Газета «Рыбак Приморья»

О чем поведал краб

Крабы бывают разные. В наших дальневосточных морях их много. Из них наиболее ценным и к тому же массовым является камчатский (в дальнейшем местами будем его именовать просто - краб). Основные запасы его сосредоточены у западной Камчатки, где они с давних пор находятся под пристальным вниманием краболовов. В течение длительной эксплуатации вылов здесь то поднимался, то опускался до критического уровня, и тогда вводился временный запрет на специализированный промышленный лов.

Сравним фактические и рекомендованные наукой уловы краба у западной Камчатки. Возьмем два периода: 1995 – 1999 и 2000 – 2006 гг.
Итак, в 1995 – 1999 гг. вылов рекомендовался в размере 17 – 31 тыс. т. в среднем – 27 тыс. т (здесь и далее цифры округлены до целых величин). Из этого количества реализовывалось, по официальной статистической информации, 19 – 33 (29) тыс. т. В то же время, учитывая браконьерский промысел, реальный вылов оказался намного больше. Такие выводы можно сделать, опираясь на данные вывоза крабовой продукции на рынки США и Японии, согласно которым экспорт составлял 36 – 51 (47) тыс. т. Таким образом, прогноз реализовывался с превышением на 117 – 281% (в среднем 188%).
Период 2000 – 2006 гг. резко отличается от предыдущего, прежде всего, весьма малыми величинами рекомендованных уловов краба (из-за отсутствия возможности дать точный прогноз). Так, в 2000 г. он составлял 28 тыс. т, к 2002 г. упал до 6 тыс. т, к 2005 г. – до 1 (точнее – 0.6) тыс. т, а в следующем, 2006 г., еле-еле поднялся до 2 тыс. т. На этом фоне снижался и так называемый “официальный” вылов – от 25тыс. т в 2000 г. до 1 тыс. т в 2005 г. В 2006 г. он возрос до упомянутых 2 тыс. т. По сравнению с этим можно привести и ряд других цифр, проливающих свет на фактический (с учетом браконьерского) вылов.
В 2000 г. он оценивался в 52 тыс. т, а в последующем – в 36, 18, 14, 15, 6 и 2006 г – 9 тыс. т. Это означает, что по отношению к рекомендованным уловам фактические составили от 183% в 2000 г. до 400 – 449% в 2004 – 2006 гг. То есть не только чрезмерно завышалась доля изъятия, но она значительно возрастала с падением запасов, следовательно, сокращением научно обоснованных возможностей промысла. На этом фоне вылов все равно падал, возможности промысла по запасам катастрофически уменьшались.
В текущем 2007 году, возможности вылова краба у западной Камчатки оцениваются в 3,8 тыс. т. В том числе в подзонах Западно-Камчатской – 2,6 тыс. т, в Камчатско-Курильской – 1,2 тыс. т).
Второе место по рекомендованному вылову краба в этом году занимает Северо-Охотоморская подзона, где добросовестные краболовы могут надеяться на вылов 1,6 тыс. т. Запасы его здесь, по сравнению с западнокамчатским побережьем, невелики. Ведь не случайно же за всю историю промысла лишь однажды (в 2003 г.) в этой подзоне рекомендованный вылов превысил 3 тыс. т, а среднегодовой за 2000 – 2007 гг. составил только 1.8 тыс. т.
В отношении возможностей промысла стоит упомянуть Приморье, где буквально несколько лет тому назад, а точнее в 2003-2004 гг., рекомендовался вылов более 4 тыс. т. В эти и последующие годы под прессом непомерного промысла запасы были сильно истощены. С 2004 по 2007 гг. рекомендованное изъятие уменьшилось с 0,6 тыс. т до 0.1 тыс. т. Выходит, что эта подзона начисто потеряла промысловую значимость.
По поводу промысла краба в остальных промыслово-статистических подразделениях особо говорить не приходится ввиду их незначительности.
В целом в 2007 г. вылов камчатского краба в бассейне предусматривается в размере 5,631 тыс. т, при этом подавляющая часть может быть изъята специализированным промыслом. Причем, он может вестись только у западнокамчатского и североохотоморского побережий.
Приведенная информация по состоянию запасов и возможностях промысла камчатского краба со всей очевидностью свидетельствует о крайне безобразном отношении к нему как к ценному промысловому ресурсу. В этой связи вспоминаются не такие уж далекие годы, когда промысел велся главным образом у западной Камчатки, дававшей устойчивый вылов, далеко зашкаливавший за 30 тыс. т. Безудержное браконьерство, особенно в начале текущего столетия, привели к катастрофе. Такое положение с промыслом, судя по всему, будет продолжаться и далее. Кстати, один предприниматель-рыбак пооткровенничал: “Пусть что угодно будет прописано в Правилах рыболовства по поводу предотвращения браконьерства, положение кардинально не сдвинется, пока рыбоохранные структуры, наконец, не возьмутся за свое дело”. С ним нельзя не согласиться.
Трудно, очень трудно отрешить браконьера от его любимого занятия. Ведь камчатский краб – штука дорогая. По сообщению знающих рыбаков, на японских рынках 1 кг его (российского происхождения) продается за 10 долларов (около 260 рублей). Поговаривают также, что в японских начальных школах принято за правило ежедневно потчевать детей мясом краба, так сказать, для оздоровления нации. В отличие от этого на рынках Владивостока перекупщики и прочие торговые коммерсанты задирают цены на 1 кг этого продукта от 500-600 до 900 руб., пытаясь удовлетворить свою жадность за счет покупателей.
Вот такая арифметика. Хотя краб продовольственной проблемы, конечно же, не решает, однако промысел его вносит какую-то лепту в пополнение государственной казны.
Остается добавить, что при подготовке настоящего материала использовались данные путинного прогноза “Камчатский краб – 2007”, сформированного в отделе Бассейновых промысловых прогнозов и регулирования промыслов ТИНРО-Центра на основе материалов соответствующей сырьевой лаборатории института и НИИ рыбного хозяйства бассейна. Прогностический документ был рассмотрен на Ученом совете 23 мая и рекомендован для передачи промышленности для использования.

Василий Снытко