Газета «Рыбак Приморья»

Корабли и суда - одно и тоже?

В последнее время мы все чаще становимся свидетелями ситуации, когда в газетных публикациях, на радио и телевидении при разговоре на морскую и речную тематику, многие суда, принадлежащие сугубо гражданским пароходствам, портам, акционерным обществам, рыбопромысловым и техническим компаниям, журналисты называют кораблями.

Таким образом, вследствие недостаточного понимания авторами различий в значениях этих терминов наблюдается некоторая путаница в отношении наименования плавучих инженерных сооружений. Так когда же правильно говорить “судно”, а когда “корабль”? Постараемся прояснить этот вопрос.

Итак, суда являются плавучими сооружениями для перевозки грузов и прочих целей, также иногда используются для военных надобностей. Суда имеют основные части: корпус, механизмы и оборудование (судовые устройства, системы связи, навигационные средства и т.д.). Специфической характеристикой судна являются его мореходные качества, от них зависит поведение и безопасность судна во время плавания. Размеры судна определяют его главные параметры: водоизмещение и вместимость, а для грузовых судов также грузоподъемность и грузовместимость. К важным рабочим характеристикам судна относятся автономность плавания, плавучесть, надежность и ремонтнопригодность.
По своему назначению суда подразделяются на транспортные, промысловые, промыслово-добывающие, спортивно-туристические, учебные, обслуживающие, военные и др. На транспортных судах перевозят грузы и/или пассажиров. Грузовые суда, в свою очередь, делят на сухогрузные, наливные (танкеры) и сухогрузно-наливные. Для сухогрузных судов характерна их узкая специализация по роду перевозимого груза и грузообработке: контейнеровозы, рефрижераторы, суда с горизонтальной грузообработкой. Промысловые суда снабжены оборудованием для добычи рыбы, морепродуктов, морского и речного зверя, для переработки сырья и выпуску готовой продукции или полуфабриката. К промышленно-добывающим судам относятся, например, золотодобывающие драги, нефтебуровые, кабельные, лесосплавные суда. Среди спортивно-туристических и учебных судов различают гребные, парусные и парусно-моторные, тренировочные, гоночные и прогулочные суда. Обслуживающие суда обеспечивают работу судов другого назначения. К ним относятся буксировочные, спасательные, гидрографические, дноуглубительные, бункеровочные, ледоколы, плавучие доки, плавучие маяки.
По характеру передвижения суда делятся на самоходные и несамоходные. По положению относительно поверхности воды при движении: на надводные (водоизмещающие, глиссирующие, на подводных крыльях и на воздушной подушке) и подводные. По типу главных энергетических установок (ЭУ) суда разделяют на теплоходы (дизельные ЭК), пароходы (котлотурбинные или котломашинные ЭУ), газотурбоходы (газотурбинные ЭУ) и атомоходы, а также парусные суда, приводимые в движение энергией ветра.
В отличие от гражданских плавсредств термин “корабль” употребляется в первую очередь применительно к военным судам. Военный корабль – это судно, которое входит в состав Военно-Морского Флота и способно решать определенные боевые или специальные задачи. Согласно Женевской международной конвенции 1958 г. об открытом море, военный корабль должен иметь свои внешние знаки, определяющие его государственную принадлежность, находиться под командованием военного офицера соответствующего звания, состоящего на государственной службе и иметь экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине. Корабль является собственностью того или иного государства, подчиняется только его законам и пользуется правом экстерриториальности при официальном нахождении в иностранных портах.
Современные военные корабли имеют мощные паровые, дизельные, газотурбинные, атомные или комбинированные энергетические установки. В зависимости от своего боевого назначения корабли имеют ракетное, артиллерийское, торпедное, минное вооружение или несколько видов боевого оружия одновременно. Военные корабли классифицируются: в зависимости от физической среды, в которой они действуют, – на надводные и подводные. По характеру решаемых задач выделяют боевые корабли (линкоры, авианосцы, крейсеры, подводные лодки, миноносцы, фрегаты, тральщики, десантные и сторожевые корабли, корветы и многие другие корабли), составляющие основу ВМФ, и на разнообразные военно-вспомогательные суда, предназначенные для обеспечения основных сил ВМФ в море и на базах флотов (рейдовые и базовые суда и плавсредства).
В завершение нашего разговора о морских и речных плавучих инженерных сооружениях – судах и военных кораблях необходимо вспомнить и о правильном именовании тех, кто их возглавляет. В далеком прошлом во главе экипажей торговых судов, а также военных боевых кораблей разных стран стояли кормчие и триархи, которые позднее стали называться капитанами. Однако мощное развитие мореплавания во многих странах мира способствовало тому, что если на различных по своему назначению торговых судах, а также судах военно-вспомогательного флота по-прежнему остались капитаны, то разнообразные военные боевые корабли возглавляют командиры.

Николай ФИЛИПЕЦКИЙ