Газета «Рыбак Приморья»

Российское судно выйдет в мировой океан

ЗАО рыболовецкий колхоз «Восток-1» приступил к реализации глобального проекта по выходу в мировой океан. Недавно руководством компании было закуплено судно корейской постройки, на котором планируется начать промысел глубоководного краба. Сегодня на «Шанс» - так назвали «первенца» - устанавливают современное промысловое вооружение, монтируют необходимые перерабатывающие оборудование.

Отметим, зарегистрировано судно в России, и работать на нем будет наш экипаж. Несколько дней назад над судном был поднят российский флаг. «Превосходные мореходные качества, большая вместимость трюмов, автономность плавания до 40 дней позволяют надеяться на хороший результат», – говорит председатель колхоза Сергей НАСТАВШЕВ. По его словам, в текущем году «Восток-1» собирается приобрести еще два судна и два в будущем году. На данный момент идут переговоры. Не оставляют в колхозе и планов по строительству судна.

Напомним, проект по выходу в мировой океан правление ЗАО рыболовецкий колхоз «Восток-1» разрабатывает давно. Более пяти лет специалисты колхоза собирали и обрабатывали информацию: материалы ПИНРО, АтлантНИРО, более 2 тысяч иностранных информационных и научных источников. Было опрошено несколько десятков физических лиц, видевших, слышавших и знающих. На основании данных материалов к середине 2005 года была отработана концепция выхода в океан, в районы будущей работы. Она предполагает практически неограниченную работу по промыслам глубоководных крабов с возможным выловом около 10 тонн в сутки.

По данным информационных источников, глубоководный краб является наиболее массовым объектом. Вообще крабовое сообщество в мировом океане наиболее многочисленное и повсеместно распространенное. Такие страны как Япония, Южная Корея, Китай успешно ловят этот объект на протяжении семи десятилетий.


В 2001 году Правление колхоза экипировало одно судно на промысел глубоководного краба. В 2002 году перевели на промысел краба все три краболова-процессора, затем дооборудовали еще три и одну плавбазу. Сейчас «Восток-1» имеет семилетний опыт работы глубоководного промысла краба. Т.е. приспособленную для этого технику, тактику и стратегию промысла и, главное – технологии, которые приняты на рынках США, Тайваня, Гонконга.

То же самое по освоению глубоководного промысла рыбы. Колхоз имеет 5 летний опыт освоения макруруса, который постепенно набирает цену на рынке и вскоре должен заменить или дополнить привычный минтай.
Сейчас можно сказать: резкий поворот в сторону глубоководного промысла дал нам неоценимые плюсы, – кадры, технику, тактику промысла и его стратегию. Общие затраты на освоение составили приблизительно 10 миллионов долларов. Однако игра стоила свеч.

По словам руководства рыболовецкого колхоза, предполагаемые концентрации краба дают возможность работы на двух-трех порядках вместо обычных 5 порядков в сутки, что даст значительную экономию по топливу. И при отсутствии платы за квоту общая расходная часть судна на промысле может быть уменьшена примерно на 50%. Сэкономленное будет направлено на развитие (строительство судов) и увеличение заработной платы экипажам. Проект судна для промысла крабов в открытом океане уже готов.


Сегодня «Восток-1» не просто знает как, где и на чем ловить, но и, что не менее важно, куда и кому продавать. Сегодня это единственное предприятие, предлагающее глубоководного краба на рынке США.


При этом рыболовецкий колхоз готов сотрудничать с другими компаниями, потому что выход в мировой океан – проект достаточно глобальный, в том числе с точки зрения затрат. К сожалению, этим предложением пока заинтересованы только западные компании. Однако «Восток-1» надеется, что и российские компании заинтересуются этим проектом, тем более, что выход в мировой океан – это вопрос престижа нашей державы.

Ксения ПИСАРЕВА