Газета «Рыбак Приморья»

Как готовятся российские рыбаки к конкуренции на мировых рынках и к работе в условиях вступления России в ВТО? – с такими вопросами мы обратились к председателю Клуба капитанов рыбопромыслового флота Борису ПАФАТНОВУ.

- Уже немало лет прошло после моего возвращения из одной длительной зарубежной командировки, где мне довелось приобрести опыт работы в жесткой конкурентной среде. Доложив о результатах работы начальству, и искренне желая помочь родному предприятию повысить уровень доходов от продажи рыбопродукции на внешнем рынке, я поинтересовался, почему компания не сертифицирует продукцию по международному стандарту. На что очень ответственный человек, один из руководителей крупного в прошлом госпредприятия, по воле судьбы ставший «бизнесменом», ответил: «А зачем нам этот стандарт, если у нас есть своя собственная служба сертификации?»

Уже нет того рыбацкого предприятия, «не при делах» и тот руководитель, а вопрос по-прежнему не потерял своей актуальности. Что же на сегодняшний день, но уже новым поколением рыбопромышленников, делается для улучшения конкурентоспособности как продукции, так и самих предприятий? Ясно: всем российским компаниям (в связи с грядущим вступлением страны в ВТО) придется конкурировать на рынке, причем не «вообще и в целом», а на деле, да еще каждому в отдельности. Однако если судить по тому факту, что Владивосток, претендующий на статус рыбацкой столицы России, все еще не имеет даже филиала хотя бы одного общепризнанного международного Центра сертификации продукции, – можно смело утверждать, что на этом важнейшем направлении практически еще ничего не делается. И основная наша беда состоит в том, что большинство отечественных предпринимателей вряд ли серьезно осознает саму суть этой проблемы. Многие из рыбопромышленников либо вообще не имеют никакого представления о мировой практике торговли морепродуктами, либо игнорируют ее по той простой причине, что и без того (без всяких там «евростандартов» и соответствующих им прибавок в цене) имеют хороший, по их мнению, «навар» и тем довольны без лишних хлопот. Думаю, что если обратиться сейчас к десяти крупным бизнесменам и задать им лишь один вопрос: что будет с их предприятием после вступления в ВТО, то 9 из них, скорее всего, ответят так – вот вступим и увидим. Такая реакция наших предпринимателей скорее всего вполне адекватна их знаниям правил ВТО, как, впрочем, и их политике в управлении компаниями, которая является совершенно недальновидной. Такое управление соответствует ситуации, как если бы капитан прокладывал курс и не учитывал при этом всех подводных опасностей.
Но первый звоночек, оповещающий об этой опасности, уже прозвенел. Еще в августе 2006 года представитель Германии в своем выступлении на Первом Международном съезде рыбаков, проходившем во Владивостоке, ненавязчиво и как бы между прочим предупредил наших рыбаков о необходимости готовиться к сертификации по международному стандарту. Очень жаль, что это выступление и затронутая тема до сих пор не нашли должного отклика в рыбацком сообществе и не побудили рыбопромышленников к принятию соответствующих мер.
В этой связи считаю необходимым напомнить о том, что еще в прошлом году рыбаки уже как факт признали то, что у штаба нашей отрасли нет никакой государственной политики в области рыболовства, что власть проводит в отношении нас известный «нэповский» принцип: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Да и видимых подвижек в усилении внимания к рыбакам со стороны государственной власти тоже пока не наблюдается. Потому очевиден факт, что готовить свои предприятия к работе в новых условиях придется рыбакам самостоятельно – рассчитывать больше не на кого и не на что.
Вопрос о сертификации продукции по мировым стандартам лишь на первый взгляд кажется простым. Что сложного, казалось бы: взяли образцы продукции, отослали куда надо на сертификацию, заплатили и ждите себе результата. Если тесты покажут соответствие продукции мировому стандарту, то получайте признанный в мире сертификат, а если нет – тогда отправляйте новые образцы на повторное тестирование – и все дела. Но ведь не так все это будет, нельзя на такое рассчитывать, господа рыбопромышленники! В любом деле подобной важности всегда предусмотрен и свой особый механизм его исполнения. В данном случае он подразумевает дополнительные и очень серьезные процедурные моменты, а именно – прежде чем сертифицировать готовую продукцию, предназначенную для реализации на мировых рынках, потребуется вначале сертифицировать рыболовное судно, на котором эта продукция изготавливается, а затем и само предприятие на соответствие международному стандарту. Вот тут-то и скрыты «подводные» опасности, о которых нам пока никто ничего не говорит. Ведь наши конкуренты совершенно не заинтересованы в их афишировании до самого последнего момента, получая прибавочную стоимость (не менее 30%) благодаря сертификации всей своей готовой продукции по стандартам ВТО. Тогда чего ждем мы? Или рассчитываем на то, что штаб рыбацкой отрасли вдруг проявит прозорливость и пришлет нам свой подробный план – как нам выйти в мировые лидеры? Можно быть уверенным: ФАР в лице своих ответственных работников вместо своевременной методической помощи, скорее всего, пришлет рыбакам очередную директиву, причем, как обычно, в самый канун «часа Х». Так что придется нам самим на месте во всем разбираться и определять, что надо делать, чтобы не попасть «как кур в ощип», когда настанет пора всем обедать за одним длинным столом мировой экономики.
Возвращаясь к «подводным» опасностям, хочу подчеркнуть следующее. Для подготовки каждого судна к сертификации необходимо будет его основательно модернизировать. Имеющийся у некоторых компаний опыт такой работы показал, что если для судов в возрасте до 20 лет на эти цели потребуются только средства (к тому же немалые) и время, то суда старше 20-25 лет почти не имеют шансов получить соответствующие сертификаты, дающие им право на изготовление пищевой продукции по международному стандарту. Следовательно, нам надо трезво осознавать: более половины российских рыбопромысловых судов просто не будут допущены к работе в новых условиях, так как не смогут пройти сертификацию. Либо, если очень кому-то захочется, затраты на сертификацию таких судов превысят все разумные пределы. Это и есть один из главных «капканов», который держат для нас наготове «акулы» рыбного бизнеса, желающие далее играть по правилам ВТО и намеревающиеся «толкнуть» нам свои собственные суда для вылова наших же биоресурсов. Казалось бы, ну что тут плохого – бери в кредит уже сертифицированные суда и лови как надо. Вот только цены на эти суда будут неподъемными для наших рыбаков! Они и сегодня стоят около десяти миллионов долларов за каждый траулер большого класса, а как только проявится повышенный спрос, так еще прибавят 30-40%. К тому же и рассрочка платежей на 15 лет (даже под 6% годовых) еще добавит такую же сумму. Вот и получится, что за каждое «евростандартное» судно придется рассчитываться огромной долей своего рыбного сырья, причем по двойной цене, а потому очень и очень долго. Поэтому нашим рыбакам надо «держать ухо востро», надо своевременно и детально изучить все правила ВТО, чтобы не оказаться по незнанию в новой долговой кабале – ведь только-только из нее многие с трудом выбрались. Нужно использовать все возможности, которые дает нам переходный период процедуры вступления в ВТО.
Следует напомнить и о другой опасности для всей нашей отрасли – о кадровой проблеме. Возникает вообще вопрос: кто сегодня подскажет нашим руководителям предприятий, как, когда и что именно надо сделать, чтобы плавно подойти к работе по новым правилам? Кто все-таки будет непосредственно внедрять на предприятиях систему менеджмента качества продукции (СМК), а затем и управлять ею? Осмелюсь утверждать, что таким опытом, возможно, обладают всего несколько компаний, да и у них еще нет специалистов, которые были бы обучены должным образом и обладали документом, подтверждающим их право на сертификацию предприятий и управление СМК. Ведь в наших отраслевых учебных заведениях пока даже не готовят таких специалистов, не говоря уже о наличии у них серьезного опыта такой работы.
Здесь уместна аналогия, и потому напомню, что международный стандарт в области судоходства – система управления безопасностью (СУБ) – внедряется уже 10 лет. Признание статуса соответствия стандарту МКУБ для России достигнуто исключительно благодаря ответственному подходу к этому вопросу морских специалистов высшей категории из числа капитанов и старших механиков, которые к тому же прошли многоплановую подготовку в специализированных учебных центрах. Такая система подготовки для специалистов СМК пока еще не создана, а значит, вопрос этот надо решать незамедлительно. Ведь для работы потребуются сотни дипломированных специалистов. Да и комплекс задач, требующих решения, будет намного шире и гораздо сложнее, чем при сертификации судна по стандарту МКУБ; и «на кону» при этом будет самая высокая ставка – прибыль предприятия. Настала пора задуматься об этом, господа рыбопромышленники!
Учитывая, что времени на раскачку почти не осталось, надо использовать любые возможности для получения квалифицированной помощи по всем вопросам, связанным с внедрением системы менеджмента качества на своих предприятиях. В качестве такой помощи должны быть организованы семинары, подготовлены пакеты документов с необходимой информацией. Конечно, будет нелишним воспользоваться и помощью специалистов ГУП «Нацрыбкачество». Крупным же компаниям следует как можно скорее пригласить для этой работы международного аудитора, уже имеющего опыт внедрения СМК в рыбацких фирмах. Без обладания такой практикой сложно будет пройти этот путь без ошибок.
Очень надеюсь на то, что эти размышления дадут толчок серьезному и обстоятельному обсуждению в профессиональной среде целого ряда проблем, являющихся сверхактуальными для рыбацкой отрасли. Результатом всех этих обсуждений должно стать осознанное решение каждого руководителя – разработать свой собственный план мероприятий накануне вступления нашей страны в ВТО, план работы в новых экономических условиях. Да и руководителям департаментов по рыболовству и образованию администраций краев и областей также не следует ожидать «попутного ветра» со стороны Москвы. А надо вместе с рыбаками поскорее найти решения общих проблем, чтобы не «протабанить» переходный период, а, напротив, использовать все имеющиеся у нас возможности для цивилизованного выхода на международные рынки.

Редакция