Работаем по новым Правилам рыболовства22 мая вступили в силу новые Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. О документе, который теперь регулирует промысел всех дальневосточников, "РП" беседует с вице-президентом Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Александром ПЛАТОНОВЫМ и заведующим отделом активного морского рыболовства департамента рыбного хозяйства администрации Приморского края Валерием КОРКО. |
Александр ПЛАТОНОВ: “Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна – это документ, который регламентирует деятельность рыбаков (как индивидуальных пользователей биоресурсов, так и юридических лиц). Основные изменения, которые затронут деятельность предприятий, входящих в нашу Ассоциацию, касаются установленного запрета на промысел охотской сельди в Северо-Охотоморской подзоне с 10 апреля по 31 августа.
Что касается промысла минтая, то, на мой взгляд, значительным достижением в борьбе с браконьерством стал пункт о недопущении превышения максимального выхода икры минтая при всех видах его обработки к массе промытой рыбы, поступившей на разделку. Я считаю, это огромный шаг вперед на пути рационализации промысла.
Немаловажные изменения, которые повлияют на работу предприятий-членов Ассоциации, касаются промысла лососей. В частности, новые Правила, в отличие от предыдущих, при перезаполнении нерестилищ запрещают осуществлять сверхлимитный промысел лососевых.
Очень важно, что новые Правила систематизировали запретные районы промысла. В документе конкретно указаны границы этих зон. Так, пункт 10.2. ввел запрет на добычу всех видов водных биоресурсов (за некоторым исключением) в морских поясах (прибрежной зоне), ширина которых отмеряется от внутренней границы территориального моря вдоль побережий островов и материков: в 12-мильной прибрежной зоне, 6-,5-,3-, и 2- мильной прибрежной зоне в зависимости от района промысла.
В то же время принципиальных изменений я не вижу. Я уверен, что работа над Правилами еще будет продолжена. Хотя меня радует, что в документе, который мы сегодня получили на руки, учтены практически все наши замечания, внесены наши предложения. Новые Правила рыболовства – это попытка найти компромисс между рыбаками, наукой и контролирующими органами. Все мы заинтересованы в сохранении биоресурса, и этот документ направлен на его рациональное пользование.
Но в то же время трудно сказать, как эти Правила будут действовать на практике. Это будет видно только на промысле по прошествии определенного времени. То, что сегодня большая ставка делается на сохранность биоресурса, радует. Это движение к цивилизованной рыбалке”.
Валерий КОРКО: "Новые правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна внесли существенные корректировки в промысел, осуществляемый в экономической зоне России. В частности, запрещен промысел охотской сельди в Северо-Охотоморской подзоне с 10 апреля по 31 августа (за исключением нерестовой сельди для осуществления прибрежного рыболовства любыми орудиями лова, кроме тралящих). Ранее этого не было. В то же время в подзоне Приморье открыли промысел северной и гребенчатой креветок. Согласно новым Правилам рыболовства разрешено вести промысел минтая в Карагинской подзоне (за исключением периода массового нереста с 1 марта по 30 апреля и для разноглубинных тралов района, ограниченного соответствующими координатами от мыса Олюторский до мыса Озерной). Отмечу, что в этом году по квоте в Карагинской подзоне приморским рыбакам выделено порядка 20 тыс. тонн минтая. Вместе с тем отменены сроки запрета промысла минтая у западного побережья Камчатки с 1 по 14 января.
Существенно изменилась ситуация с приловами. В частности, новые Правила не допускают прилов крабов и креветок – при специализированном промысле молодь крабов и креветок независимо от состояния, с наименьшими повреждениями подлежит выпуску в естественную среду обитания, также следует поступить и с приловом крабов и креветок, не поименованных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Прилов водных биоресурсов, для которых общий допустимый улов не установлен (за исключением видов, на добычу (вылов) которых установлен полный, временный или сезонный запреты), допускается в количестве, не превышающем 49% от общего веса улова. В то же время, замечу, что сегодня у нас практически на все виды биоресурсов устанавливается ОДУ. Если законодатель пойдет дальше, и количество квотируемых объектов будет сокращено, то данные нововведения будут иметь положительный эффект.
Особое внимание рыбакам следует уделить ст.16, согласно которой запрещается транспортировка за внешнюю границу исключительной экономической зоны Российской Федерации в живом виде крабов всех видов, добытых в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, которые доставляются для переработки или реализации на территорию Российской Федерации. Думаю, что это определенный шаг в борьбе с браконьерством.
В целом, новые Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна направлены на рационализацию промысла. По сути, они призывают рыбаков рачительнее относиться к ресурсу. Принятие этого важного документа – определенно шаг вперед. Ведь до 22 мая мы работали по Правилам, утвержденным еще в Советском Союзе (приказ МРХ СССР от 17 ноября 1989 года N 458 “О правилах рыболовства в водоемах Дальнего Востока”). Сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что новые Правила рыболовства соответствуют реалиям дня".