За Правительство решать не стоитЕсли закон принят, значит это кому-то нужно. Но если уже принятый закон без действия пылится на полке в ожидании своего часа, значит, нужно взять инициативу в свои руки и вдохнуть в него жизнь – так решило руководство Сахалинской области и составило технологию упрощенного пропуска рыбопромысловых судов в Западно-Сахалинской подзоне. |
Проект документа, ожидающий подписей вице-губернатора области, начальника Сахалинского ПУБО ФСБ России и и.о. начальника Сахалинской таможни, учитывает все необходимое: порядок пограничного контроля промысловых судов, организацию их таможенного оформления и контроля, а также список самих участников промысла, который включает 11 судов, принадлежащих трем сахалинским компаниям. Причем перечень этот также не подлежит сомнению, поскольку утвержден и.о. начальника департамента по рыболовству Сахалинской области.
На первый взгляд, этот документ не просто нужный, а жизненно необходимый. Ведь скоро рыбаки «отпразднуют» уже год с момента, когда Правительство решило «взять ситуацию в свои руки» и, наконец, ликвидировать рыбацкие проблемы с многократным пересечением границы на промысле. И опыт сахалинских властей мог бы быть крайне полезным в любом регионе, где рыбаки уже отчаялись в обозримом будущем воспользоваться возможностями долгожданного закона.
Однако возникает вполне логичный вопрос: а насколько правомерно принятие подобного документа с точки зрения законодательства, и почему бы приморской администрации не последовать примеру своих соседей? С этими вопросами мы обратились к заместителю генерального директора по правовым вопросам ОАО «Дальрыба» Наталье ВОРОБЬЕВОЙ.
- Действительно, Федеральным законом N 89-ФЗ от 15 июня 2006 г. ст. 9 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» была дополнена частями четырнадцатой и пятнадцатой.
Часть четырнадцатая определяет основания неоднократного пересечения Государственной границы: «Российские рыбопромысловые суда, осуществляющие промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации без выгрузки (погрузки) уловов на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, в случае ведения промысловой деятельности, целью которой является доставка уловов водных биологических ресурсов в живом, свежем, охлажденном или замороженном виде для переработки или реализации на территории Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов. Указанным российским рыбопромысловым судам запрещаются выход в открытое море, во внутренние морские воды иностранного государства, в иностранные порты и осуществление без соответствующего на то разрешения пограничных органов высадки (посадки) людей, выгрузки (погрузки) любых грузов, товаров, валюты, животных на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасания людей и судов или другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых капитан судна незамедлительно информирует пограничные органы».
В части пятнадцатой упомянутого закона определен орган, который должен определить порядок получения разрешения и порядок осуществления контроля за рыбопромысловыми судами, неоднократно пересекающими границу: «Порядок получения разрешения на неоднократное пересечение Государственной границы, пространственные и временные пределы действия разрешения, а также порядок осуществления контроля в отношении указанных в части четырнадцатой настоящей статьи российских рыбопромысловых судов устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Как мы видим, это – Правительство Российской Федерации. Следовательно, проект документа под названием «Совместная технология упрощенного пропуска рыбопромысловых судов при промысле камбалы, трески, морского бычка, минтая в Западно-Сахалинской подзоне», имеющий грифы «утверждаю» вице-губернатора Сахалинской области, начальника Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России и исполняющего обязанности начальника Сахалинской таможни и являющийся по сути подзаконным (нормативно-правовым) актом, легитимным быть признан не может, так как издан с превышением полномочий.
Полномочия всех перечисленных органов (таможни, пограничников, субъекта Российской Федерации) определены Конституцией и конституционными законами. Это, в содержательном плане, означает, что подменять Правительство (в том числе и в случае его бездействия), осуществив за него какое-то властное полномочие, даже в интересах государства и субъектов предпринимательской деятельности, нельзя.
Таким образом, данный проект может быть предложен Правительству для рассмотрения и принятия в качестве основы, но не более. Право на установление порядка неоднократного пересечения границы и само установление, должно быть правомерным, прежде всего, в конституционно-правовом смысле, в противном случае, как сам документ, так и все последующие действия могут быть оспорены в суде.