Время собирать камниСовременная история развития мировой экономики, становления государств диктует новый подход к решению тех или иных задач. Сегодня совершенно очевидно, что эффективность любой отрасли, в том числе и рыбной, может быть достигнута только через консолидацию усилий и согласованные действия бизнеса и власти. Об этом в интервью «РП» заявил президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий МАРТЫНОВ. |
- Георгий Геннадиевич, в чем именно состоят задачи государства и бизнес-сообщества? Какие задачи решает АРПП?
- Государство должно наладить, прежде всего, эффективное управление, создать условия для развития бизнеса. Бизнесмены же, в свою очередь, должны обеспечить эффективное освоение биоресурсов, уплату налогов, создание рабочих мест с достойным уровнем оплаты, прозрачность своего бизнеса. Но при всей разности задач и методов их решения, цель у власти и бизнеса одна – сделать отрасль конкурентоспособной, обеспечить продовольственную безопасность страны.
На государственном уровне первый и самый важный шаг уже сделан – принят Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Благодаря этому закону рыбаки получили возможность работать в правовом поле. Однако для того, чтобы этот закон начал действовать в полную силу, необходимо принять еще около тридцати подзаконных актов, в том числе и на местном уровне.
Одно из основных направлений работы АРПП – совершенствование нормативно-законодательной базы. С этой точки зрения необходимо ликвидировать искусственное разделение единого промыслового запаса на квоты исключительной экономической зоны и прибрежные квоты. Предприятиям должны выделяться единые промышленные квоты. При этом пользователь должен сам принимать решение, в каком режиме их осваивать. Также нужно решить вопрос вторичного оборота долей в общем объеме промышленных квот. Наряду с этим необходимо оптимизировать саму систему квотирования. Сегодня необходимо закреплять квоты сроком не менее чем на 10–15 лет. Тогда предприятия могли бы осуществлять долгосрочные программы. Например, строить флот. Если компании гарантированы квоты на 15 лет вперед, то она может планировать строительство судна через лизинговую схему и его последующую окупаемость. В то же время количество объектов, по которым устанавливается ОДУ, надо сократить. Это общепринятая мировая практика, которая обеспечивает открытый доступ рыбаков к ресурсам.
Необходимо, наконец, разработать механизм многократного пересечения 12-мильной зоны рыбопромысловыми судами. Ведь закон, упрощающий пересечение границы, вступил в силу летом прошлого года. Отсутствие механизма его реализации приводит к тому, что квоты не осваиваются в полном объеме. Так, из-за таких бюрократических преград в Приморье ежегодно остаются недоосвоенными около 95% выделенных прибрежных квот.
Одним из приоритетных законотворческих направлений в АРПП является работа, направленная на внесение изменений в гл. 25.1 Налогового Кодекса РФ в части уменьшения (либо отмены) ставок сбора за пользование водными биоресурсами и порядка их взимания. Мы намерены продолжать отстаивать право рыбаков на перераспределение квот. При этом они не должны платить дважды один и тот же налог за право пользования ВБР. Кроме этого, я считаю, что надо добиваться снижения ставок сбора за пользование биоресурсами и их отмены на низкорентабельные и малоосваиваемые объекты промысла (кальмар, сайра).
Другая не менее важная задача – разработать закон об аквакультуре. Сегодня объем выращивания гидробионтов во всем мире составляет 30% от общего объема добычи, в то время как в России эта цифра составляет всего 0,24%. Наши предприятия, занимающиеся аква- и марикультурой, законодательно никак не защищены. У них вообще нет нормативно-правовой базы. В то же время аквакультура является частью Федеральной целевой программы по развитию АПК. У нас есть все возможности, чтобы довести работу до логического завершения.
Проблем и неразрешенных вопросов у рыбаков за последние годы накопилось немало. И АРПП принимает самое активное участие в их разрешении.
- Решение каких вопросов, на Ваш взгляд, должно определить дальнейшую стратегию государства в рамках развития рыбной отрасли?
- Думаю, что повышение конкурентоспособности и эффективности рыбохозяйственной отрасли напрямую зависит от решения двух основных вопросов – снижения уровня незаконного промысла водных биоресурсов и развитие глубокой переработки рыбного сырья на российских предприятиях.
Российская рыба должна идти на российский берег. К сожалению, сегодня практически весь минтай, который вылавливается в Охотском море, отгружается на транспортные суда и отправляется на переработку в районы южного Китая и Кореи. Следовательно, вся добавочная стоимость от этого высокоценного биоресурса остается за границей. Средняя стоимость тонны сырья – 1200 долларов, готовой продукции – 2500 долларов за тонну. Направляя за рубеж непереработанный ресурс, мы должны понимать, что это служит лишь сиюминутным интересам, но не работает на перспективу. Таким образом, мы лишаем себя возможности в будущем стабильно пользовать имеющийся ресурс. Безусловно, мы всегда сотрудничали с Кореей, Китаем (это обусловлено историческими и географическими факторами) и будем продолжать это делать. Однако нам надо добиваться того, чтобы это сотрудничество перестало носить экспортно-сырьевой характер. В связи с этим, сегодня очень важно продолжать заниматься реализацией поручений президента РФ Владимира Путина о доставке всей выловленной рыбопродукции на российский берег, развивать судостроение, совершенствовать портовую инфраструктуру. В Приморье сосредоточено более 50% промышленных мощностей. И Владивосток по праву можно считать рыбацкой столицей Дальнего Востока. Здесь расположено порядка 100 тыс. холодильных мощностей. Наша задача состоит в том, чтобы грамотно использовать имеющийся потенциал. Тем более что государство создает условия. Например, в части развития отечественного судостроения. Сегодня разрабатывается стратегия развития и реформирования судостроительной промышленности России на период до 2030 года. В рамках этой работы в начале марта текущего года принято решение о создании холдинга – Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). На базе головного холдинга будут работать три дочерних субхолдинга, один из них – на Дальнем Востоке. Сегодня рыбаки должны разработать предложения о типах и параметрах судов, необходимых для рыбной отрасли, в федеральные программы развития судостроения. И мы активно работаем над этим.
Другое направление работы в рамках повышения эффективности и конкурентоспособности отрасли – борьба с браконьерством. Для Ассоциации рыбохозяйственных предприятий эта деятельность всегда была приоритетной. Ведь браконьерство наносит ущерб не только государству. Гораздо больший ущерб, выраженный сотнями миллионов долларов, ежегодно терпят законопослушные рыбаки. Именно поэтому приморцы стараются защитить ресурс, на котором работают, и организуют патрулирование районов промысла и совместные рейды с силовыми органами. АРПП и впредь будет оказывать организационную и финансовую поддержку предприятиям, которые борются с этим злом. Мы по-прежнему считаем, что в борьбу с браконьерством необходимо вкладывать силы и ресурсы. Это инвестиции в будущее рыбной отрасли. Ведь не будет ресурса – не будет и рыбалки.
Победить это зло можно только за счет комплекса мер – законодательных и силовых, подключая к решению бизнес через саморегулируемые организации, и задействуя грамотные международные отношения. Пока есть спрос – будет и предложение. Очень важно вынудить другие страны не принимать российскую браконьерскую продукцию. В то же время необходимо ужесточение санкций на нарушение в сфере рыболовства и оборота продукции, вплоть до конфискации и последующего уничтожения судна и орудий лова, наказания сроком лишения свободы до 5 лет не только капитана, но и судовладельца. Вместе с тем наша основная задача сделать браконьерство экономически невыгодным. Нужно выбить экономическую основу существования этого явления. Принципиальное решение – введение обязательного декларирования водных биоресурсов в российских портах с соответствующим упрощением процедуры оформления для рыбопромысловых судов. Кроме того, введение обязательного декларирования водных биоресурсов в портах РФ даст серьезный экономический эффект в виде развития глубокой переработки в нашей стране. Это именно та точка роста отрасли, где однозначно сходятся интересы и государства, и бизнеса. Только в этом случае мы сможем надеяться на полное восстановление ресурсной базы, а значит – уверенно смотреть в будущее.
- Как Вы считаете, в чем причина рыбацких бед? Кто сегодня не справляется со своей задачей: власть или бизнес?
- Система государственного управления рыбохозяйственным комплексом за последние 15 лет реформировалась семь раз. Частые структурные изменения федеральных органов управления рыбной отраслью негативным образом отразились на состоянии дел в рыбном хозяйстве.
Сегодня для решения поставленных задач необходимо совершенствовать механизм управления отраслью. В основе эффективного менеджмента должен лежать бассейновый принцип управления, как это складывалось исторически. Кроме этого, надо дать возможность отраслевым ассоциациям реализовать свой потенциал – необходимо наделить их правом участвовать в подготовке нормативно-правовых актов, правительственных документов. Причем сделать это надо как на региональном, так и на федеральном уровнях. Сегодня, к сожалению, у профильных ассоциаций нет инструментария для решения насущных вопросов. Если власть наделит бизнес определенными полномочиями в той или иной сфере, проблемы будут разрешаться намного быстрее. Ведь в современных рыночных условиях определяющими становятся скорость и грамотность реагирования на изменение условий, а эффективность управления зависит от быстроты принятия решений и гибкости самой системы управления. Проволочки в решении насущных рыбацких вопросов ведут к общему снижению конкурентоспособности отрасли.
Сегодня не время искать виноватых, сегодня необходимо объединяться. Я не раз говорил: сила рыбаков – в их единстве. Лишь консолидированное мнение воспринимается властными структурами. Сегодня АРПП объединяет 51 компанию. Мы будем продолжать свою деятельность по консолидации рыбаков. Необходимо, чтобы в состав АРПП вошло как можно больше отраслевых предприятий, ведь только объединяясь, рыбаки смогут конструктивно обсуждать проблемы отрасли, разрешить их. Наши стратегические задачи – объединить рыбацкие предприятия в эффективно действующую систему, защищать интересы членов Ассоциации. Я считаю, что только консолидированные действия рыбаков и властных структур принесут ощутимый эффект – сделают рыбохозяйственный комплекс конкурентоспособной и эффективной отраслью российской экономики.