На новых краболовах типа “Евгений Никишин” и других судах этой серии условия жизни и труда были значительно улучшены. На них были четырехместные каюты для ловцов и переработчиков. Разрешалось совместное проживание семейных пар. На плавбазе были хорошие продовольственные кладовые, холодильник, камбуз и столовая, продовольственный и промтоварный магазины, почта и сберкасса, клуб, функционировала заочная средняя школа со штатными преподавателями.
Лазарет был оборудован операционной, стационаром, аптекой, процедурной, изолятором и кабинетами: зубоврачебным и для приема больных. В штате лазарета состояли терапевт, хирург, гинеколог, стоматолог, три фельдшера и три санитарки. Такой состав и условия позволяли оказывать все виды медицинской помощи, проводить профилактические и санитарные мероприятия для экипажа и обеспечивать производственный процесс.
Над всем экипажем плавзавода в те годы господствовал ПЛАН. Поднятый на борт краб или рыба должны были в течение суток перерабатываться в консервы и отправляться на склад готовой продукции.
В случае порчи сырца по каким-либо причинам виноватые наказывались выговорами, лишениями премии и штрафами. Такие же санкции предпринимались при обнаружении брака готовой продукции при ее дегустации. У нашего капитана-директора в подобных случаях часто наступал сердечный приступ.
Рабочий день на краболове начинался с побудки ловецких экипажей и выхода их на выборку крабовых сетей в четыре часа утра. К обеду мотоботы уже подходили с уловом. Краб поднимался на борт и поступал на разделку и варку. Затем продукция шла в цех для расфасовки по баночкам, на закатку и автоклавирование. После этого крабовые консервы отправляли на склад готовой продукции. Весь процесс заканчивался где-то около двух часов ночи следующих суток. С двух до четырех часов производилась уборка помещений цехов, ремонт и наладка оборудования. И так изо дня в день все четыре месяца крабовой путины.
Когда краба на плавзаводе было много, то все свободные от вахт и работ: администрация, работники служб и даже сам капитан-директор – выходили на подмогу в цеха и на распутку сетей. Выходили на помощь и работники лазарета. А мне несколько раз вместе с четвертым механиком Геннадием (фамилию его запамятовал) пришлось в водолазном снаряжении спускаться под воду для распутки винтов от намотавшихся капроновых сетей.
Отдыхали при отсутствии краба, на переходах в другой район промысла и в штормовую погоду.
В первые дни путины у многих работников на разделке и укладке-фасовке, а также на распутке сетей воспалялись сухожилия кистей рук, что вызывало сильную боль. Некоторые лечились старым народным методом – повязывали шерстяную нитку на запястье, а другие обращались в лазарет. У части работниц, обычно блондинок, работавших с крабовым мясом, отмечалась непереносимость крабового белка. У них начиналась аллергия с кожными высыпаниями. Таких переводили на другие работы.
Сок, выделявшийся внутренностями крабового панциря – довольно агрессивная среда, на коже рук он разъедал мелкие ранки. Этот сок при попадании в мясо краба мог даже полностью его испортить. Поэтому поднятый на борт со дна краб укладывался на мотоботе в строп всегда “спиной” вниз, так чтобы этот сок стекал внутрь панциря.
Несмотря на тяжелые условия работы на крабовой путине, общественная жизнь на судне кипела. Проводились производственные и партийные собрания, организовывались соревнования, работала библиотека, демонстрировались кинофильмы, выступали артисты художественной самодеятельности, выпускались стенные газеты, работала средняя школа. Несколько раз к нам приходило агитационно-пропагандистское судно с профессиональными артистами и лекторами. На плавзаводе отмечались государственные праздники, проводились торжественные собрания и редкие праздничные застолья. Ежедневно во время обеда и отдыха работала судовая трансляция: объявляли результаты соревнований, поздравляли с днями рождения. Но настоящим праздником для всех был приход судна-снабженца или “водолея” с почтой. Народ радовался или печалился от полученных вестей с берега, у каждого было свое.
По окончании крабовой путины часть работников убывала в отпуск, их заменяли другие, прибывшие с берега. Плавзавод переходил в другой район на сайровую путину. Изменялся режим работы. Теперь работали в две смены по 12 часов, что считалось значительным облегчением по сравнению с работой на крабовой путине.
Для нас, судовых медиков, работы хватало всегда и круглосуточно. По необходимости делались хирургические операции, лечили больных амбулаторно и стационарно, оказывалась зубоврачебная и гинекологическая помощь, проводились все виды процедур и профилактические мероприятия. Если на других флотилиях случались тяжелые травмы, то флагманский врач собирал со всех плавзаводов опытных специалистов, и проводились очень сложные операции.
Сам я получил большую медицинскую практику, позволившую мне впоследствии самостоятельно работать на судах “Востокрыбхолодфлота”, участвовать в загранрейсах в тропики на судах Дальневосточного отделения РАН. Спасибо всем моим бывшим коллегам и экипажу краболова за помощь в становлении дальнейшей гражданской жизни.