трансграничных биоресурсов.
Наряду с этим будет продолжаться разработка и реализация Краевой программы по развитию аквакультуры в Приморском крае. Намечено проведение мероприятий по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части промышленного рыбоводства. Включены в план работ и мероприятия, направленные на совершенствование системы охраны водных биологических ресурсов.
Реализация запланированных мероприятий создаст условия для более эффективного развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края, повышения его конкурентоспособности и позволит выполнить показатели, определенные губернатором края С. М. Дарькиным перед рыбохозяйственным комплексом на 2005-2007 годы (средняя заработная плата на одного работающего – 14000 рублей; темп роста заработной платы – 118-124%; темп роста выпуска продукции – 103-107%; рост производительности труда – 12-17%).