Поговорим о сайреСреди разных специализированных промыслов на Дальневосточном бассейне одним из основных является сайровый. Ему нашими рыбаками не случайно придается особое значение, ведь, продукция из сайры (главным образом консервы разных наименований), без преувеличения, приравнивается к деликатесу, пользуется повышенным спросом у населения и не залеживается на прилавках. Так было всегда, с самого начала вовлечения этой рыбы в сферу рыболовства. |
Вместе с тем сайровый промысел за свою историю испытал и взлеты, и падения. В этом отношении нелишне вспомнить следующее.
Лов этой рыбы нашими приморскими рыбаками был организован еще в конце 1950-х годов (имеются ввиду южноприкурильские воды) и развивался весьма активно. К 1978 г. вылов достиг максимума – более 78 тыс. т. В последующем он приобрел тенденцию снижения вплоть до 0,5 тыс. т в 1984 г. Затем до конца столетия снова происходил рост уловов, хотя и со значительными перепадами. Так, добыча сайры увеличилась с 2 тыс. т в 1985 г. до 72 тыс. т в 1990 г. После этого уловы опять приобрели тенденцию к уменьшению вплоть до 11 тыс. т в 1998 г. В последующем, включая текущее столетие, они устойчиво возрастали, достигнув 88 тыс. т к 2005 г., но в следующем году снизился до 79 тыс. т.
Падение вылова сайры в те годы связывается, с одной стороны, с переключением большого количества судов на промысел сардины, с другой – переносом акцента на промысел валютоемких видов. Катастрофическое падение запасов сайры, о котором можно было бы говорить, тут ни при чем, поскольку его не было. Кстати, в те же годы японский вылов не только сохранялся на прежнем уровне, но и увеличился до 260 тыс. т (часть из него приходится на наши воды).
Второй упадок в промысле сайры отмечался в 1994 – 2000 гг., особенно в 1997 – 1999 гг., и был связан с землетрясением, повлекшим полное разрушение рыбокомбината “Островной”, что на о. Шикотан. Именно он являлся основным рыботехнологическим пунктом, где перерабатывалось более половины добываемой сайры. Здесь же, кроме того, осуществлялся текущий ремонт добывающих судов.
Заметим, что в этот период существенно возрос японский вылов этой рыбы. Вообще же прослеживается некая закономерность: чем меньше вылавливают сайры наши рыбаки, тем больше растет промысел у японцев. Ведь ресурсы едины.
Как будет складываться конкретная ситуация на сайровом промысле в текущем году – покажет время. Между тем путинный сайровый прогноз на 2007 г., недавно рассмотренный на Ученом совете ФГУП “ТИНРО-Центр”, нацеливает наших рыбаков на успешный промысел. В разработке прогностического документа принимали участие специалисты нескольких подразделений института, БИФ “ТИНРО-Центр”, ООО ИПЦ “Геоток”, обсуждение происходило с участием широкого круга специалистов института, руководящих работников рыбной промышленности.
Что и говорить, сайровый промысел начал приобретать особую привлекательность лишь с начала 2000-х годов, спустя несколько десятилетий после его организации. За сравнительно короткий период была отработана схема научно-оперативного и организационного обеспечения сайрового промысла. Внедрение более совершенных методов и способов лова, автоматических систем диагностики и визуальной оценки состояния океана позволило более определенно судить о закономерностях распределение рыбы в районе промысла, существенно сократить время определения местоположения косяков, в том числе на акватории за пределами нашей экономической зоны, где также возможен эффективный промысел, но сверх лимитов.
В настоящее время примерно 60 % общего нашего вылова сайры приходится именно на усовершенные сайровые ловушки (без жесткой “сигары”), все шире внедряются в практику новые ловушки, так называемые подхваты, работа которыми ведется не с борта, а с кормы крупно- и среднетоннажных судов.
Удалось значительно повысить эффективность промысловых операций, снизить затраты на промысел. Так, если в 1977 – 1979 гг., когда добывалось 68 – 78 тыс. т, на промысле находилось одновременно до 200 добывающих судов, а в 2004 – 2006 гг. 74 – 78 тыс. т реализовывались примерно 50 единицами.
Разумеется, достигнутые усовершенствования освоения ресурсов этой рыбы появились не вдруг, а явились следствием труда многих специалистов разных организаций при тесном сотрудничестве между собой и с рыбаками. Среди ученых, в разное время внесших заметный вклад в развитие сайрового промысла – Лев Бочаров, Нафаил Булатов, Евгений Каредин, Михаил Мизюркин, Евгений Самко, Виктор Филатов (ФГУП “ТИНРО – Центр”), Анатолий Фомин (БИФ ТИНРО), Юрий Еремин, Валентин Касьяненко (ИПЦ “Геоток”), Дмитрий Старицин, Виктор Фукс (ЛГУ).
Конечно же нельзя не упомянуть Юрия Новикова и Ивана Сидельникова, стоявших у истоков изучения и внедрения в сферу рыболовства этой рыбы и сделавших в этом направлении многое.
Продолжая разговор о вопросах практического порядка, стоит заметить, что лов сайры российскими рыбаками в последние десять лет ведется в основном среднетоннажными судами (типов СТР-420, СТР-502) с последующей сдачей сырца на плавбазы, рыбообрабатывающие суда и береговые предприятия о. Шикотан. Положительным моментом здесь является использование на промысле малотоннажных судов (типов РС-300, МРС-150), способных загружать рыбой плавбазы до 180 т в сутки. С другой стороны, этим делом весьма успешно могут заниматься и крупные суда (типов РТМС, СТМ), что подтверждено практикой.
Кроме того, наращивается присутствие на наших сайровых промыслах добывающих судов, осуществляющих сортировку рыбы по размерному составу и производящих заморозку, что существенно облегчает технологическую переработку сырья.
Кстати, японские рыбаки на лове сайры используют главным образом мелкие и крупные суда, а тайваньцы и корейцы – в основном крупные, снабженные морозильными комплексами. При всем этом мелкие суда способны поднимать на борт и транспортировать к месту назначения 10-20 т, а крупные – 40-150 т рыбы.
Подчеркну, что российский вылов сайры начал существенно возрастать с 2000 г. Наряду с этим происходило нарастание эффективности промысла. В 2004 г. в среднем за путину добыча составляла 41 т на судосутки, а в период наиболее благоприятной промысловой обстановки (сентябрь – ноябрь) – 45 т. Обе эти величины являются рекордными за всю история нашего промысла. На этом рост этих показателей не остановился, продолжая возрастать в последующем. Так, в 2005 г. улов на судосутки в сентябре – ноябре составил 45 т, а в 2005 г. превысил 48 т.
В последние три года в нашем сайровом промысле наблюдается явный перекос. При стремлении наших рыболовных компаний развивать промысел, наращивать вылов они не могут по причине снижения предоставляемых квот.
В этом отношении заслуживает внимание следующее. По данным совместной российско-японской учетной траловой съемки, выполненной в июне-июле 2004 г., биомасса сайры в зоне Субарктического фронта и прилегающих водах Южно-Курильского промыслового района составляет около 2,5 млн. т. Учетные работы последующих лет, включая 2006 г., дают близкую к этому величину запаса. Аналитическая оценка сведений о запасах последних лет также свидетельствует о том, что запасы сайры в упомянутом районе превышают 2 млн. т. Это позволяет изымать 1,2 млн. т без ущерба для воспроизводства. Следовательно, возможности вылова сайры в 2000-2006 гг. примерно в 4 раза превышали общий вылов всеми странами в тихоокеанских водах азиатского побережья. В Южно-Курильском промысловом районе в тот же период при возможных годовых уловах 200-280 тыс. т общий российский и иностранный (по предоставляемым квотам) вылов составлял 98 тыс. т. Значительный недолов очевиден.
Теперь о другом. Уже на протяжении нескольких лет при Министерстве природных ресурсов РФ функционирует специальная структура, именуемая “Государственной экологической экспертизой”. Ее эксперты вносят существенную лепту в оценку возможностей промысла на бассейне, то увеличивая, то уменьшая допустимый вылов по отдельным объектам промысла и сопровождая свою точку зрения порою толкованиями, расходящимися с позициями основных разработчиков прогнозов. Конкретно в отношении сайры нельзя не заметить следующее.
В 2004-2007 гг. дальневосточными учеными рекомендовались годовые уловы этой рыбы в Южно-Курильской зоне в размере 210, 210, 273 и 240 тыс. т соответственно, но эксперт, курирующий прогноз по сайре, счел нужным урезать их до 150, 100, 155 и 151 тыс. т. Из них для российских рыбаков предоставлялось право реализовать в качестве квот 87,5, 60,5, 76,9 и 79,0 тыс. т. Остальная часть разрешенного экологической экспертизой вылова отдана иностранным рыбакам, которая по обыкновению не осваивается. В частности, в 2004-2006 гг. годовые квоты освоены ими на 54,4, 86,1 и 42,5% соответственно.
Отсюда следует, что сырьевая база сайры сильно недоиспользуется.
Как только что отмечалось, рыбаки могут рассчитывать на вылов сайры в текущем году в Южно-Курильской зоне в размере 79,0 тыс. т, что на 2,1 тыс. т меньше прошлогодней квоты.
Приморские рыбаки могут рассчитывать на вылов около 43,9 тыс. т, что составляет 55,6 % от общей величины. Для сравнения, сахалинским рыбакам выделено 32,7%, камчатским – 4,4%, хабаровским – 3,6%, магаданским – 2,2% от общей квоты (79,0 тыс. т); остальная часть ее распределяется поровну между корякскими и чукотскими рыбаками, которые, судя по всему, сами промыслом заниматься не будут, поскольку для них сайра не является традиционным объектом.
Конечно же, некоторые добывающие организации, в первую очередь, Приморья, Камчатки и Хабаровского края, будут испытывать недостаток в квотах. Здесь как раз было бы кстати утверждение их на уровне 240 тыс. т, как и было рекомендовано ТИНРО-Центром, но которые были беспощадно урезаны московским экспертом до 150 тыс. т.
Иностранцы квоты по сайре не осваивают сплошь и рядом. В частности, в 2006 г. они освоили всего лишь на 42 %. Так нельзя ли остаток предоставить нашим рыбакам?
Для выборки 79,0 тыс. т сайры, как показывает опыт последних лет, потребуется примерно 55-60 добывающих судов. Конечно же, каждая добывающая организация будет искать резервы и найдет их, потому как упускать возможность промысла деликатесной рыбы никак нельзя.
И последнее. Устойчивый промысел сайры со среднесуточным выловом более 8 т на судосутки у южных Курильских островов возможен с третьей декады августа, скопления в пределах наших вод будут наблюдаться до второй половины ноября. Более конкретные рекомендации по промыслу будут исходить от специалистов ТИНРО-Центра, базирующихся непосредственно в районе промысла.