Газета «Рыбак Приморья»
Первый заместитель генерального директора рыбопромышленной группы «Бином» Александр АЛИФИРЕНКО

С широко закрытыми глазами

Браконьеры продолжают истреблять приморские запасы северной и гребенчатой креветок в подзоне Южное Приморье. Несмотря на то, что до недавнего времени промысел данных видов креветок южнее мыса Золотого был официально закрыт до восстановления запасов, недобросовестные рыбаки «осваивали» этот ресурс под видом прилова при проведении промысла донно-пищевых пород рыб.

В этом году приказом Министерства сельского хозяйства в подзоне Приморье было утверждено ОДУ. Дальневосточные креветколовы получили 4036 тонн северной креветки в подзоне Приморье, в том числе, 1202 тонны – южнее мыса Золотой и 2834 тонны – севернее мыса Золотой. Однако официальным держателям квот освоить выделенный ресурс не дали («РП» обращался к этой теме в N 11 от 15 марта 2007 года в статье «Браконьерство в законе»), выдворив их из района промысла с обоснованием: «Данный вылов противоречит пункту 13.2 Правил промысла водных биологических ресурсов для российских юридических лиц и граждан в исключительной экономической зоне, территориальных водах и на континентальном шельфе Российской Федерации в Тихом и Северном Ледовитом океанах. Промысловый лов северной креветки в подзоне Приморье южнее мыса Золотого (к югу от параллели 47 градусов 20 минут северной широты) запрещен круглогодично до восстановления запасов. Поэтому выделение квот добычи водных биоресурсов пользователям и даже наличие на борту разрешения на лов в этой подзоне, еще не дает право ведения промысла в запретном для промышленного лова районе согласно Правилам промысла водных биоресурсов (приказ Госкомрыболовства N 467 от 11 декабря 2002 года)».

Между тем, решением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2007 года приказ Госкомрыболовства N 467 от 11 декабря 2002 года был признан недействующим, в связи с чем, промысел осуществляется согласно приказу Министерства рыбного хозяйства СССР N 458 от 17 ноября 1989 года.
Пока креветколовы доказывают правду в судах, «приловщики» продолжают осваивать валютоемкий ресурс.

Члены Ассоциации креветколовов Дальнего Востока «Далькреветка» неоднократно обращались в правоохранительные и контрольно-надзорные органы с тем, чтобы обратить внимание последних на вопиющее нарушение закона и пресечь правонарушения, однако должной реакции не последовало. В связи с этим члены Совета Ассоциации «Далькреветка» решили обратиться в вышестоящие организации с открытым письмом.

Комментарий.
Первый заместитель генерального директора рыбопромышленной группы «Бином» Александр АЛИФИРЕНКО:
«В конце 90-х годов в связи с подрывом запасов северной и гребенчатой креветок в южной части подзоны Приморье на промышленный лов всех видов креветок был наложен запрет до восстановления запасов (п. 13.2 «Правил промысла водных биологических ресурсов для российских юридических лиц и граждан в исключительной экономической зоне, территориальном море и на континентальном шельфе РФ в Тихом и Северном Ледовитом океанах», утвержденные приказом МРХ СССР N 458 от 17.10.1989 года с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Госкомрыболовства N 467 от 11.12.2002 года).
Отмечу, старые Правила на момент принятия уже не отвечали сложившейся ситуации на промысле. Сегодня же назрела острая необходимость принятия новых Правил ведения промысла на Дальневосточном бассейне, которые бы отвечали реалиям дня. При этом новый документ должен не только регламентировать действия законопослушных рыбаков, но и поставить жесткий заслон для браконьеров.

В октябре прошлого года во Владивостоке работала экспертная комиссия по выработке и принятию новых Правил рыболовства. В ее состав входили представители науки, ФАР, Россельхознадзора, рыбопромышленники от каждого Дальневосточного региона. Рыбаков заверили, что новые Правила будут приняты до 01.01.2007года. Именно этот документ «открывал» для креветколовов южное Приморье. В 2007 году впервые за много лет южнее мыса Золотой рыбопромышленники получили квоты на северную и гребенчатую креветки.

Но введение в действие новых Правил безнадежно затянулось в Москве. Они не прошли регистрацию в Минюсте до сих пор. Образовался правовой вакуум. Законопослушные рыбаки, имеющие квоты северной креветки южнее мыса Золотой, оплатившие ставки сбора за ресурс, не могут реализовать свое право на его изъятие. Им не разрешается даже приступить к промыслу, а кто посмел – того сразу привлекли к суду (камчатское предприятие ООО «Каммаг»). Основание для запрета – пункт 13.2, упоминавшегося выше Приказа N 467 от 11.12.2002 года. Однако известно, что данный приказ был признан недействующим, так как не прошел регистрацию в Минюсте. Всех рыбаков-дальневосточников вернули в дремучие времена. Теперь они вынуждены работать по древним Правилам промысла, утвержденных приказом МРХ СССР N 458 от 17.10.1989 года.
Кстати, согласно новым, пока не принятым Правилам промысла прилов крабов и креветки будет полностью запрещен. Может быть, поэтому согласование документа так затянулось?»

От редакции

Подобные письма члены Ассоциации направили в ТИНРО-Центр, Приморрыбвод, Госморинспекцию, в Департамент по рыболовству Приморского края, Примроссельзознадзор, Военному прокурору Тихоокеанского флота, Военному прокурору 304 гарнизона, в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру, в Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю. Из 9 адресатов ответил только один, хотя уведомления о получении и принятии к рассмотрению получены от всех.
В своем письме от 28.02.2007 г. заместитель военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона А. Слотин отвечает, что обращение об осуществлении незаконного промысла креветки рядом компаний, осуществляющих деятельность в подзоне Приморье рассмотрено: «Обстановка, складывающаяся в зоне ответственности Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю по добыче креветок в районах, где ее промысел временно запрещен, вызывает тревогу и обеспокоенность у руководства Пограничного управления и 304 военной прокуратуры.

На основании Вашего обращения в адрес 304 военной прокуратуры гарнизона и реализации обращений, направленных Вами в другие контрольные и правоохранительные органы, проведены проверки, по результатам которых приняты решения по оптимизации контроля за промысловой обстановкой, организации проверок и досмотров судов добытчиков и транспортов креветки, обеспечено постоянное присутствие кораблей береговой охраны в зоне ее промысла.
Использование, так называемых «серых схем» добычи креветки, как указано в Вашем обращении, в настоящее время силами береговой охраны Пограничного управления прекращено. Все рыбодобывающие суда, пересекающие параллель 47,20 с.ш. подзоны Приморье подвергаются полной проверке с анализом судовой и промысловой документации.
Кроме того, принят ряд мер административно-процессуального характера по наработке судебной практики и привлечению нарушителей природоохранного законодательства к установленной законом ответственности.

Так, 25 февраля 2007 года при проверке в ИЭЗ РФ СТР «Лососина» установлен ряд нарушений со стороны капитана судна в ходе специализированного промысла бычка донным тралом, в ходе которого объем креветки, добытой в качестве прилова составил немногим менее 50% от общего объема улова.

В отношении капитана указанного судна 25.02.2007 года возбуждено административное дело по ч.2 ст.8.17 КРФоАП и назначено административное разбирательство. На судно наложен арест…
Подобные меры будут применяться ко всем нарушителям правил добычи водных биологических ресурсов и особенно креветки, законность промысла которой находится на особом контроле 304 военной прокуратуры гарнизона».

Несмотря на заверения держать дело о «серых браконьерах» на особом контроле, ситуация практически не изменилась. Согласно информации РИЦ ОАО «Дальрыба», судно «Лососина» уже 26 февраля показало вылов 3,192 тонны бычков и 2,726 тонны северной креветки. А на середину апреля северную и гребенчатую креветки в подзоне Южное Приморье, не имея квот, ловят 4 компании.

Ксения ПИСАРЕВА