Газета «Рыбак Приморья»
Юрий МОСКАЛЬЦОВ и Игорь УЛЕЙСКИЙ

Креветколовы объявляют войну браконьерам!

Сегодня на Дальнем Востоке промысел северной и гребенчатой креветки ведут 68 предприятий. 77 промысловых судов ежегодно осваивают ресурс объемом не менее 7 тыс. тонн. В то время как имеющаяся сырьевая база, по мнению ученых, способна выдержать пресс флотилии, состоящей лишь из 40-45 единиц. А если учесть браконьерский лов (в минувшем году при «официально выловленных» 7 тыс. тонн в Японию было поставлено более 9,5 тыс. тонн), то будущее высокоценного ресурса печально.

Сегодня на Дальнем Востоке промысел северной и гребенчатой креветки ведут 68 предприятий. 77 промысловых судов ежегодно осваивают ресурс объемом не менее 7 тыс. тонн. В то время как имеющаяся сырьевая база, по мнению ученых, способна выдержать пресс флотилии, состоящей лишь из 40-45 единиц. А если учесть браконьерский лов (в минувшем году при «официально выловленных» 7 тыс. тонн в Японию было поставлено более 9,5 тыс. тонн), то будущее высокоценного ресурса печально.
Дальневосточные креветколовы объединились с тем, чтобы вместе противостоять браконьерам. Ассоциация креветколовов Дальнего Востока «Далькреветка» объединила 9 предприятий, общий объем добычи которых превышает 50%.
Несмотря на то, что Ассоциация действует менее года, ее члены принимают самое активное участие в борьбе с нелегальным промыслом креветки не только в Приморье, но и на всем Дальнем Востоке: организуют рейды, анализируют судовые суточные донесения флота, направляют данные о нарушениях в правоохранительные и контрольно-надзорные органы. Однако должной реакции до сего дня не последовало.
17 мая Ассоциация провела круглый стол по теме: «Промысел северной и гребенчатой креветок в Приморье». В обсуждении вопросов, касающихся состояния дел в сфере контроля и сохранения ресурсов, перспектив развития креветочного промысла в целом, приняли участие представители исполнительной власти, правоохранительных и контрольно-надзорных органов, ученые, промышленники. Это площадка дала возможность высказать свою точку зрения не только бизнесу, но и государственной власти – департаменту по рыболовству краевой администрации, пограничникам, Госморинспекции, Россельхознадзору, природоохранной и военной прокуратуре.
Одной из проблем, по мнению директора «Далькреветки» Владимира УССА, является разобщенность самих креветколовов. Дело в том, что сегодня из 68 компаний, занимающихся промыслом этого биоресурса в дальневосточных морях, 27 предприятий имеют квоту всего 466 тонн. «До 10 тонн имеют 7 предприятий, от 10 до 20 тонн – 6 предприятий, от 20 до 50 тонн – 9 предприятий, менее 1 тонны – 1 предприятие (ООО «Персей», Сахалин). Кроме того, 5 предприятий вообще не имеют квоты. Эти объемы с успехом могли бы освоить члены Ассоциации. Потому как только объединив усилия, сообща мы сможем вести скоординированную финансовую и производственную политику на внешнем и внутреннем рынках. Нынешняя же разобщенность приводит к нестабильной рыночной ситуации. А падение цен на продукцию из креветки, в свою очередь, ведет большинство предприятий к отрицательным финансовым результатам. Так в минувшем году, на рынки Японии было поставлено около 2,5 тыс. тонн браконьерской креветки. Убытки – как ресурсные, так и финансовые – на лицо».
Способствовал развитию браконьерства, по словам В. Усса, и образовавшийся правовой вакуум. «Отрицательную роль сыграло определение Верховного суда РФ о признании недействующим приказа N 467 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства рыбного хозяйства N 458 «О правилах рыболовства в водоемах Дальнего Востока». (17.11.1989 г.)
Создалась ситуация, когда нас вернули в доисторические времена становления рыбной промышленности, одним росчерком пера откинули на 18 лет назад. Однако, правильно толкуя эти приказы, правоохранительные органы имели возможность контролировать промысел гребенчатой и северной креветок и не допустить браконьерства, когда недобросовестные рыбаки «осваивали» креветку в приловах, прикрываясь разрешениями на вылов донно-пищевых пород рыб. Ведь согласно приказу N 458 прилов непоименованных в разрешении объектов допускается не более 8% по счету за промысловое усилие, а по приказу N 467 прилов непоименованных объектов – всего 2% по весу.
Так, с января по апрель 2007 года незаконный промысел креветки южнее мыса Золотой вели 4 предприятия Приморского и Хабаровского краев. 25 марта СТР «Лососина» компании «Моррыбпром-Находка» был проверен военной прокуратурой N 384. Был наложен арест, – сообщили нам из этой прокуратуры. А уже 26 февраля СТР «Лососина» выловил 3 тонны бычков и почти столько же (2,76 тонн) в прилове северной креветки. СТР «Сарычевск» ООО «Хабаровскморепродукт» 5 марта не выловив ни одной тонны донно-пищевых пород, показал прилов северной (0,3 тонны) и гребенчатой (0,8 тонн) креветок. Судно «Орион» СП ООО «Вакканай» 2 марта показало вылов 0,5 тонн северной и 0,1 тонны гребенчатой креветок, также без вылова донно-пищевых объектов. Где были наши правоохранительные органы?» – с возмущением вопросил директор Ассоциации.
Показательный пример привел член совета директоров «Исток групп», член «Далькреветки» Сергей ИВАНОВ. По его словам, с начала января по 26 апреля этого года в приловах было выловлено: северной креветки – 108,3 тонны, что составило 27,1% от промышленного ОДУ Южного Приморья, гребенчатой креветки – 45,8 тонн, т.е. 30,2% от промышленного ОДУ по Южному Приморью. «Если учесть, что минимальная цена северной креветки составляет 6 долларов за килограмм, то потери креветколовов в денежном выражении составили 600 тыс. долларов. Цена гребенчатой креветки – как минимум 10 долларов за килограмм. А значит, креветколовы потеряли еще около 500 тыс. долларов. Итого цена вопроса приловов – более миллиона долларов только за полгода. Однако кроме цены вопроса в долларах, нас беспокоит будущее освоенных в приловах квот. Ведь они будут списаны с нас! А кто нам это компенсирует?
Мы неоднократно направляли в соответствующие инстанции письма, где говорили о том, как необходимо проверять суда и на что нужно обращать внимание. Однако должной реакции не последовало. Лишь 27 апреля, за день до подписания и опубликования приказа N 151 (утвердившего новые Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна), приловщики прекратили вести промысел донно-пищевых объектов, а точнее –«серый» промысел креветок. Не заходя ни в один порт для переоборудования, «серые» креветколовы просто перешли в Северо-Охотоморскую подзону, где продолжают осуществлять специализированный лов этого высокоценного гидробионта».
«Более того, – продолжил Владимир Усс, – когда в минувшем году Ассоциация «Далькреветка» на основании данных ТИНРО-Центра о необходимости временного закрытия района 43 град. 30 мин. – 45 град. 30 мин. с.ш. с конца января по 15 марта обратилась в Приморрыбвод с просьбой тщательнее изучить сложившуюся на промысле ситуацию и прислушаться к рекомендациям ученых, нам указали, что промысловый флот ведет в этом районе промысел без прилова. А закрытие района, учитывая ежегодное недоосвоение квот в подзоне Приморья, в Приморрыбводе посчитали нецелесообразным.
Вместе с тем, согласно приказу Федерального агентства по рыболовству о распределении и закреплении долей в 2007 году, дальневосточные креветколовы получили 4,036 т северной креветки в подзоне Приморье, в том числе, 1,202 тонны – южнее мыса Золотой и 2,834 тонны – севернее мыса Золотой. Члены Ассоциации имеют в Приморье квоту в размере 1073 тонны, в том числе по югу Приморья – 141 тонну. Мы были готовы выставить свой флот и промышлять креветку на законных основаниях. Однако ситуация осложнилась тем, что Приморский Россельхознадзор отказался выписывать разрешительные билеты на промысел креветок. Ведь, несмотря на имеющееся научное обоснование о сырьевых запасах креветок в Южном Приморье и положительное решение об открытии прежде запретного для промысла креветок района, новые правила рыболовства для Дальневосточного бассейна тогда еще не вышли. Тем же, кому Россельхознадзор успел выписать разрешительные билеты, вести промысел разрешили только до 1 апреля. Между тем, согласно приказу N 26 от 28 февраля 2005 года «О внесении изменений и дополнений в приказ N 498 от 15 октября 2004 года» утвержден минимальный объем обеспечения квотами на вылов водных биологических ресурсов судов в зависимости от типа орудий лова и вида ресурса. Так, минимальный объем квоты для выписки разрешительных билетов составляет 120 тонн для судов типа СРТМ. Мы считаем, что Россельхознадзор недостаточно строго следит за выпиской билетов, чем и пользуются браконьеры.
Сегодня в свет вышли новые Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, которые поставили заслон «серым» браконьерам. Прилов креветки согласно ныне действующему документу запрещен. Очевидно, что браконьеры будут разрабатывать новые схемы ведения незаконного промысла. Нам – науке, промышленникам и правоохранительным органам надо разработать меры, предупреждающие эти браконьерские схемы. Мы предлагаем вам принять активное участие в подготовке проекта инструкции для инспектирующего состава государственной морской инспекции, где мы смогли бы на примерах показать возможные нарушения Правил рыболовства. Кроме того, мы предлагаем ГМИ с целью контроля направить на каждое судно, занимающееся промыслом донно-пищевых пород рыб, инспектора. Возможно, совместными усилиями разработать своеобразный «техминимум» для инспекторского состава по выявлению и пресечению нарушений Правил промысла, организовать учебные командировки инспекторов на Сахалин, Камчатку. В конце концов, провести семинар: «Как правильно пользоваться Правилами рыболовства при проведении проверок промыслового флота». Одна из основных наших целей – это борьба с браконьерством на всех уровнях. Давайте объединим наши усилия. Мы готовы предоставлять своих специалистов, свою информацию. Это наш общий интерес».
Доклад и предложения В. Усса вызвали неоднозначную реакцию у присутствующих. Анатолий ЗАКШЕВСКИЙ, представитель «Моррыбпром-Находка», «Хабаровскморепродукт», «С-Роуд», «Комета», «Экофиш» предложил не обвинять компании, не имея должных оснований, ведь ГМИ по Приморскому краю, проведя проверки, не усмотрела признаков правонарушений в их действиях. В свою очередь Олег ГОДИСОВ, начальник отдела государственного контроля по охране ВБР, предложил не давать оценок и не обсуждать деятельность правоохранительных и контрольно-надзорных органов, а перейти к конструктивному диалогу. Изложив информацию о проведенных проверках, он пояснил, что по северной креветке ни одно судно в процентном отношении свой лимит не выбрало. «Это же касается и других видов креветки, кроме гребенчатой. По состоянию на 2 мая 2007 ода: судно «Сарычевск» освоило в прилове 6,27 тонн гребенчатой креветки. Общий процент с учетом прилова – 119%. Такая же ситуация с приловами сложилась на судах: «Азимут» – 150%, «Лососина» – 249%, «Калыгирь» – 156%, «Киреевка» – 127%. По этим пяти судам мы направили информацию в Россельхознадзор. По нашему мнению, разрешения на промысел гребенчатой креветки этим судам должно быть аннулировано. Сегодня мы продолжаем контролировать промысел. Однако, к сожалению, зачастую нам не удается доказать, что судно, не имея соответствующего разрешения, осуществляло специализированный промысел креветки. Мы готовы сотрудничать с Ассоциацией «Далькреветка» и рады любой помощи с вашей стороны».
После непродолжительных прений, стороны пришли к выводу, что руководством к их действиям должен стать закон, и только в рамках действующих нормативно-правовых актов возможна эффективная борьба с нелегальным промыслом. В то же время, как верно заметил президент Ассоциации «Далькреветка» Юрий МОСКАЛЬЦОВ, настоящая борьба, которая принесет реальные результаты, возможна лишь при консолидации усилий.
Слово взял Анатолий Закшевский. По его мнению, проблема в том, что лимиты по дальневосточному бассейну значительно превышают потребность рынка. «Так, только северной креветки в Западно-сахалинской подзоне выделено 1889 тонн, в подзоне Приморье – 4 тыс. тонн, в Охотском море порядка – 7 тыс. тонн. А если взять общее ОДУ по всем видам креветок, то наберется почти 20 тыс. тонн. В то время как потребность японского рынка не превышает 6 тыс. тонн». Анатолий Иванович видит выход в организации совместных промысловых экспедиций. «Тогда мы сможем осваивать тот объем, который позволит нам «держать» рынок. По сути, нам надо сократить ОДУ в 4 раза. А минимальный объем квот для выписки разрешительного билета на судно поднять до 400 тонн. При этом необходимо на каждое судно, промышляющее креветку, посадить инспектора. Следующим этапом в развитии должна стать поставка креветок на российский рынок. Необходимо осознавать, что если мы будем бороться только с браконьерством, завтра мы победим исключительно себя! Сегодня нужен комплексный подход». Свое выступление Анатолий Закшевский закончил обещанием вступить в Ассоциацию и принимать в ее работе самое активное участие.
Присутствующий на круглом столе руководитель департамента рыбного хозяйства Администрации Приморского края Игорь УЛЕЙСКИЙ поддержал такое решение. По его словам, лишь объединившись, рыбаки смогут решать проблемы и сотрудничать с государственными органами власти. «Реалии сегодняшнего дня таковы, что только через государственно-частное партнерство возможно эффективное управление отраслью. Результатом такого взаимодействия станет рациональная эксплуатация и сохранение ресурса, стабильный рынок. Создать единую систему и правила игры – в ваших силах. Мы вас всегда поддержим», – напутствовал И. Улейский.
Результатом обсуждения стала выработка единой позиции по вопросам промысла и охраны северной и гребенчатой креветок. Ожидается, что уже в этом году Ассоциация приступит к оптимизации своего состава, модернизирует флот, будет активно участвовать в пограничных рейдах, предоставит материальные и технические средства для правоохранительных и контрольно-надзорных органов, будет принимать участие в экспертизах, совместно с учеными займется исследованием новых районов промысла, активнее будет работать по поставкам креветки на российский берег и т.д.
На встрече был заложен крепкий фундамент для дальнейшего сотрудничества. Как заключил вице-президент Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, президент Ассоциации «Далькреветка» Юрий Иванович Москальцов: «Общими усилиями мы должны дать бой браконьерству!»

Ксения ПИСАРЕВА

  • Юрий МОСКАЛЬЦОВ и Игорь УЛЕЙСКИЙ
  • Сергей ИВАНОВ
  • Анатолий ЗАКШЕВСКИЙ