Газета «Рыбак Приморья»

Рыба ждет перемен

Рыбные ресурсы российских морей велики, разнообразны и во многом уникальны. Без преувеличения можно сказать, что таких нет ни в одной стране мира. На протяжении столетий они являются предметом активного рыболовства, обеспечивают страну ценными продуктами питания, дают занятость тысячам жителей обширных прибрежных районов. Это обстоятельство накладывает на ныне живущих людей большую ответственность за сохранение рыбных ресурсов для последующих поколений.

В настоящее время в сферу рыболовства вовлечено большое количество живых ресурсов моря, возрастает и промысловая нагрузка на ряд наиболее ценных в хозяйственном отношении видов. Более того, некоторые из них оказывались под чрезмерным промысловым прессом, в результате чего их ресурсы уменьшились. Прежде всего это коснулось некоторых пресноводных и отдельных проходных рыб (осетры и некоторые другие), затем в этот перечень попали и многие морские обитатели.
После появления широкомасштабного рыболовства возникла потребность в специальных правилах, регулирующих промысел, истоки первых из таких регламентирующих документов относятся к временам Петра Великого. Время от времени Правила рыболовства дополнялись, преобразовывались в соответствии с требованиями времени, с учетом развития рыболовства и состояния промысловых ресурсов.
Справедливости ради надо сказать, что в последнее время принято немало мер по ужесточению контроля за рыболовством. Значительно эффективнее стала работать пограничная служба по пресечению нарушений Правил рыболовства в море. Продолжается процесс совершенствования законодательства по регулированию промыслового использования рыбных ресурсов в дальневосточных морях. Тем не менее, на практике с использованием живых ресурсов далеко не все хорошо.
Спустя 4 года после выхода в свет Правил по рыболовству 2002 г. возникла потребность в их совершенствовании. Проект нового документа длительное время разрабатывался широким кругом специалистов и затем был направлен для рассмотрения и утверждения в Москву. Далеко не все предложения, направленные на сохранение живых ресурсов морей, их рациональную эксплуатацию, были учтены.
Обращает на себя внимание тот факт, что в подготовке предыдущих Правил рыболовства, по крайней мере, до 1989 г., активное участие принимала рыбохозяйственная наука, а также региональные рыбводы, в обязанности которых входила рыбоохрана. В подготовке проекта новых Правил ряд основополагающих предложений по реформированию отрасли, в том числе по пресечению браконьерства, было внесено наукой. Основную нагрузку в подготовке упомянутого проекта взяло на себя руководство субъектами РФ (в том числе через доверенных лиц) и добывающих организаций. Поэтому не случайно, что на первое место в предложениях ставилась не забота о состоянии рыбных ресурсов, а коммерческие интересы.
По существу, новые Правила во многом повторяют предыдущие и, самое главное, не предусматривают кардинального усиления контроля над промыслом и противодействия несанкционированному лову. Иными словами, положения новых Правила рыболовства явно недостаточны для совершенствования регулирования использованием рыбных ресурсов.
Мировой опыт показывает, что без обязательного внедрения в практику рыбодобычи ряда условий нельзя перейти к цивилизованному рыболовству. Об этом неоднократно говорилось на разных уровнях при обсуждении проекта новых Правил рыболовства, проблема освещалась в печати. Однако четкого и согласованного понимания необходимости внедрения обязательных мер, которые могут кардинально улучшить ситуацию с регулированием рыболовства, пока нет. В новых Правилах многие предложения науки, которые бы способствовали рационализации рыболовства, со всей беспощадностью блокированы.
Так, рыбохозяйственная наука дальневосточного бассейна предлагала обязательное внедрение в практику промысла определение веса улова не объемным методом или по переводным коэффициентам расхода сырья на единицу выпущенной продукции, а весовым методом. Так делают в большинстве стран с развитым рыболовством потому, что другого метода для определения точной величины улова нет. В современном российском рыболовстве Правила подразумевают, что весы еще не изобретены. Тем не менее, измерительные приборы для взвешивания улова на судах в море изобретены давно и очень широко используются во всем мире. Несмотря на то, что разъяснения о методике взвешивания предоставлялись неоднократно, некоторые рыбацкие руководители до сих пор недоумевают, каким образом можно взвесить улов в море. Конечно, взвешивание производится не на палубе, а при обработке улова, на электронных конвейерных весах грейдерного типа с непрерывным занесением данных в серверный компьютер. Такие весы устанавливаются в производственном рыбном цехе на начальном отрезке транспортировки рыбы из бункера на переработку. Весы взвешивают рыбу непрерывно на движущемся конвейере, и их работа никоим образом не замедляет технологический процесс. Установка и нормальное функционирование оборудования для взвешивания улова рано или поздно должно стать обязательным и будет непременным условием для получения лицензии на право промысла. Положение об обязательном взвешивании улова много раз пытались внести в проект Правил рыболовства, однако нашлось много противников, и в итоге его в документ не включили.
Совершенно очевидно, что техническая установка даже самого совершенного устройства для взвешивания улова ситуацию не изменит. Необходимо создание института государственных наблюдателей, которые должны работать на всех крупных и средних промысловых и перерабатывающих судах. Задача наблюдателей – собирать данные о величине взвешенного улова, видовом составе и величине прилова, составлять другую промыслово-биологическую статистику и регулярно передавать сведения в единый государственный статистический центр на берег. В настоящее время в тихоокеанском регионе службы государственных наблюдателей на промысловых судах нет только в России.
Многим известно, что с использованием рыбных ресурсов в российских морях и с управлением рыболовства далеко не все в порядке. Процветает браконьерство. Чуть ли не ежедневно приходят сообщения о поимке пограничниками судов, занимавшихся нелегальным промыслом, и меньше их не становится. Дальневосточные моря бороздят промысловые суда под панамскими, камбоджийскими, белизскими и другими флагами. Некоторые государства, которым они формально принадлежат, на карте даже трудно обнаружить без увеличительного стекла. Ловят они рыбу и другие живые ресурсы наравне с российскими рыбаками, а вот Правила рыболовства нарушают гораздо чаще. Причем предпочитают ловить те объекты, что подороже – крабов, креветку, лососей, палтусов. Ловят рыбу в российских водах и некоторые иностранные государства, ловят легально, на основе соглашений. Российские рыбаки не очень этому рады. А иностранцы сознают, что рано или поздно им придется уйти из российских морей. Поэтому некоторые крупные консорциумы стали заранее к этому готовиться и скупать акции российских рыболовных компаний.
Нельзя сказать, что власть ничего не делает, чтобы ресурсы морей максимально использовать на благо народа, использовать их бережно и рационально. Делает, но недостаточно.
Вот на это обстоятельство и обратил внимание Президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 26 апреля 2007 г. Он отметил, что «в большинстве стран рыбная отрасль традиционно закрыта для иностранцев. Надо прекратить выдачу квот иностранным компаниям и предпочтение отдавать отечественным предприятиям, развивающим собственную переработку».
Иностранный промысел в последние годы вытесняется из российских вод, но как-то медленно и непоследовательно. Предложения о прекращении иностранного промысла в российских водах рассматривались неоднократно, и президент призвал парламентариев активизировать этот процесс. Разрабатываются предложения, в соответствии с которыми участие иностранного капитала в российских рыболовных компаниях будет ограничено. Такие примеры в мировой практике есть. Например, у наших соседей по использованию рыбных ресурсов северной части Тихого океана – американцев – закон разрешает любой вид рыбопромысловой деятельности только своим рыбакам, а участие иностранного капитала в рыбном бизнесе ограничено 30%.
В наших же водах с иностранным промыслом картина иная. Он ведется здесь сплошь и рядом, да и контроль над ним зачастую формальный. Во время работы в наших водах экипажи иностранных судов из общего улова оставляют на борту только дорогую рыбу, крабов, остальное выбрасывают за борт. Превышается, в ряде случаев многократно, предоставленная квота.
Выход здесь должен быть один – полный запрет иностранного промысла в наших водах, невзирая на сопротивление и лоббизм. При этом необходимо принимать во внимание, что ущерб, наносимый нашим рыбным ресурсам зарубежными судами, а также российскими, но под иностранным флагом, особенно велик.
Данная тема не случайно стала предметом внимания Президента РФ, который, касаясь проблем рыбной отрасли, отметил, что «заметных сдвигов здесь не видно. А между тем первоочередные решения понятны и очевидны». Конечно же, здесь имелись в виду многие недоработки в отрасли, включая и браконьерство, и иностранный промысел. Президент призвал парламентариев и правительство «разработать систему мер, обеспечивающих эффективный таможенный контроль и пресечение незаконной ловли и контрабанды».
В ряде случаев в результате чрезмерной эксплуатации и браконьерства запасы многих, особенно ценных видов ВБР, оказывались под угрозой истребления. Эта тенденция продолжается и по сей день, хотя оценить истинные уловы на бассейне не представляется возможным из-за неточности статистических данных. Эти сведения зачастую реальный улов не отражают. Величина улова определяется на основе выпуска продукции с применением удобных переводных коэффициентов, без учета невыгодного для рыбака прилова, который, как правило, идет за борт. Особо не углубляясь в разбор погрешности промысловой статистики, лишь заметим, что по экспертным оценкам, достоверность ее на дальневосточном бассейне в целом в последние годы не превышает 50-60%.
Формированию объективной статистики промысла могло бы также служить создание вышеупомянутого института наблюдателей и единого государственного статистического центра.
В заключении хотелось бы отметить, что в последние годы ассортимент рыбной продукции несколько расширился, и это ощущается на рыбных рынках. Однако цены на рыбную продукцию растут неудержимо, так как большая часть российской рыбы перерабатывается за рубежом, в Китае или Корее, затем проходит через руки многих перекупщиков. В результате она становится все менее доступной для людей с низкими и даже средними финансовыми возможностями. И в этом легко убедиться, посетив те же рыбные ряды. Там то и дело приходится слышать нелицеприятные реплики в адрес работников торговли, рыбопромышленников и коммерсантов.
Известно, что нашей, российской рыбной продукцией буквально завален японский рынок, где она гораздо доступнее по ценам местному населению. Например, один килограмм краба камчатского стоит 5 долларов (около 135 руб.), а у нас – 550-600 руб., то есть более чем в 4 раза дороже. Еще более растут цены в преддверии больших праздников, когда товарооборот резко возрастает. Такое положение дел у нас принято оправдывать «законами рынка». Хотя в странах с действительно развитой рыночной экономикой в канун праздников продукты обычно дешевеют, поскольку в эти дни для потребителей действуют всевозможные скидки. Но самое главное – в этих цивилизованных странах, в число которых мы так стремимся попасть, принято беречь свои ресурсы, не торговать сырьем «на вынос», а развивать собственную глубокую переработку, создавая тем самым рабочие места и благосостояние населения.

Михаил СТЕПАНЕНКО,

Василий Снытко