Третья Международная научно-практическая конференция «Морская экология 2007» получилась удивительной во всех смыслах. Приятным сюрпризом для организаторов стал интерес, проявляемый к мероприятию не только со стороны научных учреждений и природоохранных организаций, но и нефтяных компаний, традиционно в нашей стране предпочитающих
игнорировать претензии экологов к влиянию их деятельности на состояние окружающей природной среды.
Обсуждение проблем и путей их решения проходило в рамках заседаний научных секций и круглых столов. Участники конференции в один голос отмечали огромную работу, проделанную ее организаторами, и особенно Институтом защиты моря Морского государственного университета им.
адмирала Г.И. Невельского. Правда, не обошлось и без нареканий. Большое число заявленных докладов привело к параллельной работе сразу нескольких секций, из-за чего многие просто не успели прослушать все интересующие их сообщения.
Общий состав делегатов форума внушал уважение: в приморскую столицу съехалось более 150 представителей высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, промышленных предприятий и компаний, общественных организаций и органов управления со всей России. Благодаря поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) конференцию смогли посетить и зарубежные эксперты в области морской экологии из Австралии, Норвегии и США. Отрадно, что приглашенные специалисты отнюдь не ограничивались ролью свадебных генералов, а напротив, принимали самое активное участие в работе заседаний, секций, выставки и круглого стола, выступали с интереснейшими докладами, тем самым предоставляя российским коллегам возможность ознакомиться с зарубежным подходом к решению проблем, связанных с охраной моря.
На торжественной церемонии открытия не раз подчеркивалась важность и актуальность нынешнего мероприятия в связи с повышенным вниманием руководства страны к развитию Дальнего Востока России. Включение приморских портов в федеральную целевую программу развития транспортной инфраструктуры несомненно будет способствовать экономическому развитию региона, привлечению инвестиций и устойчивому росту производственных мощностей. Однако оборотной стороной этого процесса станет возросшая нагрузка на природу, а значит, новые технологические риски, увеличение угрозы морских аварий, загрязнений.
История знает массу примеров, когда человечество принимало решения, нанесшие непоправимый вред окружающей природной среде. Необходимо учитывать весь накопленный опыт, как положительный, так и отрицательный, чтобы свести к минимуму негативное воздействие человека на колыбель жизни – Мировой океан. Сегодня для этого у нас есть все возможности.
В рамках конференции проходила выставка «Чистый порт».
Без хозяина порядка не будет
Несмотря на относительно благополучную, по сравнению с азиатскими государствами, экологическую обстановку в Приморском крае и в Дальневосточном федеральном округе в целом, а может и благодаря ей, местные и центральные власти, да и население проявляют пугающее безразличие, когда речь заходит об охране природы. Вот уж воистину что имеем, не храним… Конечно, в последние годы благодаря деятельности различных природоохранных организаций мы стали экологически более подкованными, начали осознавать свою ответственность, например, в отношении тигра или леопарда. Но вот на проблемы экологии моря мы по-прежнему обращаем внимание, только обнаружив на любимом пляже табличку с надписью «Купание запрещено».
Ввиду предстоящего в 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке взоры мирового экономического сообщества прикованы к нашему региону. В таких условиях особое значение приобретает международное сотрудничество в рамках охраны окружающей среды. Поэтому далеко не случайно одной из основных тем конференции стало региональное взаимодействие и обмен опытом по очистке акваторий и побережья от мусора стран-участниц организации Плана действий по защите морской окружающей среды северо-западной части Тихого океана (NOWPAP), куда помимо Российской Федерации входят Япония, Республика Корея и Китай.
Доклад координатора NOWPAP в Республике Корея доктора Чон Сук ПАРКА касался деятельности региональных секторов в области управления морским мусором. Речь, в частности, шла о международной программе MALITA, в рамках которой решается проблема морского мусора, и ее основных компонентах: сбору, накоплению и анализу данных о морском мусоре в регионе, обзору правовых инструментов, государственных структур и программ в этой сфере, постоянному мониторингу побережья, разграничению его на сектора, специализирующиеся на развитии туризма, судоходства, рыболовства, изданию всевозможной печатной продукции, раскрывающей подлинные масштабы угрозы.
Организации комплексного управления прибрежными зонами, в том числе и определению границ как сухопутных, так и морских участков, посвятил свое выступление ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Иван АРЗАМАСЦЕВ. Он озвучил ряд принципов выделения прибрежных зон и проведения их делимитации на примере залива Петра Великого и предложил схему разноуровневой ответственности водопользователей для организации рационального природопользования. По мнению ученого, только в случае долговременного закрепления прибрежных участков за организациями последние будут нести полную ответственность, в том числе и юридическую, за экологическое состояние выделенной им территории. Сегодня, несмотря на все подвижки, законодательная база в этой области остается крайне слабой, и решение вопроса в большей степени зависит не от федерального законодательства, а отдается на откуп местным властям.
Продолжая тему, директор института защиты моря МГУ им. Г.И. Невельского Сергей МОНИНЕЦ сосредоточился на проблемах актуальных для Приморского края, в частности, для залива Петра Великого. Он отметил, что загрязнение Мирового океана давно престало быть эстетической проблемой. Производимый человеком мусор наносит как прямой ущерб, при попадании морских обитателей в брошенные рыболовные сети или употреблении в пищу фрагментов отходов, так и косвенный, разрушая особо уязвимые экосистемы.
Ежегодно более 100 тыс. морских животных погибает из-за утерянных либо брошенных сетей и других орудий лова. Морской мусор наносит ущерб и экономической деятельности человека, составляя реальную опасность для рыболовных судов, рекреационных зон, предприятий, забирающих морскую воду для технических нужд. По данным южнокорейских специалистов, из 2273 инцидентов, зарегистрированных в корейских водах с 1996 по 1998 гг., причиной 204 (т.е. 9%) стал морской мусор. И если в 111 случаях обошлось потерей времени, то в 56 серьезные повреждения получили судовые винты, а одно судно и вовсе затонуло.
Но если в динамично развивающихся азиатских странах наиболее серьезными источниками морского мусора являются суда всевозможных флотов, добыча углеводородного сырья на шельфе и объекты марикультуры, то для прибрежных акваторий Приморского края характерно расположение источников загрязнения на суше. Поэтому для борьбы с морским мусором необходимо, прежде всего, работать с организациями на берегу. И здесь весьма ценен опыт Республики Корея, где инициатива по очистке побережья исходит от муниципалитетов, которые заключают соответствующие договоры с водопользователями, привлекают к сбору мусора рыбаков и т.д.
Не менее важно и участие в мероприятиях по очистке прибрежной зоны добровольцев из числа местных жителей. 2 октября на пляже Всероссийского детского центра «Океан» прошла акция International Coastal Clean-up (ICC), в ходе которой было собрано около 50 кг мусора. Большую часть находок составлял металл, затем пластик и другие бытовые отходы. Комментируя результаты пилотного для Владивостока проекта очистки побережья по методике ICC, австралийский консультант ЮНЕП Стив РЭЙМЕЙКЕРС отметил высокий уровень организации акции и подчеркнул, что Тихий океан не разделяет, а наоборот, служит связующим звеном между Россией и Австралией, расположенными в разных полушариях планеты, но испытывающими схожие экологические проблемы, решать которые необходимо только вместе.
Новая угроза – инвазия
Об объединяющей роли Тихого океана для стран АТР и необходимости сохранения его богатств для будущих поколений австралиец говорил и на пленарном заседании в день открытия конференции. В этом регионе сосредоточено более половины мировых промысловых объектов, и здесь же ведется наиболее интенсивный вылов, развивается аквакультура, процветает браконьерство. Помимо переловов, второй по значимости угрозой морскому биоразнообразию, по мнению Стива Рэймейкерса, является инвазия, то есть проникновение чужеродных видов в водные экосистемы. Появление пришельцев влечет за собой серьезную опасность, так как воздействие чуждого вида на природу района предсказать невозможно.
Помимо естественных путей главными каналами, по которым происходит распространение инвазивных видов, считаются аквакультура, когда искусственно выращиваемый вид получает преимущество над остальными, так называемый, биомусор, т.е. перенос на большие расстояния организмов, прикрепившихся к транспортным или рыболовным судам и другим конструкциям, балластные воды, зачастую сбрасываемые за тысячи километров от места их забора. Устранять последствия биологического загрязнения – задача из категории «врагу не пожелаешь», намного проще и дешевле попытаться предотвратить проникновение инвазивных видов, например, посредством ужесточения требований к судоходству и танкерному флоту. И только от нас зависит, будут ли проклинать нас наши потомки или же вспоминать с благодарностью.
В ходе конференции неожиданно всплыла проблема интродукции крыс, к которой до этого относились довольно формально. Был поставлен вопрос о контроле над проведением на судах мероприятий по дератизации. Завезенные с материка крысы превратились в серьезную проблему для островов Командорского заповедника, поставив под угрозу существование его знаменитых птичьих базаров.
Сохранение биоразнообразия дальневосточных морей волновало и координатора морской программы российского отделения Всемирного фонда дикой природы Константина ЗГУРОВСКОГО. В своем выступлении эколог обосновал необходимость создания на востоке России и в Арктике не имеющей аналогов сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), отличающихся друг от друга по статусу и задачам. Для примера, в Австралии существует более 400 морских ООПТ с разной степенью защиты, площадью и функциями, начиная от гигантского Большого барьерного рифа и заканчивая локальными морскими охраняемыми территориями, которые служат достаточно утилитарным целям.
Основное назначение ООПТ состоит в сохранении и восстановлении подорванных запасов водных биоресурсов. Это могут быть нерестилища, места обитания важных промысловых или редких эндемичных видов морской биоты. Они могут использоваться в качестве «испытательных полигонов» при проведении мониторинга, исследований, экспериментов, а также стать основой рекреационного туризма. Сегодня в нашей стране остро ощущается нехватка ООПТ, особенно на северо-востоке – на Камчатке, в Беринговом море. Ведь последние морские заповедники возникли в 1980-х гг. совсем в другом государстве. По поручению Министерства природных ресурсов РФ WWF подготовил свои предложения по созданию сети ООПТ, включив туда все важнейшие районы, сохранение биоразнообразия которых приоритетно.
Будущее Камчатки: под знаком рыбы или нефти
Пожалуй, наиболее пристальное внимание участников конференции было приковано к перспективам развития побережья Западной Камчатки, где «Роснефть» получила лицензию на бурение скважин и проведение разведывательных работ на шельфе в районах, имеющих важное промысловое значение. Острейшие дискуссии вызвал вопрос о целесообразности переориентации экономики края с традиционной рыбохозяйственной отрасли и туристического бизнеса на добычу углеводородного сырья.
Не только ученых и экологов, но и общественность всерьез беспокоят возможные последствия даже просчитанной хозяйственной деятельности человека на западном побережье полуострова. На научных секциях не раз высказывались крайне негативные оценки планов нефтяников. При всех экономических выгодах разработки полезных ископаемых шельфа, ученые считают, что газо- и нефтедобычу необходимо вести крайне осторожно, проявляя максимум внимания к сохранению экосистем и биоразнообразия в этом районе.
В отличие от рыбных запасов нефть и газ относятся к невозобновляемым ресурсам, исчерпав которые можно остаться у разбитого корыта. Морские разработки западно-камчатского шельфа могут нанести непоправимый вред биоресурсам Охотского моря, где расположено более четверти рыбного богатства страны. Так есть ли необходимость рисковать ими ради предположительных 4% российской нефти? Не лучше ли поберечь недра на будущее, ведь цена на черное золото на мировых рынках будет только расти.
Увеличивает риск и сейсмоопасность участка лицензионной зоны, благодаря проходящим здесь разломам земной коры. Согласно карте разведывательных работ, верхняя скважина расположена в запретном крабовом районе. Остается загадкой, как вообще было выдано такое разрешение? В ходе круглого стола «Нефть и море», посвященного предотвращению и ликвидации разливов нефти, был заслушан доклад американских специалистов о последствиях катастрофы танкера Exxon Valdis в 1989 г., когда на побережье Аляски выплеснулось 40 млн. литров нефти. Прошло уже 18 лет, но отголоски тех событий сказываются на северной природе до сих пор. Поэтому не стоит питать иллюзий по поводу того, что Камчатка с ее уникальными экосистемами будет полностью застрахована от подобных аварий.
Кроме того, большие сомнения вызывает и экономическая целесообразность проекта. Дело в том, что местным запасам нефти по предварительным данным, далеко до сахалинских месторождений, и, учитывая сложность природно-климатических, географических и транспортных условий в районе разработок, они могут оказаться попросту нерентабельными. К таким выводам пришли эксперты Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН.
Умеренный оптимизм внушает присутствие на конференции представителей российских нефтяных компаний, рискнувших с открытым забралом выйти к экологам, рассказать о своей деятельности и попытаться найти взаимопонимание по многим больным точкам. Диалог нефтяников и общественности получился на удивление конструктивным. Компании заверяли в своей готовности использовать самые современные технологии при разработке новых месторождений на шельфе, придерживаясь принципа «нулевого сброса», но дать гарантии безопасности, особенно при транспортировке нефти, не смогли. Уклончивостью страдали и ответы на вопросы относительно степени соответствия экологическим стандартам скважин, эксплуатация которых началась в XX в. А некоторые аспекты, касающиеся ликвидации разливов топлива или нагуливания лососевой молоди практически в лицензионных участках, оказались и вовсе упущенными. Круглый стол показал, что спорных моментов, конечно, пока хватает, но если отбросить эмоции, то вполне можно выработать приемлемые как для нефтяников, так и для защитников окружающей среды решения.
В этом отношении поучительным может считаться зарубежный опыт в области менеджмента моря, о котором участникам конференции поведал координатор по нефти и газу WWF Норвегии Асле РОНИНГ. Действительно, российские проблемы очень близки к тем, с которыми столкнулись норвежские власти, открывая эксплуатацию нефтяных месторождений континентального шельфа. И если в Северном море, где добыча углеводородов ведется чуть ли не с 1960-х гг., промысел изначально не имел существенного значения, то в Баренцевом море, играющем для европейского севера не меньшую роль, чем для нашей страны Охотское, возник конфликт интересов рыбаков и нефтяных корпораций.
Баренцево море, как известно, обладает большими запасами рыбы, в частности, трески, которые делят между собой Россия и Норвегия. Поэтому в ряде районов допускать бурение скважин нельзя ни при каких условиях. Это в полной мере относится к нерестилищам, зонам важным для воспроизводства и жизненного цикла промысловых объектов, – там не должно быть разливов нефти. В этом аспекте цели рыбохозяйственных ассоциаций и природоохранных организаций совпадают и, объединив усилия, им удается отстаивать свои интересы в правительстве страны даже в условиях усиливающегося давления со стороны нефтяных компаний.
В 2006 г. WWF добился закрепления за некоторыми районами Баренцева моря временного статуса зон, закрытых для нефтяных разработок.
Например, для Лофотенского архипелага, куда каждый год в марте приходит на нерест треска. Некоторое время мальки перемещаются в норвежской части вод, а затем продолжают нагул на российской территории и вновь возвращаются для нереста к островам. В этом секторе, несмотря на его геологическое строение, которое позволяет предположить наличие запасов углеводородного сырья, и стремление многих компаний попасть в этот район, запрещено не только бурение скважин, но и транспортировка нефти. Ведь в случае чрезвычайных происшествий: разлива нефти на производстве или аварии с танкером, наиболее пострадавшей окажется именно молодь трески. Ожидается, что в 2010 г. статус свободных от нефтедобычи зон будет продлен, а в будущем может принять постоянный характер.
Подождем еще месяц
В целом программа конференции оказалась более чем насыщенной. Почти сотня докладов, бурные дебаты на секциях, которые порой затягивались до позднего вечера, не менее жаркие споры в кулуарах. Обилие предложений, представленных по итогам пленарных заседаний, секций, круглых столов для внесения в итоговую резолюцию, до начала конференции могло бы показаться фантастикой. Участники успели обсудить и меры по усовершенствованию природоохранного законодательства, в частности, принятие закона об экологическом аудите и закрепление правового статуса морских особо охраняемых природных территорий.
Для включения в проект сети ООПТ в дальневосточном регионе в качестве первых территорий были одобрены Шантарские острова, район западного побережья Камчатки, сахалинский заказник Кедровый и расширенный заповедник на Командорских островах. При этом предполагается создание в Охотском и других морях, по примеру Норвегии, участков, где полностью запрещено бурение и транспортировка нефти. Тщательного изучения заслуживает и опыт сахалинских нефтяных компаний при ликвидации крупных аварий.
Полную поддержку среди собравшихся встретило предложение о воссоздании в России ведомства, функции которого будут сосредоточены на охране природы и обязательной экологической экспертизе крупных проектов. Другие пожелания касались более узких, частных вопросов. Например, предлагалось ввести жесткие санкции за сброс капитанами судов балластных вод в разных районах Мирового океана и проводить обязательную сертификацию судовых двигателей.
Участники секции, посвященной биологическим аспектам загрязнения прибрежно-морских зон, рекомендовали расширить применение современных технологий и оборудования при мониторинге разливов нефти, ускорить разработку методов биоиндикации и биотестирования для определения уровня загрязнения моря и создать комплексную систему мониторинга побережья. Целесообразным признано обращение в Министерство промышленности и энергетики РФ с просьбой ускорить разработку и принятие закона о вторичных материальных базовых ресурсах, а также ходатайство в Правительство РФ об образовании новой отрасли биополимеров. А информировать население о преимуществах биологически разрушаемых упаковок перед «вечным» нужно со школьной скамьи.
Однако вследствие большого количества обсуждавшихся проблем, а также путей их решения, многие из которых в чем-то повторяются, а в чем-то дополняют друг друга, принятие итогового документа откладывается. Было решено создать редакционную комиссию, в состав которой вошли руководители секций, авторы наиболее интересных предложений, активно продвигавшие их, и все желающие. Теперь комиссии предстоит изучить представленные материалы, систематизировать предложения и на их основе выработать черновой проект резолюции, который будет разослан всем участникам форума для окончательной шлифовки в течение месяца. При этом организаторы особо подчеркивают, что рассматриваться будут только конкретные предложения, где четко прописана проблема, адресат и рекомендуемые меры, а не голословная критика. Только в этом случае решения, принятые на конференции, действительно смогут повлиять на политику государства в области экологии моря.