Газета «Рыбак Приморья»

Андрей КРАЙНИЙ: «С 1 января 2009 года начнется новая жизнь»

В ходе своего визита в Мурманск руководитель ведомства, председатель совета директоров ОАО «ММРП» Андрей Крайний провел пресс-конференцию для мурманских журналистов.

Первое, что сообщил Андрей Крайний: на совещании на Камчатке 5 сентября удалось убедить Президента России в том, что нужен единый федеральный орган по рыболовству.

«В одних руках будет сосредоточена вся отрасль целиком, – сказал глава рыбохозяйственной отрасли. – Все нормативно-правовые и контрольно-надзорные функции, которые были у Министерства сельского хозяйства, а также функции по управлению госимуществом и правоприменительные будут переданы Госкомрыболовству. Госкомитет будет обладать правом законодательной инициативы и являться субъектом бюджетного планирования. Мы получили Госкомитет в структуре правительства, который сегодня будет подееспособнее иных министерств».
Пока указ не опубликован, Андрей Крайний и его команда вплотную занимаются исполнением поручений Президента РФ Владимира Путина, данных по итогам заседания президиума Госсовета в Астрахани. Идет работа и над поправками в закон о рыболовстве.

«Нас абсолютно не удовлетворяет то, что внесли и приняли в первом чтении в Госдуме, – заявил Андрей Крайний. – Прошло совещание у главы администрации Президента России, создана рабочая группа. Сегодня началась работа над подготовкой законопроекта с поправками ко второму чтению. Законопроект будет кардинально переделан, пожалуй, и концептуально переделан. Полагаю, что наше мнение будет услышано. В этой рабочей группе работают наши юристы и представители рыбацкой общественности. Надеюсь, мы получим гораздо более внятный, четкий документ, который будет полезен рыбной промышленности и стране».

Отвечая на вопрос об экономическом положении Мурманского морского рыбного порта, руководитель отраслевого ведомства сообщил, что он пришел на пресс-конференцию после заседания совета директоров порта, где обсуждалось сложное положение предприятия. Сегодня порт переваливает 50 тыс. тонн грузов, а в коллективе – 1200 человек, из них – 181 докер.

«Конечно, 180 человек не в состоянии прокормить 1200. И сегодня, если мы не примем радикальных мер, то если не в 2007 г., то в 2008-м порт просто «проест» сам себя. Сегодня что-то продается – и на эти деньги выплачивают зарплату. Мне думается, мы в состоянии привести порт в порядок. Оптимизация структуры будет, но это не самое главное…», – сказал Андрей Крайний.

Итак, на рынок труда в Мурманске в ближайшее время будут выброшены сотни бывших портовиков. Мурманчан это не порадует. В 2002 г. порт вышел из состояния банкротства. В 2005 г. его деятельность была прибыльной. Но в 2006, как только была сдана в аренду нефтебаза, порт сразу стал убыточным.

«Это было ошибкой. Мы непременно расторгнем договор с компанией «Первый мурманский терминал» по нефтебазе рыбного порта. Считаю, это грабительский договор, который поставил порт за грань выживаемости».
Виноваты в этом бывшие руководители порта, присланные из других регионов. Их «ошибки» отражаются на судьбах людей. К сожалению, у нас в России до сих пор принято уводить от ответственности руководителей и их покровителей, которые губят дело на корню. А что же самое главное, по мнению Андрея Крайнего?

«Мы должны привлечь грузовые линейки. У меня завтра будут переговоры с Газпромом. Газпром буквально завтра начинает работать по Штокмановскому месторождению углеводородов, и его интересует возможности мурманского рыбного порта. Полагаю, что мы найдем взаимопонимание. Порт с удовольствием окажет услуги по погрузочно-разгрузочным работам нефтегазодобытчиков».
Сегодня руководитель ФАР также надеется, что Мурманский морской рыбный порт вскоре станет свободной экономической зоной. «На наш взгляд, все порты должны быть свободными экономическими зонами, потому что иначе мы поставим их в неравные условия. Может быть, Новороссийск и Санкт-Петербург в этом не нуждаются, а Мурманск и Петропавловск-Камчатский – безусловно».

Отвечая на популярный сегодня вопрос о нежелании рыбаков заходить в российский порт, глава Госкомрыболовства пояснил: «В областном бюджете не предусмотрено денег на содержание областных ветеринаров, к примеру. Что им делать? Права им дали, они идут и зарабатывают, как могут. В Мурманском порту 9 организаций, которые в той или иной степени занимаются ветеринарией. Все требуют деньги и формально, и неформально. С каждой организацией нужно договариваться. Таким образом, от суток до трех суток проходит оформление судов. В Киркенесе – судно оформляется за полтора-два часа. В поручениях Президента записано, что нам нужно разработать регламент с пограничниками таможенниками, ветеринарами и всеми остальными, чтобы сократить число контролеров. Я полагаю, это должны быть сотрудники Россельхознадзора, пограничники и таможенники – и этого достаточно».

Андрей Крайний пообещал создать регламент по надзору до конца 2007 г. В нем будет определены три часа, за которые, по мнению главы ведомства, все формальности должны быть улажены. После трех часов по приходу – должна начаться разгрузка судна.

В ходе пресс-конференции, прошедшей 2 октября в Мурманске, журналисты, наслышавшись от рыбаков, поинтересовались у руководителя отрасли, будет ли организована должным образом отгрузка рыбопродукции в центральные районы страны? Сегодня рыбакам разгружаться некуда, нет ни рефрижераторных вагонов, ни автомашин.
По информации Андрея Крайнего, это не проблема. Проблема в том, что руководители порта не заказывают вагоны у РАО «РЖД», опасаясь отсутствия поставок со стороны рыбаков. То есть, говоря проще, отсутствует тот знаменитый «рыбацкий конвейер», которым славился Мурманск в былое время. Уповать здесь только на волю рынка – дело рискованное. Либо ассоциации рыбаков должны заниматься организацией рыбной торговли и сбытовыми вопросами, создавая кооперативы, либо региональные власти. Рынок – это убогий слепой, которому нужен поводырь.

Что касается аукционной системы наделения рыбаков биоресурсами, то к этому варианту Андрей Крайний относится «категорически отрицательно. По мнению Андрея Анатольевича, которое он уже не раз высказывал, это ведет к полному вымыванию оборотных средств у рыбаков, попаданию в зависимость от иностранного капитала.

«Другое дело, что у нас наделение долями заканчивается в конце 2008 г., и мы должны будем освободиться от компаний-рантье, у которых есть квоты, а сами не ловят. Это касается и компаний-браконьеров. Мы должны изъять у них биоресурсы и распределить на аукционах те доли, которые не осваиваются. Но закрытые аукционы, в которых будут участвовать компании соответствующего субъекта Федерации, такой аукцион – да! Если мы дадим чиновникам право изымать и распределять, то не получим положительного результата».

Однако категоричности у Андрея Крайнего не хватило, чтобы предположить, что бизнес-сообщества сами могут определить, кому и как перераспределить излишнюю квоту. Вот это было бы кардинальным решением вопроса и действительной помощью рыбакам. Под нажимом определенных лоббистов квотные аукционы все же остаются. То есть рыбаки должны заплатить в бюджет сборы за ресурсы, а к тому же – аукционные платежи. Получается двойной удар по рыбакам. Почему бы не доверить распределение ресурсов самим рыбакам, а властям – только затвердить их решение? Однако промышленная демократия в России для чиновников представляется зародышем в утробе матери-Родины.

Как микширующую меру Андрей Крайний назвал сокращение платежей за ВБР.
«Мы внесем поправки в 25-ю главу Налогового кодекса. Ставки за пользование водными биоресурсами будут платиться по-разному. Если рыбопродукция будет вывозиться за рубеж – ставка 100%, если на территорию России – 5% ставки. Это будет стимулом для рыбаков везти рыбу в Россию».

Затронув проблемный вопрос о присутствии на российском рынке рыбодобычи иностранного капитала, Андрей Крайний заявил следующее:
- В обновленном законе мы полагаем, что будет прописано: квоты бербоут-чартерным судам не выделять. Компании, которые их эксплуатируют, говорят, что они выкупят суда у иностранцев. Мы дадим переходный период – минимум год. Квоты изымать не будем. Но просто все компании должны понимать, что с 1 января 2009 г. начнется другая, новая жизнь.

И более того, мы получили поручение Президента, которое волновало мурманчан – по поводу судов, которые ремонтировались за границей и не могут войти из-за больших платежей (пошлина и НДС). Мы работаем совместно с таможней и Министерством финансов над разработкой мер, направленных на то, чтобы эти суда вернуть в Россию.
Андрей Крайний собирается вернуть в Россию и суда, находящиеся сейчас в Китае. Об этом недавно уже было заявлено в ходе встречи руководителя отрасли с приморскими рыбаками во Владивостоке. На прошлой неделе этот вопрос обсуждался и в Правительстве страны. Им получена поддержка по созданию ОАО «Росрыбфлот», готовится Указ Президента. В этой компании будут 27 дальневосточных кораблей, которые компании построили под гарантии России.

- Зачем государству свой госфлот?

- Потому что государство должно заниматься вопросами организации экспедиционного лова в Мировом океане. Большинству компаний это просто не под силу. А кто бы и мог – не хочет рисковать, – пояснил глава отрасли.

Еще один вопрос – о прибрежном рыболовстве. Андрей Крайний сказал, что даже юристы не могут понять, что это такое.
- Конечно, чтобы понять, что к чему, надо бы хоть раз побывать в море. Но у рыбаков нет понимания, – твердо заявил Андрей Крайний. – Ведь везде разные условия. Приморский край – это 90% добычи в экономзоне, им не надо прибрежку. А у камчадалов – ровно наоборот. Они понимают, что если мы уберем понятие прибрежного рыболовства, то туда придет крупнотоннажный флот, и там тоже через несколько лет ничего не будет, потому что крупнотоннажный флот в Приморском крае все уничтожил.
Но даже одно слово в определении этого термина может нарушить сложившийся баланс океанической и прибрежной квоты в Мурманском регионе. Сейчас, в понимании высокого чиновника, прибрежное рыболовство – это то рыболовство, продукция которого доставляется в свежем или охлажденном виде на берег, и суда должны быть длиной до 24 метров. А как насчет мороженой рыбы, требующей глубокой переработки на берегу? Ответа пока нет…

И, наконец, прозвучал вопрос по судостроению и о формах государственно-частного партнерства в этой сфере. Журналисты восприняла как сенсацию слова Андрея Крайнего: «Минсельхоз будет выделять Россельхозбанку на рыбную отрасль 50 млрд. рублей. Банк создаст компанию под рыбную отрасль. Остается добиться субсидирования кредитной ставки. Если рыбаки узнают, что кредит будет выдаваться под 4 % годовых в рублях, то лучшего и желать не надо».
Эти слова Андрея Крайнего хотелось бы рассматривать как свершившуюся реальность. Однако «дам» – не значит «на», как говорят руководители и главные бухгалтеры рыбацких компаний.

Как известно, указ о назначении главы Госкомрыболовства еще не опубликован, однако Андрей Крайний и его команда вплотную занимаются исполнением поручений Президента РФ, данных по итогам заседания президиума Госсовета в Астрахани.

Людмила ДЕМЕНТЬЕВА